Любовь к малому бизнесу по-итальянски

Дыховичная-Торриери М.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (7), Июль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Дыховичная-Торриери М.Ю. Любовь к малому бизнесу по-итальянски // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 7. – С. 16-24.

Аннотация:
Вопрос мелких и средних предприятий - лимфы экономики многих стран - для России представляет особый интерес. С развитием этого сегмента экономики связывают и структурную перестройку экономики, и увеличение конкурентоспособности предприятий, и развитие экономической и политической инициативы и свободы, и решение вопроса занятости. Нет страны, где мелкая и средняя индустрия достигла бы столь весомых успехов, став основной опорой экономики, как в Италии. Среди итальянских областей наиболее показателен в этом отношении пример Пармы, сумевшей найти своё “экономическое лицо” в мире и свою специализацию. Парму называют “пищевой долиной” Европы и мира (по аналогии с “Силиконовой долиной” – колыбелью компьютерной революции в США). Опыт Пармы, занявшей первое место в Италии по качеству жизни, может быть полезен и показателен для наших читателей. С краткого экономического обзора экономики этой области и интервью из Пармы нашего корреспондента Марии Дыховичной-Торриери с Директором Союза Промышленников Пармы господином Чезаре Аццали мы начинаем публикацию серии статей и интервью с известными и менее известными компаниями, с целью понять предпринимательский опыт становления фирм, опыт создания консорциумов и кооперативов, юридическую и законодательную базу их деятельности. Мы надеемся, что эти публикации выльются в активный диалог между предпринимателями России и Пармы, дадут новые идеи и откроют новые горизонты сотрудничества. Но сначала экономический обзор промышленности Пармы.

Ключевые слова: малый бизнес, Италия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Провинция Пармы находится на полпути между Миланом и Болоньей.

Известная ещё в эпоху Римской империи, как свободная “коммуна”, Парма была известна своими ремёслами и торговлей. Расцвета она достигла как столица Герцогства в XVII-XIX веках и развивалась под влиянием французской, а затем и австрийской культуры.

В Парме и провинции, занимающей площадь чуть менее 350 000 га, проживают 392 000 человек. Количество активного населения составляет 168 000 человек, из которых 4% занято в сельском хозяйстве, 32,9% в промышленности и 63,1% в сфере услуг. Ежегодный объём реализуемой ими продукции составляет 29 000 миллиардов лир.

В сельском хозяйстве насчитывается более 15 500 предприятий. Основные культуры – свёкла, томаты, мягкие и твёрдые сорта пшеницы, овёс, лук, винные сорта винограда. Общий объём реализуемой сельскохозяйственной продукции составил в прошлом году 850 миллиардов лир.

Сфера услуг объединяет торговлю (28 000 занятых), банки и страховые компании (8 000 человек), государственные учреждения (41 000 служащих), термальные лечебницы и университет с 25 000 студентами.

Промышленность Пармы имеет чёткую специализацию в области производства продуктов питания, пищевой тары, технологии в области пищевой промышленности, о чём свидетельствует диаграмма объёма реализованной продукции по отраслям за прошлый год.

Костяк промышленности Пармы составляют 128 предприятий с количеством занятого персонала от 50 до 100 человек. Здесь работают 41% всех работников промышленности. 30 000 человек заняты в тысячах мелких и мельчайших фирм, а 8 000 работают в компаниях, насчитывающих более 500 человек.

Пятая часть продукции в стоимостном выражении поставляется на экспорт, из них около 30% всего экспорта составляют комплектные линии по пищевой переработке, 25% приходится на продукты питания, 18% занимают машиностроительные отрасли. Основные экспортные рынки – это страны ЕЭС и США. Россия в общем проценте экспорта составляет не более 2,5%.

Структура и результаты деятельности агросектора и других отраслей экономики провинции сведены в следующую таблицу:


Отрасли
Объём реализо-ванной продукциимлрд.лир*
Количество компаний
с персоналом свыше 10 человек

Количество работников, занятых в отрасли

Объём экспорта, млрд.лир*
1
2
3
4
5
Макароны, хлебо-булочная продукция, производство сахара, супов и замороженных продуктов

6 200

33

6 000

463
Переработка молока, производство сыров, мороженого

2 000

35

2 900

54
1
2
3
4
5
Переработка мяса, производство колбас и ветчины

2 300

113

3 900

228
Фруктовые и овощные консервы
470
19
1 350
219
Производство минеральных вод и безалкогольных напитков, вин и ликёров

70

12

350

4
Промышленная переработка рыбы и рыбных консервов, производство кормов и др.

280

14

800

64
Машиностроение (электрооборудова-ние, литьё, метал-лообработка), электронные компо-ненты, обработка жести

4 000

338

11 500

837
Производство техно-логических линий для пищевой про-мышленности

3 150

163

6 800

1 365
Переработка стекла, изделия из керамики
1 350
49
5 500
443
Текстильная и лёгкая промышленность
700
78
3 700
276
Химическая, фарма-цевтическая и нефте-перерабатывающая промышленность

750

30

3 000

250
Деревообработка и производство мебели
550
58
2 800
66
Бумажная и бумаго-делательная про-мышленность

300

22

700

15
*) Курс итальянской лиры по отношению к американскому доллару на настоящий момент составляет около 1:2000.

Проанализируем некоторые строки таблицы.

Наиболее активно, с отрывом от всех других отраслей развивается макаронная и хлебопекарная промышленность. Этим она обязана прежде всего крупнейшей в мире транснациональной компании “Барилла”, производящей макароны, крекеры и печенье. Здесь же расположена ее штаб-квартира и самый крупный в мире завод по производству макарон. Это привело к тому, что провинция обеспечивает производство 350 тысяч тонн макаронных изделий в год.

Парма – плодороднейшее место для выращивания свеклы. Это позволило поставить на мощную современную промышленную основу производство сахара и дрожжей. Сегодня в Парме производится 38 тысяч тонн дрожжей, (или 55% всей национальной потребности в хлебопекарных дрожжах) и 100% дрожжевого экстракта.

Производство печенья, тортов, куличей обеспечивается многочисленными мелкими предприятиями.

Мясомолочная промышленность Пармы известна всему миру благодаря своей специфической продукции, отличающейся особой рецептурой и технологией. Это прежде всего сыр “пармезан”, который в прошлом свободно принимался банками в качестве залога, и сырокопчёная ветчина, известная также под названием “Пармская”.

В Парме работают 223 сыроварни, перерабатывающие ежегодно 5 900 000 центнеров молока, из которого после почти двухлетнего производственного цикла получается 384 000 центнера “пармезана” и 92 500 центнеров масла.

Молоко стало основой для стремительного успеха ещё одной пармской фирмы. Основанная сравнительно недавно – в 1961 году – фирма “Пармалат” превратилась в крупнейшую в мире компанию по производству молока длительного срока хранения. Ныне ею перерабатывается в сутки 1 500 000 литров молока, из которого изготавливается пастеризованное молоко, йогурты, десерты и другие продукты в упаковке “ТетраПак”.

Пармская ветчина известна с XV века, и, что самое интересное, технология её производства с тех пор не изменилась.

Пересекая провинцию Пармы, можно увидеть сотни домов с узкими прорезями окон и закрытыми ставнями. На первый взгляд кажущиеся спящими дома, но это не что иное, как предприятия по производству ветчины. Их насчитывается более 200, и единовременно в них висят 16 миллионов окороков и других копчёных продуктов. Этот небольшой по своим географическим размерам прямоугольник даёт более 50% национального объёма производства.

Местечко в провинции Парма – Фелино – стало синонимом известных сырокопчёных колбас. Население городка занято исключительно этим производством.

Ещё одной отрасли обязана Парма своей известностью. Это – томаты и многичисленные плодоовощные консервы. Из томатов и других овощей двенадцать промышленных предприятий производят соусы, овощные полуфабрикаты и соки.

Из технологии производства указанных продуктов выросла еще одна динамично развивающаяся отрасль. Это – производство оборудования и комплектных линий для агропромышленных отраслей.

Из Пармы буквально во все страны мира поставляется комплектное оборудование по переработке соков, производству соусов, очищенных помидоров, мармелада, консервов, тары и упаковки.

Здесь особая предпринимательская атмосфера. В этом чудесном месте Италии представлены многочисленные узкоспециализированные фирмы, связанные друг с другом договорами подрядов, совместного производства, специализации. При посещении многих предприятий даже специалисту трудно себе представить, как в таких маленьких цехах, в таком миниатюрном проектном бюро могут создаваться столь современные, уникальные линии, работающие на предприятиях крупнейших многонациональных компаний. Объединённые в консорциумы или просто связанные долголетними, часто неформальными узами партнёрских отношений, фирмы выполняют заказы на сложнейшие технологические линии, применяя десятки и сотни узлов и деталей от независимых производителей-смежников.

В чём секрет успеха “пармской модели”? - спрашиваю я у Директора Союза Промышленников Пармы доктора Чезаре Аццали.

Ч.А.: Нашей экономике удалось найти правильную модель интеграции сельского хозяйства и сельскохозяйственной переработки.

Наши усилия по превращению давних традиций в источник нынешнего благосостояния, в отрасль экспортной специализации увенчались успехом. Например, здесь с давних пор выращивают томаты, а крестьяне держат свиней. С незапамятных времен из поросят делают сырокопчёную ветчину, а томаты используют для производства соусов. Из молока в далёком прошлом делали сыр “пармезан”, упоминание о котором можно найти у Боккаччо в “Декамероне”. Все эти продукты и стали основой нашей экономики.

р.п.: Это традиции. А где же ключ к успеху?

Ч.А.: Ключ к успеху был найден тогда, когда мы инновационно подошли к тому, что наши предки умели делать до нас, и превратили наши традиции в промышленный бизнес, завоевав рынки сбыта. Рука об руку с сельским хозяйством шли фирмы, выпускающие пищевое технологическое оборудование. В начале они обслуживали нужды сельскохозяйственных производителей, а затем уже этот опыт распространился далеко за пределы Пармы.

Пармских производителей пищевого оборудования можно сравнить с портным, который шьёт костюм, учитывая нужды и специфику клиента. Так появились всем известные фирмы по производству оборудования для выпуска соков, упаковки и т.д.

р.п.: Каковы особенности организации предпринимательской деятельности в вашей провинции?

Ч.А.: Парма – пример модели рынка мелких и средних производителей. Экономическая ткань Пармы – мелкие и средние предприятия, семейный бизнес. Правда, в этом хоре есть и свои запевалы.

Две компании, родившиеся и выросшие в Парме, имеют все характеристики транснациональных компаний. Это “Барилла” ‑ мировой лидер по производству макарон, и “Пармалат” ‑ крупнейший в мире производитель молока и соков в пакетах “ТетраПак”. Благодаря им многие узнали Парму. Они пробили путь многим другим производителям на внешние рынки.

Но эти две фирмы – исключение из правил. Костяк промышленности по-прежнему составляют мелкие и средние фирмы, со своими преимуществами – гибкостью, умением жить по средствам, как хорошие семьи, и недостатками. Да, да, недостатками, а именно: необходимо учиться ‑ как в бюджете ассигновать средства на НИОКР, где взять кредиты, как рационально использовать деньги на завоевание рынков. (Об этом у Вас будет возможность подробнее поговорить в будущих интервью с хозяевами предприятий мелкого и среднего бизнеса.)

р.п.: Где можно поближе познакомиться с достижениями Пармы?

Ч.А.: Приверженность Пармы хорошей и здоровой пище нашло своё отражение в двух крупнейших выставках, имеющих международную известность. Это – выставка “CIBUS”, посвящённая производству продуктов питания, и “TECNOCIBUS”, посвящённая технологиям и оборудованию по производству продуктов питания. Выставки проходят ежегодно, чередуясь друг с другом.

Престиж Пармы как Европейского центра хорошей еды выдвинул этот город в число основных кандидатов для размещения штаб-квартиры организации ЕЭС по контролю качества пищевых продуктов “Food Authority”.

р.п.: Это интересно. Расскажите, пожалуйста, о том, как решаются вопросы качества на предприятиях Пармы?

Ч.А.: Тема контроля качества – важнейшее для Пармы направление деятельности. Речь идёт не только о системе санитарного контроля, но и о повышении качества продукции и улучшении общего психофизического состояния человека через улучшение его питания. У Пармы для осуществления этой программы есть все предпосылки. Это и известный научно-исследовательский институт, и экспериментальная станция питания, и престижные факультеты, подготавливающие специалистов-пищевиков, и общая атмосфера города.

Мы никогда не забываем, что мы едим не только чтобы жить, но и чтобы получать от этого удовольствие. Парма ‑ это не только пример модели частной инициативы, но и города, вышедшего на первое место по качеству жизни.

р.п.: Какова роль Союза Промышленников в этом процессе?

Ч.А.: Предприниматели поняли, что только создавая хорошую среду обитания, можно добиться процветания бизнеса. Поэтому предприниматели дают деньги городу, финансируют курсы подготовки и переподготовки специалистов, поддерживают развитие кооперативов и консорциумов, финансируют культуру.

Мы объединяем 80% всех компаний и осуществляем политику финансирования и организационной поддержки предпринимателей и провинции. Посмотрите, сколько в городе проходит конференций, каков престиж пармской медицины, какие гастроли проходят в Парме. Редкая инициатива обходится без Союза Промышленников.

р.п.: И последний вопрос. Может ли, по Вашему мнению, быть применена “пармская модель” в других странах?

Ч.А.: Безусловно, это возможно. Но только в том случае, если предприниматель не только конкурирует и обновляет, но и проявляет здоровую солидарность с обществом и общественными институтами, постоянно понимая, что те и другие представляют собой неразрывное единство.

р.п.: Большое спасибо, г-н Аццали, за Ваше интервью. Мы обязательно воспользуемся Вашей рекомендацией и помощью, и начиная со следующих номеров журнала начнем регулярно публиковать интервью с Вашими коллегами-предпринимателями из прекрасной Пармы – долины здоровья и процветающего бизнеса.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:30:15