Анализ ситуации на рынке водки в России

Скрыпникова М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (6), Июнь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скрыпникова М.Н. Анализ ситуации на рынке водки в России // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 6. – С. 71-77.

Аннотация:
Как только не называли русскую водку! “Хлебное вино”, “вареное вино”, “перевар”, “куренное вино”, “горячее вино”, “горящее, жженое вино” (чрезвычайно распространенные в XVII-XIX веках термины, обозначавшие водку. Этот термин в украинском языке стал основным официальным названием водки – “горилка”, а в польском – одним из двух основных: “gorzatka” и “wodka”), “оржаное винцо”, “житное вино”, “зелено-вино”, “хмельное вино”, “зелье погубное”, “горькое вино” и т.д.

Ключевые слова: водка, алкогольная продукция, рынок алкогольных напитков



Как только не называли русскую водку! “Хлебное вино”, “вареное вино”, “перевар”, “куренное вино”, “горячее вино”, “горящее, жженое вино” (чрезвычайно распространенные в XVII-XIX веках термины, обозначавшие водку. Этот термин в украинском языке стал основным официальным названием водки – “горилка”, а в польском – одним из двух основных: “gorzatka” и “wodka”), “оржаное винцо”, “житное вино”, “зелено-вино”, “хмельное вино”, “зелье погубное”, “горькое вино” и т.д.

Термин “водка”, как обозначение русского национального крепкоалкогольного напитка, утвердился сравнительно недавно – всего около 150 лет назад, и то не повсеместно. Только после полного введения государственной монополии в 1902 году термин “водка” постепенно окончательно вытеснил все другие термины.

Любят пить водку в Финляндии, Венгрии, Германии, Чехии и Словакии. Вместе с тем, в большинстве стран Западной Европы доля крепких алкогольных напитков в общей структуре потребления не превышает 30% в пересчете на чистый алкоголь. А в некоторых странах этот показатель намного ниже. В Швейцарии он составляет 19,5%, в Бельгии - 18,5%, в Дании - 16%, в Австрии - 15,1%.

На других континентах ситуация во многом напоминает европейскую.

В США на долю крепких напитков приходится — 35,4%, в Канаде — 38,4%, Аргентине — 9%, Японии — 35,7% в пересчете на чистый алкоголь. Но нигде кроме России, Польши да еще нескольких стран, водка не доминирует в структуре потребляемых алкогольных напитков (диагр. 1).

Диаграмма 1

Почему же такие разительные показатели потребления водки в различных странах?

В России бытует мнение, что причина кроется в холодном климате. Водка является оптимальным напитком, который не дает человеку простудиться или замерзнуть. Отчасти с этим можно согласиться. Но чем объяснить тот факт, что в некоторых странах с умеренным и даже холодным климатом, примерно таким же как и в России, наблюдается крен в пользу малоалкогольных напитков. И, наоборот, в странах с теплым, мягким климатом потребление крепких напитков достаточно высоко. например, в Греции ‑ 35,9 %, в Испании ‑ 23,6 %, а в сосседней с ней Португалии ‑ не достигает и 10 %.

На наш взгляд причиной неравномерного потребления водки и других крепких алкогольных напитков является менталитет народа, его обычаи, исторически сложившееся отношение к алкоголю.

Постепенное уменьшение потребления водочных изделий во многих странах в последние десятилетия можно объяснить еще и усиливающейся пропагандой здорового образа жизни. Кроме того, жизнь в странах Европейского Сообщества за последние несколько десятилетий претерпела существенные изменения. Понятия государственных границ стали довольно условными, начали стираться национальные особенности, усредняются условия, уровень и стиль жизни. Все это находит свое отражение и в изменении алкогольных предпочтений.

Алкогольные вкусы постепенно нивелируются. Практически везде идет постепенный процесс снижения потребления крепких алкогольных напитков. На замену им приходит, в основном, пиво. Пиво стало превращаться в самый излюбленный алкогольный напиток не только молодежи, но и среди людей старшего возраста. Число любителей пива растет из года в год по нарастающей. Так финны в 1982 году выпивали по 56 литров пива на душу населения, а в 1991 году - уже 85,3 литра. Шведы за тот же период увеличили потребление пива на 12,7 литра, а за португальцами вообще не угнаться. Там на каждого жителя страны теперь приходится в два раза больше пива, чем 10-15 лет назад.

Пиво теснит не только водку и прочие крепкие напитки, но и натуральное виноградное вино. Даже в такой исконно винодельческой стране, как Франция, процесс постепенного снижения общего потребления алкоголя происходит за счет виноградного вина. При этом пиво все больше входит в обиход, особенно в северных и северо-западных провинциях. В большей части стран Европейского Сообщества потребление пива в настоящее время превзошло 100 литров на душу населения в год.

Что касается России, то исторически сложилось так, что на территории России раньше никогда не возделывали виноград и не умели делать вино. Культуры и традиций винопития на Руси никогда не было. Из поколения в поколение передавался опыт производства водки, и русская водка ценилась за ее пределами. Производились на Руси и малоалкогольные напитки из меда и ячменя, но рецепты их приготовления постепенно терялись. Водка заняла доминирующее положение среди других напитков.

В дореволюционной России и во времена СССР производство водки было монополией государства, жестко контролировалось ее производство и реализация, потому что прибыль от этой отрасли составляло основную статью доходов государства. Велась беспощадная борьба с самогоноварением.

Нельзя сказать, что в России не употреблялось вино. Многочисленные винодельческие заводы Крыма, Грузии, Молдавии, Краснодарского края поставляли на российский рынок первоклассные марочные вина, которые славились не только в России, но и за рубежом. Было развито и пивоварение. Но непродуманная горбачевская антиалкогольная реформа разрушила винодельческую и пивоваренную промышленность. Закрылись многие спиртовые и водочные заводы. Уменьшилось и потребление государственной водки, увеличилось употребление самогона и всяких химических веществ, что приводило иногда к трагическим последствиям.

Ушла в небытие эпоха Горбачева, а вместе с ней и антиалкогольная кампания. Но разрушенную ликеро-водочную и винодельческую промышленность быстро не восстановишь. Тогда на российский рынок хлынул поток низкосортного спирта, махровым цветом расцвело самогоноварение.

У всех на памяти тот период, когда в каждом ларьке, на рынках, в магазинах можно было видеть двухлитровые бутылки и трехлитровые стеклянные банки со спиртом. Пей ‑ не хочу! Заливайся, русский народ! Картина потребления алкоголя в России резко стала меняться.

Из диаграмме 2 видно, что за последние 10 лет потребление вина и пива сократилось в 2,5 раза. Образовавшийся вакуум заполнился крепкими напитками.

Каналы поступления спирта в Россию были различны. Спирт шел из Грузии, Азербайджана, Казахстана и Китая, Польши и Литвы. На границе с Грузией, Осетией, Кабардино-Балкарией и другими республиками Северного Кавказа и Закавказья за 1998 год пограничниками и таможенниками было задержано 32 тыс. машин, перевозивших более 6 тыс. т. низкокачественного спирта.

Немалая доля спирта, поступала из Казахстана. Свой путь он начинал в нескольких местах, но наибольшее беспокойство вызывал маршрут, начинающийся в Азербайджане, оттуда на пароме в Туркменистан, а дальше к российско-казахстанской границе.

Спирт поступал в Россию и с Украины. А на Украину спирт шел из грузинского порта Поти, после чего его переправляли в западные регионы России. Переправляли спирт мелкими партиями, под прикрытием липовых документов. Например, как соки, направляемые по контрактам российским фирмам. На российско-украинском направлении за 1998 год было задержано более 80 т спирта.

А когда российские таможенники ужесточили борьбу с ввозом спирта в Россию, увеличились пошлины, то стало невыгодно везти спирт в чистом виде в Россию. Тогда его место заняла поддельная водка с Украины, Калининградской области, Белоруссии, Казахстана, Грузии.

Грузия снизила таможенные пошлины на ввоз спирта на свою территорию с 30% до 15%, в результате снизились закупочные цены на спирт с 95 до 70 центов за литр. И на этом дешевом низкосортном спирте стала работать вся подпольная ликероводочная отрасль Кавказа. И пошли на русский рынок "марочные" вина и коньяки сомнительного качества.

Из Китая вместо спирта в Россию стал поступать готовый продукт – дешевая китайская водка. За 1998 год на наших дальневосточных рубежах было задержано более 50 т этого продукта. Для сравнения: в 1997 году его объем составил чуть больше 12 тонн.

Китайцы не брезговали мелкой "челночной" контрабандой. Везли водку и в трейлерах. Так, в одном из грузовиков помимо официального груза ‑ мандаринов пограничники обнаружили тайник с 1000 ящиков водки. На помощь контрабандистам приходит и китайская промышленность, изготовляющая специальную тару под водку – пол-литровые и литровые бледно-голубые полиэтиленовые пакеты, к которым прилагается специальная трубочка для потребления жидкости [1].

В 1994 году отечественный алкогольный рынок оказался переполненным импортным спиртным, причем, в основном, низкого качества, суррогатами из Польши, Белоруссии, Молдавии. Начали разворачиваться подпольные производители алкогольных напитков и в самой России.

Широкое распространение получили различные экономические ухищрения в области экспорта-импорта алкогольной продукции, в первую очередь связанные с контрабандным импортом и фиктивным экспортом. В результате легальное отечественное производство этилового спирта в 1996 году по сравнению с 1991 годом сократилось почти на 40%, а учтенной алкогольной продукции – в 2 раза. В неучтенной алкогольной продукции наряду с подпольно произведенной продукцией значительную долю стала занимать так называемая “левая продукция” – продукция, нелегально выпускаемая легальными отечественными производителями с целью уменьшения налоговых платежей. До 80% алкоголя сегодня выпускается именно таким образом.

По данным Министерства внутренних дел РФ в России 75% крепких алкогольных напитков производится нелегально. Из общего объема нелегальной алкогольной продукции 20% изготавливается на подпольных заводах и цехах. Как сообщается в средствах массовой информации, на территории России работает до 70 подпольных заводов по производству алкогольной продукции. Об этом свидетельствует и следующий факт. Стеклянные бутылки из-под водки и вина давно не используются на стекольных заводах. Тем не менее их продолжают собирать на помойках, мусорных баках и свалках. Вот эта тара и идет на подпольные заводы для разлива в них напитков сомнительного касчества.

Проблема рынка фальсифицированного алкоголя в России настолько важна, что мы решили ее продолжить. О “непродуманности” и последствиях проведения государственной алкогольной политики мы поговорим в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:30