Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»11 / 2006

О типологии бизнес-зонирования: российская практика на фоне зарубежного опыта

Плюхин М Ю, соискатель, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 20

Аннотация:
Бизнес-зонирование – один из самых ярких процессов современности, осуществляемых в экономике развивающихся, развитых стран и стран переходного периода. Поэтому большое значение приобретает изучение зарубежного опыта бизнес-зонирования, а именно: выделение его закономерностей, общего и частного (особенного), систематизация зон в качестве компонента новой экономики, извлечение уроков, полезных и пригодных для использования в России.
Цитировать публикацию:
Плюхин М.Ю. О типологии бизнес-зонирования: российская практика на фоне зарубежного опыта // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 127-130.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Бизнес-зонирование – один из самых ярких процессов современности, осуществляемых в экономике развивающихся, развитых  стран и стран переходного периода. Поэтому большое значение приобретает изучение зарубежного опыта бизнес-зонирования, а именно: выделение его закономерностей, общего и частного (особенного), систематизация зон в качестве компонента новой экономики, извлечение уроков, полезных и пригодных для использования в России.

Исторически первое бизнес-образование зонального типа возникло на рубеже 1750-1800 гг. (ганзейские города) в виде свободных портов, то есть свободного беспошлинного или с льготным режимом ввоза и вывоза импортных товаров. Позднее начали создаваться открытые (приморские) города, например, Гамбург, Копенгаген, Одесса. Затем на рубеже 1850-1900 гг. были созданы зоны свободной торговли и беспошлинные торгово-складские зоны (к функции свободных портов добавились хранение и подготовка товаров к реализации, а также их продажа). Далее в период до 1950 г. создавались внешнеторговые зоны, осуществлявших внешнеторговые операции в больших объемах, организацию выставок и ярмарок, проведение торгов.

Вплоть до 1960 г. формировались экспортно-производственные зоны (сочетание функций внешнеторговых зон с выпуском промышленной продукции с использованием «отверточной» или «желтой» технологии сборки с продвижением товаров на мировые рынки).  В 1970-1980 гг. возникли научно-технологические зоны [1] (для них характерны наукоемкие производства, диверсификация экспорта продукции и услуг научной и технологической направленности).

С 1985 г. предпочтение отдается сервисным зонам (предоставляются банковские, страховые, консалтинговые, информационные и транспортные услуги благодаря, например, специализации офшорных центров) и эколого-экономическим зонам [2] (рекреционная деятельность и достижение эколого-экономического баланса).

Бизнес-зонирование – одна из наиболее эффективных форм совместного предпринимательства, взятого из международной практики бизнес-деятельности. Его своеобразие и неповторимость проявляются в специфических формах бизнес-отношений, бизнес-операций и особенностях партнерских связей резидентов и нерезидентов, опосредованных специальным законодательством государства, организующего бизнес-зону и регулирующего ее отношения с остальной территорией данной страны, и связи, прежде всего, хозяйственно-правового содержания с другими субъектами международного бизнеса и международного права.

При этом, совместная предпринимательская деятельность является высшей формой международного бизнеса. Совместное предпринимательство [3] концентрированно выражено в широко понимаемой производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или более стран, содержание которой, – тесная кооперация в сферах производства и обращения, научно-технической, инвестиционной, инновационной и сервисной областях. Это способ реализации бизнес-проектов и программ, нередко основанных на совместной (долевой) собственности.

Совместная предпринимательская деятельность предполагает (предусматривает) общее финансирование или совокупные инвестиции в корпоративный бизнес, совместное управление объектами собственности, объединенную реализацию продуктов (товаров и услуг), совместный сервис, коллективную ответственность за ход и результаты деятельности  и т.д.

Природа, качественные и количественные характеристики бизнес-зонирования задаются всей совокупностью и степенью зрелости многообразных факторов внутренней и внешней среды этого поступательно развивающегося процесса.

С одной стороны, рыночная экономика, государственная и региональная экономическая политика, законодательная деятельность, нормативные акты правительства и администрации зоны предопределяют границы бизнес-зонирования, специфику деятельности бизнеса, особенности партнерства с зарубежными участниками зоны, характер административных, инвестиционных, налоговых льгот и преимуществ.

С другой стороны, велико и возрастает воздействие мирового опыта бизнес-зонирования, мировой экономики и процессов, происходящих в этой сфере международных экономических отношений, - а именно: интернационализации воспроизводства, экономической (политической) интеграции, транснационализации производства и глобализации экономики. Особое значение имеют тенденции и технологии международного бизнеса и складывающиеся международные бизнес-отношения.

Образуется многофакторная модель бизнес-зонирования, [4] в которой интенсивность и направленность действия различных групп факторов не совпадают, что обусловливает диалектическую противоречивость этого процесса, взятого как в мировом, так и в страновом измерениях. Особую остроту этой проблеме придает необходимость согласования экономических интересов, достижение и обеспечение баланса сил, возможностей и ресурсов всех участников процесса бизнес-зонирования.

Создание рационального механизма регулирования социально-экономических процессов охватывает широкий круг проблем – от инструментов стимулирования и привлечения иностранных инвестиций (в разных формах) с учетом необходимости обеспечения надлежащей защиты интересов иностранных (и отечественных) инвесторов до продуманных долгодействующих мер фискального характера.

Спецификой бизнес-зонирования является особый режим зоны и привязка его к ограниченной территории данного государства. Все эти и иные особенности бизнес-зонирования – выделение признаков и характеристик действующих  (и создающихся) зон можно рассмотреть, обобщить и классифицировать, используя возможности и преимущества типологии зон (зонирования).

Речь идет о том, чтобы выделить своеобразие типов, форм, видов и разновидностей зон на основе конкретных признаков, параметров и отличительных особенностей отдельных зон с учетом специфики профиля производственно-хозяйственной деятельности в зоне, а также используемых механизмов создания и функционирования бизнес-зон.

В частности, особую важность представляют способы и методы зонирования, обустройства зон, строительство элементов и объектов инфраструктуры в зависимости от целей создания зон и специфики их функционирования. Принципиальное значение имеют и такие особенности, как территориальный характер бизнес-зонирования, а также страновая принадлежность зоны (уровень развития страны, степень открытости ее экономики, интенсивность международных бизнес-отношений и т.д.).

Бизнес-зонирование является инструментом интегрирования экономики страны в мировую экономику. Разумеется, чем выше уровень зрелости данного типа зоны, тем полнее она выполняет эту задачу. Зона играет также роль полигона для отработки методов рыночного хозяйствования и повышает степень готовности отечественного предпринимательства для равноправного и взаимовыгодного делового партнерства при взаимодействии с иностранными участниками международного бизнеса. Эта функция может быть успешной, если процесс зонирования развивается в направлении достижения зонами более высокого уровня зрелости.




[1] В 90-х годах прошлого столетия в России создавались научно-технические центры – «наукограды», например, в гг. Дубне, Зеленограде и др.

[2] В России имеется опыт создания такой Зоны. Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.11.1991 № 595 «О первоочередных мерах по развитию эколого-экономической зоны «Горный Алтай» и соответствующим Положением перед этой Зоной была поставлена задача обеспечить природно-производственное и социально-экономической равновесие. Особенностью механизма Зоны явилось то, что предусматривалось формирование залогового фонда и предоставление налогового кредита. Предпосылки для нормального функционирования Зоны не были созданы.

[3] Вопросы бизнес-зонирования, совместной предпринимательской деятельности достаточно полно обобщены в работе коллектива авторов «Энциклопедия рынка. Совместное предпринимательство: мировой опыт – практика в России». Русско-английский словарь-справочник. Св. 6000 терминов. Малый проект. Часть 6./Отв. ред. – ак. Дякин Б. Г. – М.: ROSBI, 1999, 640 с.

[4] Среди исследований проблем создания и функционирования бизнес-зон, проведенных в России, следует выделить: Басенко А. М. Функции свободных экономических зон в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. – Ростов-на-Дону, РГУ, 2002; Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. – М.: Инфра-М, 1998; Доронина Н. Г. Особые экономические зоны во внешнеэкономической деятельности//Журнал Российского права – 2004, 06; Зименков Р. И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005; Леонидов Б. А. Роль СЭЗ в привлечении иностранного капитала в Россию//Внешняя торговля, 2000, №№ 5-6; Шеховцев А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России//Вопросы экономики, 2000, № 10.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241