Управление конкурентоспособностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства крупного города (мегаполиса)

Кириенко А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кириенко А.М. Управление конкурентоспособностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства крупного города (мегаполиса) // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 41-43.

Аннотация:
Управление конкурентоспособностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в силу их специфики и сложности требует разработки специальных семантических и прагматических моделей для описания структуры, процесса функционирования и принципов управления этими предприятиями.

Ключевые слова: конкурентоспособность, мегаполис, город, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Управление конкурентоспособностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в силу их специфики и сложности требует разработки специальных семантических и прагматических моделей для описания структуры, процесса функционирования и принципов управления этими предприятиями.

В методологическом плане описание системы управления конкурентоспособностью предприятий ЖКХ основано на следующих гипотезах теории ситуационного управления сложными процессами [1].

  • Всю информацию о системе и способах управления конкурентоспособностью предприятий ЖКХ можно выразить средствами естественного языка. Однако современные персональные компьютеры (ПК), на базе которых строятся наиболее гибкие системы управления, не понимают естественного языка в полном его объеме, поэтому словесное описание системы управления необходимо структурировать и формализовать в виде абстрактной модели знаний о системе управления и протекающих в ней процессах.
  • Вся необходимая информация для создания системы управления конкурентоспособностью предприятий ЖКХ может быть получена из описания ранее накопленного опыта управления этими предприятиями.
  • Поведение менеджеров в процессе управления можно описать на естественном языке. В этом случае модель системы управления конкурентоспособностью предприятий ЖКХ может быть получена на основании специальной обработки текстов, в которых изложен имеющийся опыт управленцев в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • Таким образом, ситуационное управление представляет собой автоматизированное управление экономическими объектами, относящееся к информационным принципам управления сложными процессами и основывающееся на структуризации и формализации опыта управления высококвалифицированных менеджеров-экспертов в области управления конкурентоспособностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

    Следовательно, основная проблема ситуационного управления состоит в эффективном описании системы управления конкурентоспособностью предприятий ЖКХ, ее специфической структуры и функционирования, а также поведения менеджеров. Отсюда следует, что для построения системы ситуационного управления требуется создать такой подход к описанию ситуаций, который позволил бы представить такую систему управления, которая включала бы в себя объект управления (конкурентоспособность предприятий), процесс его функционирования и процедуры управления этим объектом.

    В структурном плане ситуация состоит из двух цепей:

    а) характеристик объекта управления;

    б) возмущающих факторов внешней и внутренней среды, положительно или отрицательно влияющих на конкурентоспособность предприятий ЖКХ.

    То есть в методологическом плане ситуация представляет собой временной срез процесса, отображающего состояние конкурентоспособности предприятий ЖКХ и окружающей его среды.

    В соответствии с принципами ситуационного управления, ситуации могут быть представлены в виде разомкнутого и замкнутого контуров.

    Поскольку различные классы ситуаций могут пересекаться между собой, то возникает необходимость решения задачи выбора наиболее эффективного корпоративного ситуационного управления. Для этого требуется разработка специальных процедур экстраполяции последствий, к которым могут привести принятые управленческие решения. Данные процедуры выполняются путем имитации управленческих воздействий на информационную модель объекта управления. Это позволит осуществить предварительную оценку результатов их реализации. Таким образом, на каждом шаге управления целесообразно выбирать такое управленческое воздействие, которое позволяет максимально приблизить текущую ситуацию к целевой.

    Состояние текущей ситуации Sm оценивается в результате анализа и обработки информации, отражающей состояние объекта управления и окружающей среды. После введения массива соответствующей информации она поступает в блок обработки информации, условно называемый «Анализатор», задачей которого является ее оценка и определение необходимости вмешательства системы в процесс функционирования объекта управления.

    Если текущая ситуация не требует такого вмешательства (что может быть характерным при решении задачи стабилизации), то «Анализатор» не отправляет информацию на дальнейшую переработку, и система управления продолжает только наблюдать за состоянием объекта управления и окружающей среды.

    Из-за сложности процессов обеспечения и повышения конкурентоспособности предприятий ЖКХ используемые в системе знания об объекте управления и окружающей среде не могут быть заранее достаточно полно определены. Следовательно, ситуационная система должна быть открытой информационной системой управления. В ней необходимо предусмотреть возможность корректировки и пополнения знаний об объекте управления и окружающей среде, совершенствования используемых методов переработки информации и управления. При этом работа ситуационной системы управления реализуется в два этапа:

    ‑ обучение и настройка;

    ‑ активное функционирование и пополнение знаний.

    Этап обучения связан с построением базы знаний на основе структуризации и формализации сведений, получаемых от высококвалифицированных менеджеров, о проблемах управления конкурентоспособностью предприятий ЖКХ. С их помощью формируются классы ситуаций, соответствующие им эталонные ситуации и типовые управленческие решения. Преобразование получаемых при этом данных осуществляется путем их представления в нечеткой форме.

    Мнения экспертов по поводу использования определенных управленческих решений в той или иной ситуации могут не совпадать, что и приводит к отнесению одной и той же текущей ситуации к различным классам. С помощью экспертов создаются и формализуются процедуры экстраполяции, способы оценки ситуаций, связанные с определением пороговых значений, исходя из желаемого режима функционирования объекта управления (значения показателей конкурентоспособности предприятий ЖКХ).

    После этапа накопления знаний, формирования эталонной модели конкурентоспособности идеального предприятия ЖКХ и формирования процедур всех блоков системы ситуационного управления осуществляется переход к этапу эксплуатации. Однако при этом следует учитывать, что при первых шагах функционирования система может принимать неэффективные управленческие решения. Поэтому потребуется ее дальнейшее совершенствование в режиме эксплуатации, в котором должны участвовать программисты и высококвалифицированные менеджеры предприятий ЖКХ. Также необходимо учитывать, что число различных полных ситуаций обычно велико, а число эффективных решений достаточно ограниченно.

    Как показывает опыт эксплуатации ситуационных систем управления, чем больше число возможных ситуаций и чем меньше число допустимых одношаговых решений, тем эффективнее функционирует ситуационная система управления конкурентоспособностью предприятий ЖКХ.


    Источники:

    1. Поспелов Д. А. Ситуационное управление: Теория и практика. - М.: Наука, 1986.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:44