Методика мониторинга состояния малого бизнеса

Блинова Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (83), Ноябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Блинова Н.А. Методика мониторинга состояния малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 23-26.

Аннотация:
Мониторинг состояния малого предпринимательства представляет собой сопоставление совокупности статистических, натуральных и финансовых показателей, характеризующих состояние малого предпринимательства на конкретную дату за анализируемый период, а также аналитических материалов. Это позволяет увязывать цели и задачи государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, способы достижения конкретных целевых индикаторов по направлениям регулирования и ресурсы, необходимые для реализации поставленных на федеральном, региональном и местном уровнях целей и задач.

Ключевые слова: малый бизнес, поддержка малого бизнеса, малое предпринимательство, государственная поддержка, мониторинг

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Мониторинг состояния малого предпринимательства представляет собой сопоставление совокупности статистических, натуральных и финансовых показателей, характеризующих состояние малого предпринимательства на конкретную дату за анализируемый период, а также аналитических материалов. Это позволяет увязывать цели и задачи государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, способы достижения конкретных целевых индикаторов по направлениям регулирования и ресурсы, необходимые для реализации поставленных на федеральном, региональном и местном уровнях целей и задач.

К уровням проведения мониторинга состояния малого бизнеса относят федеральный, региональный и местный уровни государственной поддержки и развития малого бизнеса. Целью проведения мониторинга состояния малого предпринимательства на всех уровнях является сбор, подготовка и анализ всех необходимых данных и показателей, отражающих состояние малого бизнеса. Кроме того, это касается и факторов, оказывающих влияние на его состояние. Это необходимо для повышения согласованности программ государственной поддержки малого бизнеса разного уровня, направленных на повышение его конкурентоспособности.

Мониторинг малого бизнеса направлен на выполнение следующих задач на федеральном региональном и местном уровне:

– анализ состояния малого бизнеса на базе SWOT- анализа (ситуационного анализа);

– количественный анализ состояния малого бизнеса на базе статистических показателей;

– анализ состояния дел в сфере малого бизнеса;

– оценка развития кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства;

– анализ распространения опыта применения организационных, финансовых и других технологий;

– выявление на базе статистических данных целевых финансовых и натуральных показателей развития и поддержки малого бизнеса;

– анализ источников и объемов финансовых ресурсов на осуществление государственного регулирования и поддержки малого бизнеса;

– осуществление контроля над состоянием малого бизнеса на основе признака ведения деятельности;

– выявления соответствия отечественного законодательства о малом предпринимательстве современным условиям экономической деятельности внутри страны, а также другим нормативным актам отечественного законодательства с законодательством стран дальнего и ближнего зарубежья, как основы повышения внешней конкурентоспособности малого бизнеса

На базе данных мониторинга осуществляется увязка мероприятий на различных уровнях поддержки и регулирования малого бизнеса, среди которых:

– подготовка рекомендаций по основным направлениям государственной поддержки малого бизнеса на всех уровнях его регулирования;

– подготовка рекомендаций по формированию Программ развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях и их целевого координирования в единую политику повышения конкурентоспособности малого бизнеса в рамках стратегии развития;

– разработка своевременных корректирующих развитие малого предпринимательства предложений по координации деятельности органов государственной власти всех уровней;

– выявление путей совершенствования регулирования и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне.

Содержание мониторинга малого предпринимательства включает в себя:

– институциональный анализ деятельности структур и организаций, обеспечивающих функционирование субъектов малого предпринимательства;

– факторный анализ финансового механизма развития малого предпринимательства по направлениям регулирования и поддержки малого бизнеса, с выявлением уровня значимости и рациональности использования;

– анализ правовой среды малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне, в отраслевом разрезе.

Методология ситуационного анализа малого бизнеса в рамках предлагаемого мониторинга его развития предполагает выявление сильных и слабых сторон внутренней среды малого бизнеса, а также угроз и возможностей внешней среды малого бизнеса сформированных на федеральном, региональном и местном уровне. Основой подхода к оценке состояния малого бизнеса на базе ситуационного анализа служит установление цепочек функционально-целевых и финансовых связей между выявленными сильными и слабыми сторонами, угрозами и возможностями.

Основными показателями мониторинга состояния малого бизнеса, показывающими связь между сформированной стратегией развития и эффективностью его функционирования, оцениваемой как с помощью показателя прибыльности, так и с помощью показателя бюджетной эффективности являются следующие:

1. При оценке привлекательности рыночных условий развития малого бизнеса на федеральном региональном и местном уровне:

– стадия развития малого предпринимательства.

2. Сила конкурентных позиций малого бизнеса на федеральном, региональном и местном уровне:

– относительная рыночная доля малого предпринимательства;

3. Эффективность использования инвестиций в малый бизнес:

– интенсивность инвестиций (суммарные (собственные средства на развитие малого бизнеса, рыночные и государственные) инвестиции, отнесенные к суммарному объему продаж малого бизнеса);

4. Анализ формирования расходов малого бизнеса, влияющих на его конкурентоспособность:

– совокупные расходы по выплате налогов, сборов, госпошлин и т.д.,

– совокупные расходы на НИиОКР малыми предприятиями,

– совокупные расходы на инновации, патенты и т.д.,

5. Выявление текущего изменения конкурентоспособности малого бизнеса на федеральном, региональном и местном уровне:

– изменение рыночной доли.

Ситуационный анализ малого бизнеса направлен на рассмотрение его конкурентной позиции, необходимой для повышения эффективности инвестирования в данный сектор со стороны рыночных структур и осуществления финансовой поддержки со стороны государства. Такой подход оправдан, поскольку формирует федеральную, региональную и местную специализации малого бизнеса на основе сильных сторон его деятельности.

Предложенный механизм мониторинга состояния малого бизнеса, на взгляд автора, отвечает требованиям, предъявляемым к оценке его конкурентоспособности с использованием финансовых инструментов регулирования и поддержки. Он может быть дополнен более широким спектром показателей в привязке к конкретному уровню развития малого бизнеса. Преимуществом данного мониторинга является его стратегическая направленность, возможность не только определять значения показателей, но и их соподчиненность, привязку к достижению той либо иной цели или задачи в рамках национальной стратегии развития экономики.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:27