Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»10 / 2006

Методические основы формирования экономического механизма развития жилищно-коммунального комплекса

Колесников П Н, соискатель Российского государственного социального университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Под экономическим механизмом развития жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) муниципального образования следует понимать характер взаимосвязей его элементов, определяющий систему воздействий на экономические процессы, происходящие в жилищно-коммунальной сфере, направленный на повышение качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и максимальное удовлетворение потребностей жителей муниципального образования.
Цитировать публикацию:
Колесников П.Н. Методические основы формирования экономического механизма развития жилищно-коммунального комплекса // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 10. – С. 72-75.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Под экономическим механизмом развития жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) муниципального образования следует понимать характер взаимосвязей его элементов, определяющий систему воздействий на экономические процессы, происходящие в жилищно-коммунальной сфере, направленный на повышение качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и максимальное удовлетворение потребностей жителей муниципального образования.

Элементы экономического механизма развития ЖКК муниципального образования включают в себя объект, субъекты и инструменты воздействия субъектов на объект.

Объектом воздействия является определенная совокупность экономических процессов, характерных для жилищно-коммунальной сферы муниципального образования.

Субъекты включают в себя:

– производителей и поставщиков ЖКУ – жилищно-коммунальные предприятия и организации;

– потребителей – местное население, предприятия и организации, расположенные на территории муниципального образования;

– органы государственной власти и местного самоуправления.

Инструментами воздействия является совокупность методов воздействия на экономические процессы.

При этом воздействие осуществляется с определенной целью. В данном случае – это повышение качества ЖКУ и максимальное удовлетворение нужд потребителей.

Формирование и реализация экономического механизма развития ЖКК муниципального образования должна включать в себя следующие основные этапы:

‑ определение принципов развития ЖКК;

‑ формирование цели развития и системы подцелей;

‑ постановку задач развития;

‑ разработку вариантов развития и осуществление выбора наилучшего варианта по сформированной системе критериев;

‑ разработку методов, обеспечивающих практическую реализацию экономического механизма развития;

‑ разработку обеспечивающих подсистем экономического механизма развития.

Обоснованный подход к разработке механизма развития ЖКК предполагает наличие системы принципов, то есть «основных, исходных положений какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы». [1]

В административной экономике определение цели развития ЖКК на уровне территориальных образований не требовалось и даже запрещалось, так как целевую функцию для каждой территории и организации формулировало государство с помощью мощного управленческого аппарата. При переходе к рыночной экономике формирование цели развития ЖКК на местном уровне стало важной задачей органов местного самоуправления.

В общем виде цель развития ЖКК муниципального образования – это повышение качества жизни местного населения. В свою очередь, качество жизни – это комплексный показатель. По отношению к ЖКК его улучшение включает в себя нижеследующие направления развития.

Повышение:

– качества жилья;

– качества работ и услуг в ЖКК;

– уровня технического и санитарного содержания жи­лищного фонда муниципального образования;

– качества содержания улиц и внутриквартальных терри­торий;

Снижение:

– себестоимости производства и оказания ЖКУ;

– бюджетных расходов на содержание ЖКК;

Улучшение системы санитарной очистки территории муниципального образования.

Цель развития определяет выбор и постановку важнейших задач. Наиболее комплексно и системно основные задачи развития и меры их решения крупного города, на наш взгляд, представлены в работах профессора В.С. Чекалина [2].

Критерии эффективности вариантов могут быть различны, но наибольшее распространение в конкретных экономических задачах получили следующие:

а) максимум эффекта при заданных ограничениях по ресурсам;

б) минимум затрат при условии достижения заданного эффекта.

В данном случае наиболее предпочтительным является первый критерий, т.к. он позволяет ориентироваться на реальный спрос и предложение продукции и услуг ЖКК и учитывать ограниченность ресурсов.

При сравнении вариантов затрат должна быть обеспечена сопоставимость эффекта и издержек по:

– кругу сравниваемых объектов;

– времени затрат и получения результатов;

– ценам, принятым для оценки расходов и результатов от их использования;

– методам определения показателей, участвующих в расчетах.

Кроме того, необходимо оценить сопутствующий экономический эффект развития ЖКК, который реализуется, как правило, в сфере производства, например, увеличение фонда фактически отработанного времени из-за снижения заболеваемости или повышение производительности труда и его качества вследствие развития образования, улучшения физического и психического состояния работников и коллективов.

Практическая реализация экономического механизма осуществляется с помощью совокупности определенных методов, например, приема, способа или образа действия [3] или системы правил и процедур решения задач, используемых для эффективного достижения поставленных целей [4].

В силу того, что ЖКК является объектом интересов федеральных, региональных и местных органов власти, роль и значимость методов воздействия на экономические процессы развития жилищно-коммунального комплекса во многом зависит от уровня управления. Так, на федеральном и региональном уровнях наиболее существенными являются правовые и такие экономические рычаги, как целевое бюджетное финансирование программ и проектов развития ЖКК, налогообложение и кредитование.

На местном уровне особое значение приобретают экономические методы привлечения внебюджетных инвестиций, организационные и социально-психологические методы. В целом, на наш взгляд, органы государственной власти должны определять основную стратегию и общие условия развития ЖКК. А местные органы власти — разрабатывать в этих рамках конкретные программы развития с учетом особенностей муниципального образования.

Однако, как бы хорошо ни был проработан механизм развития, без наличия достаточного количества необходимых ресурсов его эффективная реализация невозможна. То есть большое значение для достижения цели развития ЖКК и решения поставленных задач имеют обеспечивающие подсистемы.

Современный экономический механизм развития ЖКК должен быть ориентирован на укрепление экономической самостоятельности и значимости муниципальных образований, повышение эффективности и комплексности развития их территорий, создание благоприятных условий для конкурентного функционирования рыночных структур и привлечения инвестиционных ресурсов.

Из вышеизложенного следует, что программа экономического развития ЖКК должна быть взаимно согласована с программами развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования по ресурсам и срокам. Это связано с тем, что от состояния ЖКК зависит качество жизни населения и потенциал территории муниципального образования. То есть стратегические перспективы жилищно-коммунального комплекса должны четко вписываться в рамки стратегии развития всего муниципального образования.




[1] Постановление Правительства РФ от 24.02.1999 №205 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 1999 г.».

[2] Бузырев В.В. Экономика жилищной сферы : учебное пособие / Бузырев В.В., Чекалин B.C. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 256 с.

[3] Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М. : Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.

[4] Чекалин B.C. Стратегическое управление в городском хозяйстве : учебное пособие / Чекалин B.C. – СПб. : СПбГИЭУ, 2001. – 135 с.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241