Система модульного обучения внутрифирменной подготовки персонала

Каширская О.В., Данилочкина Н.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (6), Июнь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Каширская О.В., Данилочкина Н.Г. Система модульного обучения внутрифирменной подготовки персонала // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 6. – С. 20-26.

Аннотация:
Проблемы конкурентоустойчивости промышленного предприятия в условиях современного рынка во многом зависят от способности предприятия выпускать продукцию высокого качества, наиболее полно удовлетворяющую потребности потребителей. С этой целью на предприятиях разрабатываются и сертифицируются на соответствие международным стандартам серии ISO 9000 системы качества.

Ключевые слова: обучение персонала, подготовка персонала, система модульного обучения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Проблемы конкурентоустойчивости промышленного предприятия в условиях современного рынка во многом зависят от способности предприятия выпускать продукцию высокого качества, наиболее полно удовлетворяющую потребности потребителей. С этой целью на предприятиях разрабатываются и сертифицируются на соответствие международным стандартам серии ISO 9000 системы качества.

Наряду с другими требованиями к обеспечению функционирования систем качества, стандарты серии ISO 9000 выдвигают требования повышения уровня квалификации основной производительной силы ‑ персонала предприятия. Управление производством и сам производственный процесс не могут осуществляться без наличия квалифицированного персонала, поэтому для успешного решения производственных задач появляется необходимость совершенствования знаний основных участников трудового процесса, неуклонное повышение их образовательного и квалификационного уровня. Вполне естественно, что это, в свою очередь, вызывает необходимость качественно нового подхода к оценке имеющихся на предприятиях трудовых ресурсов и их квалификационной структуры. На эти решения наводит и анализ современного рынка труда.

Некоторый подъем промышленного производства в стране, достигнутый в 1999 году, привел к тому, что в структуре ищущих работу стали преобладать претенденты, квалификация или возраст которых не соответствует современным запросам работодателей. Эта ситуация не позволяет предприятиям решать проблемы обеспечения профессионального уровня персонала путем простой замены малоквалифицированных работников.

Указанные выше тенденции обусловливают необходимость деятельности предприятий в направлении дальнейшего совершенствования или создания систем внутрифирменной подготовки и организации непрерывной переподготовки и повышения квалификации уже обученного персонала в сфере производства. Таким образом, производственная сфера деятельности людей все более четко оформляется как самостоятельная (наряду с системой образования) область непрерывного обучения, подготовки и усовершенствования кадров.

В свою очередь это требует дальнейшего совершенствования существующих методов планирования подготовки, повышения квалификации и использования персонала, улучшения перспек­тивного планирования, в рамках которого учитывались бы как наличные человеческие ресурсы, так и предвидимая потребность в этих ресурсах.

Анализ международного опыта организации внутрифирменной подготовки показывает, что в странах с развитой рыночной экономикой организации внутрифирменной подготовки и в целом обеспечения уровня квалификации персонала уделяется самое серьезное внимание. С этой целью, в рамках обеспечения действий системы качества разработан стандарт ISO 10015, который определяет основной уровень требований к организации подготовки персонала.

Становится все более очевидным, что оптимальное планирование системы внутрифирменной подготовки с учетом требований производства невозможно без разработки целостной системы профессионального обучения персонала в сфере производства. При этом возникает задача такого управления ресурсами в системе внутрифирменной подготовки, чтобы выход системы обеспечивал непрерывно растущие потребности предприятий в квалифицированном персонале.

В настоящее время промышленные предприятия, предполагающие или реализующие программы своего развития и продвижения товаров на рынки, поставлены перед необходимостью целенаправленного осуществления функций воспроизводства трудовых ресурсов на основе ежегодных перспективных планов развития производства. Органической частью этих планов должны стать планы подготовки персонала через систему обучения и повышения их квалификации в сфере производства. При этом должно быть использовано многообразие форм и методов подготовки квалифицированной рабочей силы, причем в сочетании с единым методологическим подходом к прогнозированию их развития.

Осуществляемые в России экономические реформы сопровождаются структурными и технологическими переменами и требуют такой системы адаптации персонала предприятий, которая бы сводила к минимуму отрицательные последствия происходящих изменений. Одним из основных инструментов такой адаптации в современных условиях является система подготовки и переподготовки кадров предприятий и организаций. В этой связи возникают следующие вопросы:

1. В какой мере существующая в настоящее время в России система профессиональной подготовки отвечает условиям развития экономики страны?

2. В какой степени она адаптировалась к новым требованиям?

3. Насколько гибко может она реагировать на структурные и технологические изменения, а также на конкуренцию на рынке рабочей силы?

Все это заставляет активно искать новые методы в обучении, совершенствовать учебные программы, все более ориентированные на удовлетворение спроса на рынке труда.

Традиционные системы профподготовки дают необходимые знания и трудовые навыки в рамках учебных программ, предусматривающих длительное (1-4 года) изучение множества и в большом объеме теоретических дисци­плин, что в конечном итоге приводит к выпуску специалистов, хорошо знающих теоретические аспекты профессии, но имеющие слабые практические навыки. Это вынуждает предприятия, на которые трудо­устраиваются выпускники профтехучилищ, техникумов и вузов, обучать их практическим навы­кам. Подобная ситуация существует и в области переподготовки или тех специалистов, которые желают приобрести другую профессию.

Основной смысл модульной системы заключается в том, что она направлена на привитие практических навыков обучающемуся при оптимально необходимом объеме теоретических знаний. Особенностью модульного обучения является:

- обучающийся может заниматься как с инструкто­ром, так и. самостоятельно;

- обучающийся, пройдя предварительное тестирование перед началом обу­чения, получает тот набор модулей и учебных элементов, который соответ­ствует уровню его знаний.

Модульная методика обучения основывается на последовательном приобретении практических навыков в соответствующей профессии непосредственно на ученическом рабочем месте (на кон­кретном рабочем месте) и сопровождается изучением необходимого для этого модульного блока теоретического материала, оборудования, инструментов, технологии, материаловедения, правил техники безопасности и т.д., способствующих качественному освоению профессии. Исключается жесткое деление на теоретические (лекционные) занятия и практику.

Обучающие программы, разработанные по модулю трудовых навыков (МТН)-методике обучения, должны отвечать требованиям, предъявляемым к рабочему месту и уровню квалификации рабочего или специалиста.

Принципиальной особенностью модульной методики обучения является ориентация на индивидуальное изучение обучающимися модулей в последовательности, устанавливаемой программой или преподавателями. Хотя лекционные занятия исключаются, при необходимости могут предусмотриваться групповые занятия по вопросам, не входящим в программу или требующим более подробного их изучения. Другой особенностью модульного принципа обучения является система контроля знаний, состоящая из нижеперечисленных этапов:

1 этап. После изучения каждого учебного элемента и отработки навыков на учебном рабочем месте обучающийся проходит тест на усвоение, для чего в конце каждого учебного блока разрабатываются контрольные 10-12 вопросов или практические задания.

2 этап. После изучения каждого модуля обучающийся обязан пройти так называемый промежу­точный контроль знаний и квалификационные испытания. Тест содержит 10-12 вопросов.

3 этап - итоговый контроль (квалификационные испытания) или проверка знаний по итогам обучения.

Контроль знаний на 1 и 2 ступенях осуществляется преподавателем. При этом обязательным условием является 100%-ная правильность ответов. В противном случае слушатель повторяет изучение того мате­риала, по которому он дал неправильный ответ.

Итоговый контроль осуществляется соответствующей комиссией по проверке знаний и качества приобретенных навыков.

Вышеизложенные свойства модульной системы придают ей значительную гибкость, оперативность в использовании, дают ей широкий диапазон применения, удовлетворяя как потребности неформального сектора, так и потребности средних и крупных предприятий, практически по любым профессиям. Хорошо адаптируется модульная система с традиционной системой обучения в школах, профессиональных училищах, техникумах, вузах.

Нижеследующие достоинства модульной системы подготовки персонала позволяют считать ее одной из наиболее перспективных в условиях становления рыночных отношений в стране.

Гибкость и оперативность модульной системы позволяет:

1) быстро реагировать на структурные сдвиги в экономике;

2) удовлетворять потребности в профессиях, предвидя появление на рынке труда новых профессий;

3) обеспечивать требуемый уровень квалификации, а также профессиональной пригодности;

4) адаптироваться к новым условиям, требованиям и конъюнктуре рынка труда;

5) отвечать возможно большим потребностям различных групп населения, особенно наиболее уязвимым: безработным, инвалидам, молодежи, имеющим различные уровни знаний и подготовки;

6) обеспечивать возможность дифференцированного подхода в организации обучения в зависимости от индивидуальных способностей обучающихся, т.е. перейти к индивидуальному обучению

7) реализовать возможность самостоятельного обучения;

8) повысить эффективность обучения (т.к. модульная система ориентирована на достижение конечного результата, т.е. получение практических профессиональных навыков, отвечающих требованиям государственных стандартов);

9) достигать большего (неограниченного) охвата обучающихся.

За счет своей гибкости система хорошо приспособлена для непрерывного обучения.

В сравнении с традиционной, модульная система подготовки персонала позволяет:

1) повысить компетентность в профессиональной деятельности, давая соответствующие теоретические знания и практические навыки;

2) улучшить адаптацию к условиям труда;

3) сократить сроки обучения;

4) повысить мотивацию обучаемых и уровень самостоятельности в обучении;

5) предоставить возможность индивидуальных занятий, в том числе на расстоянии через компьютерные системы и на бумажных носителях;

6) сократить затраты на обучение.

Обладая таким несомненным достоинством как "гибкость" и "оперативность", модульная система особенно хорошо применима к процессу переподготовки персонала фирмы, т.е. уже имеющих квалификацию и практический опыт работы слушателей.

Модульная система может достаточно хорошо вписываться в традиционную программу обучения на всех уровнях в виде изучения:

а) отдельных разделов и постановки на модульную основу изучаемых дисциплин;

б) учебного материала, связанного с приобретением практических навыков;

в) учебного материала, обуславливающего повышение уровня самостоятельности обучения.

При этом применение модулей обогатит учебный процесс, сократит количество лекционных часов, порою мало усваиваемых слушателями, и увеличит объем практических занятий.Проблемы конкурентоустойчивости промышленного предприятия в условиях современного рынка во многом зависят от способности предприятия выпускать продукцию высокого качества, наиболее полно удовлетворяющую потребности потребителей. С этой целью на предприятиях разрабатываются и сертифицируются на соответствие международным стандартам серии ISO 9000 системы качества.

Наряду с другими требованиями к обеспечению функционирования систем качества, стандарты серии ISO 9000 выдвигают требования повышения уровня квалификации основной производительной силы ‑ персонала предприятия. Управление производством и сам производственный процесс не могут осуществляться без наличия квалифицированного персонала, поэтому для успешного решения производственных задач появляется необходимость совершенствования знаний основных участников трудового процесса, неуклонное повышение их образовательного и квалификационного уровня. Вполне естественно, что это, в свою очередь, вызывает необходимость качественно нового подхода к оценке имеющихся на предприятиях трудовых ресурсов и их квалификационной структуры. На эти решения наводит и анализ современного рынка труда.

Некоторый подъем промышленного производства в стране, достигнутый в 1999 году, привел к тому, что в структуре ищущих работу стали преобладать претенденты, квалификация или возраст которых не соответствует современным запросам работодателей. Эта ситуация не позволяет предприятиям решать проблемы обеспечения профессионального уровня персонала путем простой замены малоквалифицированных работников.

Указанные выше тенденции обусловливают необходимость деятельности предприятий в направлении дальнейшего совершенствования или создания систем внутрифирменной подготовки и организации непрерывной переподготовки и повышения квалификации уже обученного персонала в сфере производства. Таким образом, производственная сфера деятельности людей все более четко оформляется как самостоятельная (наряду с системой образования) область непрерывного обучения, подготовки и усовершенствования кадров.

В свою очередь это требует дальнейшего совершенствования существующих методов планирования подготовки, повышения квалификации и использования персонала, улучшения перспек­тивного планирования, в рамках которого учитывались бы как наличные человеческие ресурсы, так и предвидимая потребность в этих ресурсах.

Анализ международного опыта организации внутрифирменной подготовки показывает, что в странах с развитой рыночной экономикой организации внутрифирменной подготовки и в целом обеспечения уровня квалификации персонала уделяется самое серьезное внимание. С этой целью, в рамках обеспечения действий системы качества разработан стандарт ISO 10015, который определяет основной уровень требований к организации подготовки персонала.

Становится все более очевидным, что оптимальное планирование системы внутрифирменной подготовки с учетом требований производства невозможно без разработки целостной системы профессионального обучения персонала в сфере производства. При этом возникает задача такого управления ресурсами в системе внутрифирменной подготовки, чтобы выход системы обеспечивал непрерывно растущие потребности предприятий в квалифицированном персонале.

В настоящее время промышленные предприятия, предполагающие или реализующие программы своего развития и продвижения товаров на рынки, поставлены перед необходимостью целенаправленного осуществления функций воспроизводства трудовых ресурсов на основе ежегодных перспективных планов развития производства. Органической частью этих планов должны стать планы подготовки персонала через систему обучения и повышения их квалификации в сфере производства. При этом должно быть использовано многообразие форм и методов подготовки квалифицированной рабочей силы, причем в сочетании с единым методологическим подходом к прогнозированию их развития.

Осуществляемые в России экономические реформы сопровождаются структурными и технологическими переменами и требуют такой системы адаптации персонала предприятий, которая бы сводила к минимуму отрицательные последствия происходящих изменений. Одним из основных инструментов такой адаптации в современных условиях является система подготовки и переподготовки кадров предприятий и организаций. В этой связи возникают следующие вопросы:

1. В какой мере существующая в настоящее время в России система профессиональной подготовки отвечает условиям развития экономики страны?

2. В какой степени она адаптировалась к новым требованиям?

3. Насколько гибко может она реагировать на структурные и технологические изменения, а также на конкуренцию на рынке рабочей силы?

Все это заставляет активно искать новые методы в обучении, совершенствовать учебные программы, все более ориентированные на удовлетворение спроса на рынке труда.

Традиционные системы профподготовки дают необходимые знания и трудовые навыки в рамках учебных программ, предусматривающих длительное (1-4 года) изучение множества и в большом объеме теоретических дисци­плин, что в конечном итоге приводит к выпуску специалистов, хорошо знающих теоретические аспекты профессии, но имеющие слабые практические навыки. Это вынуждает предприятия, на которые трудо­устраиваются выпускники профтехучилищ, техникумов и вузов, обучать их практическим навы­кам. Подобная ситуация существует и в области переподготовки или тех специалистов, которые желают приобрести другую профессию.

Основной смысл модульной системы заключается в том, что она направлена на привитие практических навыков обучающемуся при оптимально необходимом объеме теоретических знаний. Особенностью модульного обучения является:

- обучающийся может заниматься как с инструкто­ром, так и. самостоятельно;

- обучающийся, пройдя предварительное тестирование перед началом обу­чения, получает тот набор модулей и учебных элементов, который соответ­ствует уровню его знаний.

Модульная методика обучения основывается на последовательном приобретении практических навыков в соответствующей профессии непосредственно на ученическом рабочем месте (на кон­кретном рабочем месте) и сопровождается изучением необходимого для этого модульного блока теоретического материала, оборудования, инструментов, технологии, материаловедения, правил техники безопасности и т.д., способствующих качественному освоению профессии. Исключается жесткое деление на теоретические (лекционные) занятия и практику.

Обучающие программы, разработанные по модулю трудовых навыков (МТН)-методике обучения, должны отвечать требованиям, предъявляемым к рабочему месту и уровню квалификации рабочего или специалиста.

Принципиальной особенностью модульной методики обучения является ориентация на индивидуальное изучение обучающимися модулей в последовательности, устанавливаемой программой или преподавателями. Хотя лекционные занятия исключаются, при необходимости могут предусмотриваться групповые занятия по вопросам, не входящим в программу или требующим более подробного их изучения. Другой особенностью модульного принципа обучения является система контроля знаний, состоящая из нижеперечисленных этапов:

1 этап. После изучения каждого учебного элемента и отработки навыков на учебном рабочем месте обучающийся проходит тест на усвоение, для чего в конце каждого учебного блока разрабатываются контрольные 10-12 вопросов или практические задания.

2 этап. После изучения каждого модуля обучающийся обязан пройти так называемый промежу­точный контроль знаний и квалификационные испытания. Тест содержит 10-12 вопросов.

3 этап - итоговый контроль (квалификационные испытания) или проверка знаний по итогам обучения.

Контроль знаний на 1 и 2 ступенях осуществляется преподавателем. При этом обязательным условием является 100%-ная правильность ответов. В противном случае слушатель повторяет изучение того мате­риала, по которому он дал неправильный ответ.

Итоговый контроль осуществляется соответствующей комиссией по проверке знаний и качества приобретенных навыков.

Вышеизложенные свойства модульной системы придают ей значительную гибкость, оперативность в использовании, дают ей широкий диапазон применения, удовлетворяя как потребности неформального сектора, так и потребности средних и крупных предприятий, практически по любым профессиям. Хорошо адаптируется модульная система с традиционной системой обучения в школах, профессиональных училищах, техникумах, вузах.

Нижеследующие достоинства модульной системы подготовки персонала позволяют считать ее одной из наиболее перспективных в условиях становления рыночных отношений в стране.

Гибкость и оперативность модульной системы позволяет:

1) быстро реагировать на структурные сдвиги в экономике;

2) удовлетворять потребности в профессиях, предвидя появление на рынке труда новых профессий;

3) обеспечивать требуемый уровень квалификации, а также профессиональной пригодности;

4) адаптироваться к новым условиям, требованиям и конъюнктуре рынка труда;

5) отвечать возможно большим потребностям различных групп населения, особенно наиболее уязвимым: безработным, инвалидам, молодежи, имеющим различные уровни знаний и подготовки;

6) обеспечивать возможность дифференцированного подхода в организации обучения в зависимости от индивидуальных способностей обучающихся, т.е. перейти к индивидуальному обучению

7) реализовать возможность самостоятельного обучения;

8) повысить эффективность обучения (т.к. модульная система ориентирована на достижение конечного результата, т.е. получение практических профессиональных навыков, отвечающих требованиям государственных стандартов);

9) достигать большего (неограниченного) охвата обучающихся.

За счет своей гибкости система хорошо приспособлена для непрерывного обучения.

В сравнении с традиционной, модульная система подготовки персонала позволяет:

1) повысить компетентность в профессиональной деятельности, давая соответствующие теоретические знания и практические навыки;

2) улучшить адаптацию к условиям труда;

3) сократить сроки обучения;

4) повысить мотивацию обучаемых и уровень самостоятельности в обучении;

5) предоставить возможность индивидуальных занятий, в том числе на расстоянии через компьютерные системы и на бумажных носителях;

6) сократить затраты на обучение.

Обладая таким несомненным достоинством как "гибкость" и "оперативность", модульная система особенно хорошо применима к процессу переподготовки персонала фирмы, т.е. уже имеющих квалификацию и практический опыт работы слушателей.

Модульная система может достаточно хорошо вписываться в традиционную программу обучения на всех уровнях в виде изучения:

а) отдельных разделов и постановки на модульную основу изучаемых дисциплин;

б) учебного материала, связанного с приобретением практических навыков;

в) учебного материала, обуславливающего повышение уровня самостоятельности обучения.

При этом применение модулей обогатит учебный процесс, сократит количество лекционных часов, порою мало усваиваемых слушателями, и увеличит объем практических занятий.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:59