Проблемы функционирования рынка труда в России

Полаева Г.Б., Азатян С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (81), Сентябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Полаева Г.Б., Азатян С.А. Проблемы функционирования рынка труда в России // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 9. – С. 123-126.

Аннотация:
Негативная демографическая ситуация в России предопределила наличие многочисленных проблем рынка труда. Сочетание высоких показателей оборота рабочей силы с низкими показателями оборота рабочих мест составляет важнейшую уникальную черту российского рынка. Рынок труда в Российской Федерации еще не до конца сформирован, не закончен процесс его реформирования, еще идет переход к рыночным отношениям.

Ключевые слова: рынок труда, трудовые ресурсы, миграция



Негативная демографическая ситуация в России предопределила наличие многочисленных проблем рынка труда. Сочетание высоких показателей оборота рабочей силы с низкими показателями оборота рабочих мест составляет важнейшую уникальную черту российского рынка. Рынок труда в Российской Федерации еще не до конца сформирован, не закончен процесс его реформирования, еще идет переход к рыночным отношениям.

Можно сказать, что сегодня рынок труда в России прошел начальную стадию становления: сформировались региональные рынки, начали действовать рыночные механизмы самонастройки, возросла инициатива и предприимчивость большинства наемных работников. К недостаткам же его созревания следует отнести неразвитость инфраструктуры, рынка жилья, структуры подготовки и переподготовки кадров. Однако существуют и чисто российские проблемы:

‑ наличие административных, правовых и экономических ограничений, например, регистрации, формально заменившей прописку;

‑ дефицит жилья (при очень высокой его стоимости), отсюда ‑ отсутствие свободного рынка жилья;

‑ недостаточное развитие государственного регулирования и социальной поддержки сферы занятости;

‑ несбалансированность рынка труда (многие районы трудоизбыточны, например, Ивановская область, Дагестан, Бурятия, но в некоторых районах имеет место нехватка рабочих рук);

‑ высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих.

Серьёзные опасения вызывают ускорение роста смертности и замедление темпов рождаемости, что требует целого комплекса решений, включающего как немедленные меры, так и более долгосрочные, стратегические.

Первый важный параметр демографии России – это число рождений в год. Все женщины, способные к рождению детей в ближайшие 20 лет, уже родились, и их численность может лишь уменьшиться. По «оптимистическому» сценарию до 2008 г. можно ожидать некоторое увеличение рождений, так как число женщин, рожденных в 1982-87 гг., больше чем в 1975-80 гг.

Второй параметр ‑ численность 20-летних россиян. Ожидается, что до 2020 г. численность людей самого активного возраста сократится до 0,9 млн. человек, а по истечении еще 10 лет на территории Российской Федерации, похоже, некому будет ни «пахать», ни рожать.

Третий ключевой параметр ‑ численность 60-летних россиян. К 2020 г. их численность вдвое превысит количество 20-летних и вчетверо ‑ детей.

В целом же рассмотренные параметры опровергают официальные оценки: демографическое неблагополучие к 2015 г. ухудшится не на 7%, а в 2-4 раза. Итак, если в ближайшее время не восстановить демографию поколений, то через 20 лет Россию ждет судьба Византии.

Хотя в целом в экономике недостаток рабочей силы пока не наблюдается, ситуация существенно различается при рассмотрении отдельных отраслей. В частности, происходит снижение численности занятых в ряде важнейших отраслей экономики. Наиболее заметно численность занятых сократилась в науке и научном обслуживании (в 2,6 раза); машиностроении и металлообработке (в 2,1 раза); строительстве (в 1,8 раза); сельском и лесном хозяйстве (в 1,3 раза).

Наряду с количественными показателями, острота дефицита рабочей силы определяется и качественными (структурными) формами его проявления. В экономике сложилась ситуация, когда при наличии хорошо образованной рабочей силы (55% экономически активного населения заняты умственным трудом) не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций.

Возрастной аспект дефицита выражается в старении населения в трудоспособном возрасте. К концу 2005 г. средний возраст занятых в народном хозяйстве вплотную приблизился к 40 годам. В целом ряде отраслей эта граница пройдена: так, в науке и научном обслуживании он составляет 44 года. Возрастной аспект проявляется и в виде слабого притока молодых кадров в целый пласт отраслей экономики, что объясняется сложившей системой предпочтений и низким уровнем оплаты.

Недостаточность заработной платы и безработица оказывают негативное влияние на развитие семьи. Неуверенность в стабильной и обеспеченной достойным доходом занятости ведет к отказу от рождения детей, их отложенному рождению, абортам, разводам и др. Неблагоприятные и вредные условия труда приводят к ухудшению здоровья трудящихся, их преждевременной смертности. Таким образом, надо говорить не только о влиянии демографического спада на стагнацию рынка труда, но и об обратном процессе – его естественной убыли.

Решение проблемы выбывания трудовых ресурсов лежит в плоскости улучшения демографической ситуации: повышении рождаемости, борьбе со смертностью и стимулировании миграции. В ежегодном послании Федеральному собранию Президент России отметил, что именно снижение смертности, грамотная миграционная политика и повышение рождаемости помогут решить демографическую проблему. Речь идет, прежде всего, о материальном стимулировании рождаемости. Он подчеркнул, что в стране следует развивать социальную поддержку семьи, программы материнства и детства.

Так, необходимо стимулировать рождение в российских семьях хотя бы второго ребенка. Женщины, работавшие и ушедшие в декретный отпуск, должны получать не менее 40% их прежнего заработка от государства. Должны быть предусмотрены компенсации затрат при посещении детских дошкольных учреждений. Начало реализации программы намечено на 1 января 2007 г. Программа рассчитана не менее, чем на 10 лет.

При этом нельзя забывать о том, что при принятии соответствующих мер реальные результаты будут достигнуты, как минимум, в горизонте одного поколения, тогда как проблемы дефицита рабочей силы необходимо решать уже сейчас. Необходим комплекс дополнительных мер по решению структурных проблем на рынке труда. В этой связи единственными мерами, способными дать быстрый результат, становятся:

‑ стимулирование иммиграции;

‑ оптимизация использования имеющегося человеческого капитала;

‑ вовлечение в производство экономически неактивного населения.

Специалисты считают, что внешняя миграция является для России одним из основных компонентов, способных в краткосрочной перспективе компенсировать сокращение численности населения. Основной миграционный резерв России ‑ русские и российские народы, проживающие в странах СНГ и Балтии. Их численность по минимальным оценкам составляет около 20 млн. человек. Необходим возврат русскоязычного населения. Именно на такой позиции должна сегодня основываться миграционная политика с учетом национальных интересов и существующих потребностей страны в рабочей силе. В ее основе должно быть заложено преимущественное право предоставления работы гражданам СНГ перед мигрантами из дальнего зарубежья. Думается, многие вопросы нужно цивилизованно решать путем присоединения к международным договорам в этой области.

17 марта 2006 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Законопроект направлен на обеспечение миграционной привлекательности РФ и формирование нового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Его внедрение позволит сократить нелегальную иммиграцию, органы государственной власти получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан и лиц без гражданства, а как результат - новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации. Законопроект имеет антикоррупционную направленность.

Сейчас иностранцы могут легально трудиться в России, только если наниматель получит у властей разрешение на привлечение рабочей силы из-за границы и внесёт на специальный счёт средства на возможную депортацию. Власть выдаёт эти заветные разрешения «со скрипом». Чтобы их выхлопотать, работодатель обязан сдать в различные государственные и муниципальные органы не менее 20 видов документов. Причём каждая из бюрократических инстанций может отказать работодателю, иногда и без объяснения причин.

Также, принятые в первом чтении поправки к закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» должны облегчить правовое положение тех, кто приезжает в Россию из стран СНГ на заработки. Для них отменяются обязательное получение временной регистрации и необходимость повторной перерегистрации. Фактически порядок регистрации превращается из разрешительного в уведомительный. Поправки отменяют квоты для мигрантов при приёме на работу и требования по подтверждению их материальной обеспеченности. Причём эти правила распространяются лишь на граждан тех стран, с которыми у России существует безвизовый режим. Сокращается срок оформления разрешения на работу, перечень оснований для отказа и нужных для этого разрешения документов, вводится «режим одного окна» для самостоятельного получения иммигрантами разрешения на работу. Наличие у иностранного гражданина миграционной карты станет фактическим разрешением на его трудоустройство.

Кроме того, закрепляется механизм обжалования решений об отказе в выдаче разрешений на временное проживание и об аннулировании ранее выданных разрешений. Определяется правовое положение иностранного гражданина в период рассмотрения поданной им жалобы. Принятие законопроекта создаст законодательные предпосылки для вывода наиболее многочисленной категории нелегальных мигрантов из теневого сектора.

По опасениям экспертов, в последующем закон вполне может быть «испорчен» многочисленными подзаконными актами и томами закрытых ведомственных инструкций, искажающих его смысл. Ведь в сохранении нынешней нелегальной системы заинтересованы и российские работодатели, которым дешевле брать на работу бесправных гастарбайтеров, и работники регистрирующих инстанций, которые извлекают из этого свою личную выгоду.

И все же для России миграция стала одним из источников восполнения потерь в численности населения, а, следовательно, и вопрос привлечения мигрантов из-за рубежа является для нее актуальным.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:49:38