Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»8 / 2006

Развитие делового туризма в России

Серегина Виктория Владимировна, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 83

Аннотация:
Для многих стран мира туризм является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. На его долю приходится около 10% мирового валового продукта. Туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики многих стран, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с такими секторами экономики как сельское хозяйства, промышленность, здравоохранение, образование и др. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Серегина В.В. Развитие делового туризма в России // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 153-158.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Для многих стран мира туризм является одной из наиболее рентабельных отраслей, приносящих огромные прибыли. На его долю приходится около 10% мирового валового продукта. Туризм занимает ведущее место в национальных программах развития экономики многих стран, являясь частью комплексного плана социально-экономического развития стран наряду с такими секторами экономики как сельское хозяйства, промышленность, здравоохранение, образование и др. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений. 

Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает пока весьма скромное место на мировом рынке туризма. На ее долю приходится всего около одного процента мирового туристского потока. В ВВП нашей страны доля туризма незначительна. Это свидетельствует о низком уровне его развития и показателем незначительной степени внимания государства к этой сфере деятельности. Исключение составляет лишь Москва, где до 7% годового бюджета столицы формируется именно за счет поступлений от туризма.

Конечно, сложно утверждать, что Россия будет получать от туризма доходы, сопоставимые с доходами от этой сферы экономики, например, средиземноморских стран. В то же время нельзя не признать, что возможности развития туризма в России огромны и в значительной степени не использованы.

Вплоть до недавнего времени индустрия туризма рассматривалась в нашей стране как второстепенная отрасль, хотя и опыт, и практика других стран говорят об обратном. Состояние туристской отрасли России без должного эффективного участия государства привело к тому, что Россия выступает в качестве поставщика туристов за рубеж, и, как следствие, к оттоку за границу крупных сумм валюты при одновременном снижении доходов от иностранного туризма.

На протяжении последних 10 лет международный туризм в России развивался преимущественно с ориентацией на выезд. Основным фактором, повлиявшим на такой рост выездного потока, явился огромный «отложенный спрос» на поездки за границу. Сегодня велика доля прибытий туристов из стран, которые также как и Россия не являются активными участниками в движении денежных потоков в сфере туризма (Польша, Финляндия, Китай), в то время как доля прибытий из стран, действительно приносящих валютный доход (Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония), незначительна.

Сравнивая характер поездок иностранных граждан в Россию в период с 1995 по 2003гг., возможно отметить, что быстрее других росло число частных поездок ‑ более чем втрое. Количество поездок со служебными целями сократилось за этот период на 11% и составило в 2003г. лишь 11% от общего числа прибытий иностранных граждан. При этом доля поездок со служебными целями иностранных граждан из стран вне СНГ в 2003г. составила 25% от числа прибытий из данных регионов (24% в 2004г. соответственно) и всего 9% от общего числа прибытий.

Следует отметить, что доля поездок со служебными целями из стран вне СНГ остается постоянной вот уже на протяжении 7 лет. Также необходимо принимать во внимание, что, учитывая сложную процедуру получения российской бизнес-визы, многие люди, приезжающие в Россию с деловыми целями, вынуждены оформлять туристическую визу, указывая в качестве целей своего пребывания либо туризм, либо частную поездку.

Сложившийся негативный образ Российской Федерации как страны, неблагоприятной для туризма, неразвитость туристской инфраструктуры, неблагоприятный визовый режим, а также несоответствие цены качества являются главными факторами, сдерживающими прибытия иностранных туристов из стран Дальнего Зарубежья.

Согласно прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2005 – 2014 годах наша страна выйдет на второе место в мире по инвестициям в туристическую отрасль. При этом прогноз роста деловых поездок в мире составит 4,7% на период с 2006 по 2015 гг. Таким образом, деловой туризм – одна из наиболее перспективных и высокодоходных сфер мировой экономики.

Рынок делового туризма в России в качестве бизнеса существует недавно (речь идет только о последнем десятилетии) и сейчас находится в стадии становления. Емкость российского рынка деловых поездок в 2004г. оценивалась в 860 млн. долларов США: 80% из них пока приходится на бронирование авиабилетов и гостиничных мест и лишь 20% ‑ на дополнительные услуги.

75-80% рынка делового туризма приходится на Москву и Санкт-Петербруг. Соответственно, участники данного сегмента рынка – и турфирмы, и их клиенты ‑ сосредоточены в основном в наших двух столицах.

Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки. Выгоды от организации крупных форумов для гостиниц, транспортных компаний, да и государства в целом – очевидны. Наиболее динамично развивающимся видом делового туризма является конгрессный туризм, который вносит значительный вклад в национальный доход как развивающихся, так и высокоразвитых стран.

К примеру, в материалах, опубликованных Профессиональной Ассоциацией Менеджмента Съездов, указывается, что в 2004 г. доля конгрессного туризма в валовом национальном продукте (ВНП) США составила 122,31 миллиардов долл. что соответствует двадцать девятому месту среди отраслей промышленности и сферы услуг, внесших наибольший вклад в ВНП. По этому показателю он обогнал таких общепризнанных гигантов, как фармацевтическая и медицинская отрасли промышленности. О его социальном значении свидетельствует и тот факт, что число непосредственно занятых в данном виде делового туризма в США оценивается в 1,7 млн. человек – т.е. каждый 86 гражданин США прямо или косвенно занят в сфере конгрессного туризма.

По оценкам специалистов конгрессный туризм сегодня обеспечивает не более 5-7% загрузки ведущих московских гостиниц, в то время как на Западе эта цифра достигает 30%. При этом наиболее распространенной формой продажи конгрессных услуг гостиницами Москвы являются конференц-пакеты. И хотя возможностями для проведения деловых встреч и конференций располагает также ряд бизнес-центров, в Москве отсутствует современный конгресс-центр, способный принимать многотысячные международные деловые форумы. Основными заказчиками конференций и конгрессов выступают отечественные финансовые, компьютерные, фармацевтические и страховые компании.

Деловой туризм оказывает воздействие на развитие экономики тех стран, где он активно пропагандируется вследствие своих отличительных особенностей:

‑ внесезонностью (мероприятия с участием деловых путешественников проводятся в течение всего года);

‑ прогнозируемостью (мероприятие планируется за значительный срок до его проведения);

‑ массовостью;

‑ ориентацией на потребление услуг среднего и высокого качества, а также широким спектром дополнительных услуг.

Отсюда следует, что с учетом реальных возможностей инфраструктуры российского туризма, требуется сосредоточить усилия на наиболее перспективном сегменте туристского рынка, имеющего экспортную направленность, а именно на деловом туризме в целом и конгрессном туризме, в частности.

Для достижения данной цели необходимо провести:

1) определение норм качества, которым должны отвечать принимающие службы и профессиональные организации, обслуживающие конференции;

2) оценку существующих возможностей национальной территории;

3) координацию работы профессионалов;

4) обеспечение обмена информацией между всеми заинтересованными участниками данного сегмента рынка;

5) оказание бесплатной помощи организаторам совещаний в вопросах выбора мест и дат проведения конференций, церемонии открытия, проведения и закрытия, а также консультирование их по вопросам взаимодействия с местными властями.

Среди способов и методов продвижения, характерных для рынка конгрессного туризма, выделяются два принципиально отличных понятия: непосредственное продвижение конференции, а также продвижение региона как центра конгрессного туризма. Важно разработать и реализовать конкретные предложения по осуществлению государственной политики в области туризма и, в частности, конгрессного туризма. Должен быть четко продуман механизм регулирующих методов со стороны государства.

В настоящее время основной проблемой въездного и внутреннего делового туризма в России является неразвитость рынка специализированных деловых услуг. Отсутствие необходимой инфраструктуры неизбежно затрудняет деятельность российских профессиональных компаний, создает трудности для грамотной организации деловых путешествий, усложняет взаимодействие с родственными международными и национальными структурами.

В целях развития делового туризма в России необходимо:

‑ активизировать государственную политику в области делового (особенно въездного) туризма. Разработать комплексный план мероприятий по созданию и продвижению на рынок как положительного образа России, так и туристского продукта для делового потребителя;

‑ создать законодательную базу в области делового туризма, а также усовершенствовать туристское законодательство;

‑ обеспечить поддержку деятельности общественных организаций;

‑ дать жизнь консалтинговым структурам, специализирующимся в области делового туризма и индустрии встреч по типу международных конгрессных бюро, которые могли бы осуществлять учебную и консультационную деятельность, а также заниматься национальным маркетингом и рекламой;

‑ адаптировать и продвигать международные стандарты и технологии.

Тщательное планирование туристской деятельности на всех уровнях является обязательным условием обеспечения ее успешного развития. Ввиду того, что туризм является довольно сложной отраслью экономики, охватывающей различные ее сферы и слои общества, в России необходимо срочно приступать к четкому планированию и организации туристской отрасли.

Мировой опыт показывает, что успех развития туризма в решающей степени зависит от того, как воспринимается эта отрасль в правительственных кругах, насколько эффективно организовано управление и в какой степени она пользуется государственной поддержкой. Создание образа России как страны, благоприятной для ведения бизнеса, является одним из определяющих условий дальнейшего развития въездного делового туризма.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241