Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»5 / 2000

Осторожно, фальсификация!

Скрыпникова Марина Николаевна, МГУ прикладной биотехнологии, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Ушли в прошлое те времена, когда мы, приходя в магазин, безоговорочно верили той информации, которая была напечатана на ярлыках и этикетках различных продовольственных и промышленных товаров. Теперь, даже в дорогом магазине нас порой мучает вопрос: «А не подделка ли это?». Это не удивительно. Согласно данным правоохранительных органов, до 60% товаров, продающихся в торговой сети Москвы, пиратские.
Цитировать публикацию:
Скрыпникова М.Н. Осторожно, фальсификация! // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 5. – С. 67-73.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Ушли в прошлое те времена, когда мы, приходя в магазин, безоговорочно верили той информации, которая была напечатана на ярлыках и этикетках различных продовольственных и промышленных товаров. Теперь, даже в дорогом магазине нас порой мучает вопрос: «А не подделка ли это?»

Это не удивительно. Согласно данным правоохранительных органов, до 60 % товаров, продающихся в торговой сети Москвы, пиратские.

С юридической точки зрения «пиратство» – это присвоение официально зарегистрированной торговой марки и ее незаконное коммерческое использование во вред репутации фирмы-оригинала. Ведь торговая марка – это не только фирменный логотип, но и гарантия качества, «доброе имя» производителя. Так что от пиратства страдает не только покупатель (по нечаянности или безденежью получивший некачественный товар), но и та фирма, торговая марка которой на нем стоит. Масштабы же этого явления достигли за считанные годы таких размеров, что стали предметом активной борьбы как со стороны этих фирм, так и со стороны правоохранительных органов.

Фальсификация продукции существует в любой отрасли промышленности, особенно среди компаний с широкой сетью филиалов. Подделка особенно распространена там, где образование цены происходит многоступенчато, т.е. существуют многократные торговые посредники и дистрибуторы, что создает возможности неправомерного рыночного вмешательства. Не существует отрасли, которая была бы полностью защищена от мошенников. Должностные лица постоянно раскрывают многочисленные преступные группы, производящие поддельные изделия.

При оценке уровня фальсификации называются различные цифры. К сожалению, только малая их часть основана на реальном анализе. Основной причиной отсутствия точной статистики в этой области является трудность сбора информации. Некоторые предположения делаются торговыми ассоциациями, другие – журналистами. Используются также статистические и другие данные. Обобщив и сравнив данные из различных источников: торговых агентств, периодической печати и аналитических обзоров, можно отметить следующее распределение уровня пиратской продукции в мире (табл. 1).

Таблица 1

Распределение пиратской продукции по отраслям, %

Сектор производства

В среднем в мире

Россия

Видеопродукция

50

80

Компьютерное программное обеспечение

43

80

Музыкальные записи

33

70

Игрушки

12

Транспортные запасные части

10

Медикаменты

6

Парфюмерия

5

60

Часы

5

Невозможно охарактеризовать (или хотя бы перечислить) все области засилия «пиратского производства». Однако, помимо отмеченных выше, наиболее часто в прессе упоминались в 90-х годах следующие из них:

‑ алкогольные и безалкогольные напитки;

‑ чай, кофе;

‑ детские продукты питания;

‑ компьютерное программное обеспечение;

‑ видео и аудио записи;

‑ спортивная и модная одежда;

‑ косметика и парфюмерия;

‑ запасные части автомобилей и самолетов;

‑ детские игрушки и т.д.

Вот только некоторые примеры продажи фальсифицированной продукции.

Алкогольные и безалкогольные напитки

Данные проведенного экспресс-анализа свидетельствуют, что совокупная производственная мощность спиртовых и ликеро-водочных заводов, функционирующих на территории Российской Федерации, используется менее чем на 40%. Ряд действующих предприятий, в том числе коммерческих, – убыточен, лицензируется менее 60% их производственных мощностей. Однако декларируемая производителями стагнация отрасли не отразилась на потреблении, объем которого оценивается Минэкономики России в 214 млн. декалитров ежегодно. Официальное же производство, по тем же данным, составляет менее половины. Иными словами, до 120 млн. декалитров алкогольной продукции производится нелегально, либо контрабандно ввозится на территорию Российской Федерации.

Среди этой лавины низкокачественной, а иногда и просто опасной для потребления продукции, часто попадаются напитки, на этикетках которых тем не менее значится гордое слово “коньяк”. Такой фальсифицированный коньяк можно условно разделить на 3 категории:

Для первой из них характерно завышение обозначенной продолжительности выдержки.

Из коньячных спиртов 3–5-летней выдержки готовят марочные коньяки с наименованиями, для которых по технологической инструкции и присвоенной группе качества должны использоваться спирты 8, 10, 15 и более лет выдержки. Указанный на этикетке срок выдержки просто не соответствует фактическому.

Ко второй категории относятся напитки, которые не имеют права называться коньяками, так как приготовлены не из коньячных спиртов, а из других дистиллятов – разных плодов, выжимок, дрожжевых осадков и т.д.

Третья категория – откровенно фальсифицированная продукция, приготовленная с использованием зернового или даже синтетического спирта, водок и других дешевых спиртных напитков, подкрашенная до коньячного цвета и снаряженная добавками синтетических ароматизаторов. Судя по этикетке, это – якобы коньяк, хотя подобные напитки не имеют права называться даже бренди.

 

“METAXA”

Особой большой популярностью пользуется известный коньяк “METAXA”. Впервые этот продукт появился на российском рынке еще во времена царствования Александра III, когда фирма стала официальным поставщиком двора его императорского величества. Именно тогда в Одессе был открыт завод по розливу этого алкогольного напитка. Рецепт “METAXA” был изобретен в 1888 году и тщательно скрывается по сей день. Продукт получают путем коньячной перегонки винного материала, который хранится в дубовых бочках от 3 до 7 лет. Выдержанный продукт купажируется с одним из трех мускатов специальных сортов, привозимых с островов Лимнос и Самос, а также с настоем из трав и лепестков роз. Готовый напиток хранится в дубовых бочках не менее 6 месяцев. Последний аккорд при изготовлениии “METAXA” – это выдержка напитка при температуре минус 6°С. Сами производители “METAXA” расценивают ее как своеобразный крепкий алкогольный темный напиток – не коньяк и не бренди.

В настоящий момент в России продается 4 вида “METAXA”. Отличить оригинальный напиток от возможной подделки покупателям отчасти помогут данные об оптовых ценах официальных поставщиков на эти напитки:

3-х звездочная “METAXA” стоит 9 долларов за бутылку

5-ти звездочная – 15 долларов

7-ми звездочная – 22 доллара

“METAXA CENTENARY” (в оригинальных фарфоровых сосудах) – 200 долларов.

Чтобы рассчитать розничные цены, по которым данный товар попадает непосредственно к потребителям, нужно увеличить эту сумму, как минимум, процентов на 50.

 

КОФЕ

Кофе является ярким примером особенно грубой формы фальсификации. Было время, под чай и кофе маскировали чуть ли не дорожную пыль, умастив ее душистыми маслами. Сегодня для этой цели используют кофейную шелуху, пересыпанную чистыми гранулами кофеина, и продают как кофе "Jacobs", "Nestle", "Саfe Pele".

Поддельный кофе "Jacobs" например, продается в большой жестяной банке, похожей на банку с "Nescafe", которая оклеена бумажной этикеткой с названием: "Jacobs". На фальшивой жестянке нет штрих-кода, зато указывается, что этот кофе произведен в США (на самом же деле "Jacobs" выпускают в Германии). Банка снабжена пластмассовой крышкой, которую используют после вскрытия жестяной.  К сведению покупателей: настоящий растворимый кофе "Jacobs" реализуется только в стеклянных банках, а молотый и в зернах – в вакуумной упаковке!

На вид поддельный кофе – это очень темный с лиловым оттенком порошок, пахнущий резко и не по-кофейному. Имеет посторонние включения в виде белых крупинок. Вкус – пустой, с нехарактерными для кофе горечью и кислотой. Проведя физико-химические исследования подделок, специалисты "Ростеста" установили, что белые крупинки – это чистый кофеин, который в свободном состоянии может быть опасен для здоровья (в натуральном кофе это вещество связано с другими элементами, поэтому не вызывает сильного возбуждающего действия). В порошке, лишенном крупинок, кофеина нет вовсе, что свидетельствует о том, что псевдокофе выработан в лучшем случае из отходов кофейных зерен.

Многие ценители таких марок, как "Jacobs" (Германия), "Nestle" (Швейцария), "Elite Classic" (Израиль), " Cafe Pele " (Бразилия), "Tcibo" (Германия), "Моссоnа" (Голландия), "Folgers" (США), "Maxwell House" (США) и прочих, уже, наверняка, заметили, что любимый кофе лучше покупать в специализированных магазинах или отделах крупных торговых предприятий. Приобретая этот товар в лавчонках у метро или на рынках, надо быть особенно внимательными. Именно здесь чаще всего встречаются подделки.

Встречаются также неявные фальсификаты – кофе неизвестных названий, которые и не пытаются маскироваться под известные. Такие "инкогнито" неопознанных торговых марок чаще всего оказываются ненатуральным кофе. Как правило, это тоже перемолотые отходы кофейной промышленности с добавлением чистого кофеина или без него.

МЕДИКАМЕНТЫ

Фальшивые медикаменты – пример особенно опасной фальсификации. С поддельными лекарствами России приходилось активно бороться еще в начале двадцатых годов, когда старая система лекарственного обеспечения распалась, а советская еще не была налажена. Ныне, по данным Всемирной организации здравоохранения, фальсифицированные препараты особенно часто можно встретить в странах третьего мира, например, в Африке и Южной Азии. Однако не застрахованы от подделок и развитые, далеко не бедные страны. В США в 1985 году было выявлено полтора миллиона противозачаточных таблеток, изготовленных из обычного мела. В Японии небезызвестный основатель секты "АУМ Сенрике" Секо Асахара открыл в 1981 году аптеку и заработал около 40 миллионов йен на продаже фальшивых препаратов от ревматизма. В Турции в начале девяностых торговали аспирином из обычного пекарского порошка.

По некоторым оценкам, от 5 до 7% лекарств на фармацевтическом рынке мира являются фальшивками. Американская телекомпания CBS в одной из передач даже сообщила о создании крупнейшими мировыми производителями лекарств собственной секретной службы, которая должна бороться с распространением поддельных лекарств.

В России лишь в апреле 1999 года Департамент государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России предупредил о том, что участились случаи поступления на российский рынок лекарственных средств, выпускаемых болгарскими производителями, незаконно использующими торговую марку "Фармахим" без указания завода-производителя. "Несоблюдение норм производства и низкое качество этой фальсифицированной продукции наносит ущерб здоровью населения", – утверждалось в информационном письме Минздрава.

По словам менеджера одной из фирм, занимающейся поставками болгарских препаратов на российский рынок (просившего не называть его имя), значительная часть нелегальных препаратов является самыми настоящими подделками. Очень легко фальсифицировать мази или гели, подпольные цеха, по производству которых могут располагаться буквально в гаражах и подвалах. Обычно, опытный человек может отличить подделку без специальной экспертизы: не совпадают цвет препарата, вид упаковки и т. д. Но для обычного покупателя это в большинстве случаев непосильная задача.

Западные компании давно знают о возможности фальсификации своих популярных продуктов и стараются придать им уникальный вид. Например, таблетки препарата "Ципробай", имеют несколько степеней защиты: цвет упаковки, штрих-код, надпись на блистере, гравировка на таблетках и так далее. В результате, поддельный "Ципробай", обнаруженный в апреле в России, и чуть раньше – в украинских аптеках, можно отличить уже по внешним признакам. Картонная упаковка была полностью идентична фирменной, но блистеры и таблетки явно отличались.

К сожалению, если на Западе в борьбе с фальшивками активно участвуют сами производители лекарств, то в России, по-видимому, пока все иначе.

В ассоциации АРМ, объединяющей работающие в нашей стране западные фармацевтические компании, сознают важность проблемы, однако даже не собирают информацию о фальсифицированных медикаментах. Столкнувшиеся с проблемой подделок "Bayer ", "Pfizer" (на "черном" рынке и даже в аптеках одно время была распространена "Виагра" непонятного происхождения), некоторые крупные импортеры болгарских медикаментов постарались предупредить своих потребителей о потенциальной опасности через средства массовой информации, но, похоже, мало интересуются источником и масштабами фальсификаций.

Даже сотрудники контрольно-аналитических лабораторий не владеют информацией о реальных масштабах проблемы. Ведь задача лабораторий ограничивается тем, чтобы выявить несоответствие лекарственного средства нормативной документации и известить об этом Минздрав. В итоге, никто не занимается определением количества поддельных фармацевтических препаратов, продающихся через аптечную сеть. Однако хорошо известно, что ежегодно Министерство здравоохранения изымает все большее количество нелицензированных медицинских препаратов. В 1999 г. из аптек было изъято и уничтожено 2600 партий фармацевтических товаров, что на 20 % больше, чем в 1998 г.

Одним словом, чем больше популярных и ходовых товаров выходит на рынок, тем больше соблазна у нечестных производителей и торговцев заработать на этом «незаконных денег». Но главное в этом то, что страдает, прежде всего, потребитель и честный предприниматель. Поэтому борьба с фальсификаторами становится задачей государственной. Без честного бизнеса не может быть и процветающего общества.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241