Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2006

Логистика в системе материального обеспечения силовой организации государства

Чистов И В, канд. экон. наук, доцент заместитель начальника кафедры «Управление финансово-экономической деятельностью и контроля»» Военного финансово-экономического университета МО РФ, г. Москва, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 49

Аннотация:
Экономические отношения, складывающиеся, в частности, в силовых организациях государства, а также экономические процессы (производства, распределения, обмена и потребления), протекающие в них, свидетельствуют о широких возможностях использования логистики в этой сфере. И, прежде всего, в их материальном обеспечении, так как «прибыль, которую сулит… особенно удешевление многотрудного пути товаров от завода до конечного потребителя, это слишком сильное искушение, противиться которому разум… не в состоянии»1. Для экономической деятельности, осуществляемой, например, в Вооруженных Силах, это означает, что использование выделяемых на содержание и материальное обеспечение бюджетных ассигнований должно быть эффективным и рациональным.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Чистов И.В. Логистика в системе материального обеспечения силовой организации государства // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 88-91.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Экономические отношения, складывающиеся, в частности, в силовых организациях государства, а также экономические процессы (производства, распределения, обмена и потребления), протекающие в них, свидетельствуют о широких возможностях использования логистики в этой сфере. И, прежде всего, в их материальном обеспечении, так как «прибыль, которую сулит… особенно удешевление многотрудного пути товаров от завода до конечного потребителя, ‑ это слишком сильное искушение, противиться которому разум… не в состоянии» [1]. Для экономической деятельности, осуществляемой, например, в Вооруженных Силах, это означает, что использование выделяемых на содержание и материальное обеспечение бюджетных ассигнований должно быть эффективным и рациональным.

Можно утверждать, что наряду с различными видами логистики, имеет право на существование и логистика силовой государственной организации, цель которой ‑ обеспечение в необходимом количестве, требуемого качества, в заданное время с минимальными затратами военных и иных, связанных с ними потребителей, материальными средствами.

Исходя из функций, выполняемых различными органами и элементами системы материального обеспечения, структуру логистики силовой организации государства можно представить в виде совокупности следующих функциональных областей:

заготовительной, или закупочной;

снабженческой;

производственной;

транспортной;

складской.

Как и в классической логистики, так и в логистике силовой организации государства можно различать макрологистику, мезологистику и микрологистику.

Макрологистика ‑ использование теории и методологии логистики на уровне макроэкономических процессов (военной экономики страны, военно-экономических союзов и т.п.).

Мезологистика ‑ использование теории и методологии  логистики на уровне мезоэкономических процессов (например, Вооруженных Сил, Тыла Вооруженных Сил, военных округов и т.п.)

Микрологистика ‑ использование теории и методологии логистики на уровне микроэкономических процессов (объединений, соединений, воинской части, склада и т.п.).

С семантической точки зрения понятие «материальное обеспечение силовой организации государства» имеет двойственное толкование. В широком смысле оно трактуется как  удовлетворение потребности войск (сил) или органов в оружии и военной технике, боеприпасах, горючем, продовольствии, вещевом, медицинском, техническом имуществе и других материальных средствах, которое включает в себя:

‑ разработку новых образцов, производство, истребование, получение, создание запасов материальных средств, их учет и хранение;

‑ своевременное укомплектование войск (сил) или органов современными образцами вооружения, техники, военно-техническим и специальным имуществом, другими материальными средствами;

‑ руководство правильным, экономным и целесообразным расходованием материальных средств, борьбу с утратами, хищениями и недостачами.

С другой стороны, в узком смысле материальное обеспечение силовой организации государства можно толковать как снабжение, так как с позиций потребителя слово «снабжение» более точно выражает деятельность, связанную с приобретением и «питанием» определенной системы необходимыми материальными ресурсами.

Из материальных средств в процессе приобретения, транспортировки, складирования и выдачи – начиная с момента их поступления от первичного источника до его получения конечным  потребителем образуются потоки. Следовательно, материальное обеспечение силовой организации государства с позиций логистики понимается как совокупность потоков управляемых системой. Поэтому в дальнейшем понятие «материальное обеспечение силовой организации государства» употребляется нами в понимании именно снабжения материальными средствами, поскольку речь идет об управлении материальными ресурсами сугубо экономическими методами – методами логистики, положения и рекомендации которой прямо направлены на достижение полного и надежного обеспечения силовой организации государства материальными средствами.

Очевидно, что основным структурным и функциональным элементом силовой организации государства, где могут быть применены принципы логистики, является тыл с его главной функцией (материальное обеспечение). Именно через тыл проходят основные потоки материальных средств и в нем создаются материальные блага и услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности, строительства, подготовки и применения войск (сил) или органов.

Самый веский аргумент в пользу этого утверждения – логистическое содержание системы тылового обеспечения войск (сил) и органов, «основное содержание которого заключается в выполнении комплекса мероприятий по материальному, транспортному, инженерно-аэродромному, аэродромно-техническому, медицинскому, ветеринарно-санитарному, торгово-бытовому, квартирно-эксплуатационному и финансовому обеспечению» [2] в целях поддержания их в боевой готовности для выполнения поставленных или решения повседневных задач.

Учитывая принцип централизации материального обеспечения войск или органов и экономическую самостоятельность поставщиков (производителей) материальных средств, логистический подход позволяет получить наибольшую степень сопряжения интересов субъектов производства, других участников движения материального потока и потребителей посредством их интеграции в логистическую систему.

Логистический подход сегодня нашел свое место в экономическом обосновании создания единой системы материального обеспечения силовой организации государства [3]. Тем не менее, это не умаляет значения логистики для внутриведомственного совершенствования системы материального обеспечения, так как с позиции системного подхода работоспособность любой сложной системы определяется совершенством ее элементов. А теория логистики и ее методологический инструментарий позволяют оптимально решать всю совокупность актуализируемых задач вне зависимости от сложности системы и в интересах всех элементов системы.




[1] Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия. / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1995. - С. 195.

[2] Булгаков Д.В. Система материального обеспечения войск: направления совершенствования// Военная мысль. - 2000 г. - № 4. - С. 64.

[3] См.: Московченко В.М. Экономическое обоснование создания единой системы материального обеспечения силовых структур государства на основе логистического подхода. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241