Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2006

Противоречивый характер последствий монополизма

Столяров Е. Б., соискатель кафедры экономической теории и права Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
Анализ последствий монополизма целесообразно, по нашему мнению, проводить на основе использования сравнительного метода исследования. Это обусловливается необходимостью рассмотрения таких сложных экономических явлений и процессов, как структурные элементы системы конкурентных отношений.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Столяров Е.Б. Противоречивый характер последствий монополизма // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 66-69.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Анализ последствий монополизма целесообразно, по нашему мнению, проводить на основе использования сравнительного метода исследования. Это обусловливается необходимостью рассмотрения таких сложных экономических явлений и процессов, как структурные элементы системы конкурентных отношений.

Долговременный характер существования монополизма правомерно связывать с совокупностью противоречивого влияния как производительных сил, так и производственных отношений. Баланс процессов обобществления и монополизма показывает, что первое отражает, в основном, развитие и прогресс производительных сил, а монополизм, как правило, - развитие производственных отношений, степень концентрации и централизации капитала. Процессы монополизации могут принимать обратное движение, и тогда монополизм не отражает достигнутой ступени обобществления в развитии производительных сил. Исходным пунктом к такому движению служит монопольное положение какой-либо одной формы собственности.

При этом нарушается прогрессивная динамика соотношения всех форм собственности, связанная, с одной стороны, с институциональным распределением ее между различными владельцами, отраслями, предприятиями, а с другой ‑ с оптимальным взаимодействием конкурентных и монопольных начал. В конечном итоге, полисистема отношений собственности лишается движущего мотива, предполагающего обязательное многообразие форм собственности и, соответственно, разнообразие способов хозяйствования.

Многообразие форм собственности служит объективным барьером процессам монополизации до своих естественных пределов, обусловленных рыночными механизмами их формирования и развития. Доступ конкурентов в отрасль может быть порожден естественными (или объективными) причинами, либо создаваться искусственно. При этом естественные барьеры, создаваемые монополистами (к примеру, новые технологии, научно-технические открытия и пр.) характерны по своей природе рыночной экономике, они рождены рынком.

Названные барьеры не защищают монополистов от конкурентов абсолютно, поэтому все их можно считать открытыми. Имеющиеся преимущества подобных монополий могут быть сведены «на нет», например, изменениями в технологии, либо появлением товаров-субститутов.

Монополизм может базироваться на различных формах собственности, включая государственную, коллективную и частную. Рыночный механизм выступает регулятором, посредством которого между хозяйствующими субъектами различных форм собственности постоянно перераспределяется экономическая сила. Поэтому, кроме реального многообразия форм собственности, необходим выработанный механизм их состязательности.

Монополизм, если он не поддерживается искусственно, практически никогда не бывает полным (абсолютным), т.е. завершенным. Предприятия, или отдельные производители, испытывающие постоянное конкурентное давление, и сумевшие в результате использования достижений науки и техники, прогрессивных форм производства, инноваций и т.п. выйти на передовые рубежи, могут добиться для себя наиболее благоприятного положения на рынке. Монополизм, формируемый в результате рыночной конкуренции, вследствие разорения отстающих, слабых и технически несовершенных предприятий, способствует прогрессивной концентрации производства сильных и совершенных экономических субъектов, стимулирует производство, технический прогресс.

Более того, на значительные инновации, направленные на создание принципиально новых изделий и технологий, а не на частичное усовершенствование уже разработанных технологических принципов, способны только крупные организации-монополисты, испытывающие постоянное конкурентное давление.

Конкурентный механизм, посредством которого перераспределяется экономическая власть между различными хозяйствующими субъектами, способствует появлению аутсайдеров ‑ конкурентов монополий, что оказывает самое непосредственное воздействие на цены, вытеснение некачественной, морально устаревшей продукции и т. п.

Монополизм как экономический процесс, возникший объективно, в результате рыночной конкуренции, с точки зрения прогрессивного развития общества, оправдан до тех пор, пока он обеспечивает производство с меньшими затратами. Стремление к получению максимальной прибыли является определяющей целью рыночной стратегии и всей рыночной системы. До тех пор, пока эта цель соответствует и способствует прогрессивному развитию экономики, общество, применяя антимонопольный механизм, может использовать систему монополизма в своих интересах, получая от этого позитивный импульс развития.

Кроме того, монополии, как структурные элементы системы монополизма, дают стимул развитию отставшим конкурентам, способствуют постепенному выравниванию интенсивности производства с точки зрения производителей.

Итак, критерием прогрессивности или реакционности монополизма в рыночной системе становится содействие развитию или подавлению конкурентного начала, поскольку на основе состязательности реализуются отношения собственности (безраздельное владение, участие, пользование, арендование, распоряжение, управление и др.), которые, в свою очередь, формируют предпосылки для поступательного развития производительных сил общества.

Вместе с тем, и в рыночной экономике при отсутствии систематической целенаправленной деятельности по формированию общественных (государственных) регуляторов процессов монополизма, могут возникнуть негативные последствия, связанные с чрезмерным монополизмом в отношениях собственности. Они ведут на уровне государства к вырождению экономической системы, на уровне общества ‑ к отсутствию экономической свободы, на уровне отрасли - к ведомственности, на уровне первичного хозяйствующего звена ‑ к негибкости производственной структуры, на уровне отдельного работника ‑ к отсутствию заинтересованности в результатах труда.

Крайним проявлением монополизма выступает институциональная (административная) монополия. Источником институциональной монополии является прямая или косвенная защита хозяйствующих субъектов со стороны государства, начиная от прямого запрета всем другим экономическим субъектам производить данный вид продукции, или в более мягкой форме, государственного благоприятствования данному субъекту в ущерб другим, примером чего могут служить таможенные барьеры.

Если все остальные разновидности монополий регулируются рыночным механизмом и научно-техническим прогрессом, то институциональная монополия может не реагировать на управляющее воздействие рыночного механизма, находясь под защитой государственной экономической политики.

Институциональная защита может распространяться на предприятия как частной, так и государственной (общественной, муниципальной) собственности. Если институциональная защита государственных предприятий сопровождается прямым государственным управлением их хозяйственной деятельности, то мы сталкиваемся с такой разновидностью монополии, как административная.

Административная монополия получила свое наибольшее развитие в централизованно управляемой экономике, где она стала принципом организации и управления всей экономической системы. Административная монополия ‑ самая противоестественная, искусственно созданная монополия, превосходящая по силе и мощи все анализируемые нами ранее. Административная монополия ‑ это тотальная монополия государства в экономике, получившая свое крайнее развитие в экономике бывшего СССР в форме административно-командной экономики.

Советский экономический монополизм не поддается анализу при помощи традиционных методов, применяемых по отношению к, так называемым, «рыночным» монополиям. Это объясняется тем обстоятельством, что и формирование его (советского монополизма) шло особым образом.

В Российской Федерации формирование конкурентного рынка связано не только с формированием немонополизированного сектора экономики, но и со снижением уровня монополизации в традиционно высокомонополизированных отраслях, где отражается достигнутый уровень в отраслевой концентрации производства. Полагаем, что их вариации в настоящее время идут за счет их внутриотраслевого перераспределения, т.е. за счет процесса централизации капитала, одновременно усиливаемого диверсификацией. При этом не происходит снижения уровня концентрации, а лишь изменяются ее формы и направления на основе сложившегося баланса в структуре собственности.

Одновременно с трансформацией и видоизменением конкуренции происходят процессы, изменяющие монополизм. В условиях абсолютного уменьшения рынков, дефицитности природных ресурсов, интернационализации экономики возрастает значение централизации капитала как средства экономической мощи и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241