Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»7 / 2006

Этические ценности бизнеса и компоненты принятия этического решения

Свиридов Олег Александрович, ректор Оренбургского государственного института менеджмента, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 83

Аннотация:
Российское общество пережило в 90-х годах десятилетие, так называемого, передела собственности, когда люди бизнеса пренебрегали всеми устоявшимися человеческими нормами морали во имя достижения эгоистических целей. Для большинства тех, кто сегодня стоит у власти особенно в крупном бизнесе, еще совсем недавно был единственный критерий истинности – эффективность собственных действий в борьбе за власть и ресурсы.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Свиридов О.А. Этические ценности бизнеса и компоненты принятия этического решения // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 3-8.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Российское общество пережило в 90-х годах десятилетие, так называемого, передела собственности, когда люди бизнеса пренебрегали всеми устоявшимися человеческими нормами морали во имя достижения эгоистических целей. Для большинства тех, кто сегодня стоит у власти особенно в крупном бизнесе, еще совсем недавно был единственный критерий истинности – эффективность собственных действий в борьбе за власть и ресурсы.

 

Для многих нынешних руководителей российского бизнеса ещё несколько лет назад не существовало понятий нравственности, духовности, морали как необходимых элементов личности или деятельности. Нет друзей и союзников, все – враги. Некоторые враги – явные, некоторые – тайные или потенциальные. Нравственность и прочие духовные атрибуты рассматриваются как инструменты, которыми должно пользоваться в своих целях, но отнюдь не как нормы, которым необходимо следовать. Общий принцип всей жизни – «цель оправдывает средства». Они определяли самостоятельно, без всяких общественно-значимых кодексов то поле, на котором находились, те моральные и социальные нормы, которым следовали, или которыми пренебрегали во имя достижения цели.

Всё общество пережило эти времена. И сегодня на повестке дня стоит один вопрос – способны ли мы жить по нормам и правилам, представленным данными людьми, или необходимо вырабатывать новые ценности на грани социального компромисса и сосуществования. Этика бизнеса во всем мире рождалась не просто, а расцветала из уродливых ростков жесткого практицизма. Общественные ценности не смогли противостоять ценностям новых предпринимателей, потому что общественные ценности не объединили людей в нужный момент. Главное – какой урок мы извлекаем из безнравственных разборок 90-х годов, какие нормы морали мы передадим будущим поколениям.

Зададимся вопросом: «Есть ли разница между человеком и человеком-бизнесменом?».

Этика базируется на наборе правил морали и этических ценностей. Эти ценности должны быть абсолютны для каждого, то есть мы должны относиться к ним серьезно, чтобы отвергнуть любую человеческую рационализацию, слабость, эго, или личные ошибки. Когда человек терпит неудачу, он всегда оглядывается назад к основным ценностям, которые его ведут. К сожалению, в жизни не все так легко, и всегда есть разногласие с тем, какие ценности должны преобладать.

В мире деловой этики определение ценностей человека сдерживают предпринимательские качества. У предпринимателя несколько ограничена свобода выбора собственных этических ценностей. При рассмотрении корпоративных конфликтов, не может успокаивать мысль о существовании корпоративной ценности. В данном случае возникает проблема: чьей, или какой ценности можно доверять в разрешении конфликта?

Анализируя успешную деятельность, мы видим набор ценностей, который в них был. Но всегда ли в успешной деятельности присутствует набор положительных общечеловеческих ценностей? Как сделать так, чтобы поддержать именно их и преодолевать действие отрицательных?

Попытаемся рассмотреть те принципы, выраженные в определенных понятиях, которые связаны с существующими ценностями, и которые напрямую связаны с бизнесом.

1. Честность. Старая пословица, «честность – лучшая политика», является сегодня актуальной и верной. Но простое провозглашение честности – это, используя молодежный сленг, просто «запудривание» мозгов. Управление служащими большинства предприятий использует лозунги, рекламирующие их честность. Являетесь ли вы честными на самом деле? Большинство людей знает, кем вы являетесь. Поэтому, в каких бы лозунгах вы об этом не говорили, у потребителей будет свое мнение. Вопрос в другом, что значит быть честным на самом деле?

2. Целостность. Целостность означает силу и стабильность. Это означает брать высокую планку, работая с самыми высокими этическими стандартами. Демонстрация целостности показывает законченность и разумность вашего характера и вашей организации.

3. Ответственность. Обвинение других или перекладывание ответственности может решить краткосрочные кризисы, но отказ от ответственности разрушает уважение и единство в организации. Этические люди берут ответственность за свои действия. Соответственно, такие действия показывают способность быть ответственным во всем.

4. Качество. Качество должно распространяться не только на улучшение изделий, но и на каждый аспект вашей деятельности. Человек, который признает качество и борется за это, ежедневно, имеет чувство собственного достоинства, гордость за выполнение, и внимательность ко всему. Все что вы делаете должно быть профессиональным и качественным.

5. Доверие. Доверие трудно заработать и очень просто потерять. Каждый, кто входит в контакт с вами или вашей компанией, должен иметь доверие и веру к тому, как вы занимаетесь своим бизнесом.

6. Уважение. Уважение – больше, чем чувство. Это демонстрация чести, ценности и почтения. Мы соблюдаем законы, когда работаем с компаниями или людьми.

7. Взаимодействие. Два и больше служащих составляют команду. Это – деловая необходимость, чтобы работать открыто и благосклонно. Команда может быть формальной или неофициальной.

8. Лидерство. Сколько трудолюбивых, честных служащих было вовлечено в неудачи лидерства? Менеджеры и исполнители должны поддерживать этические стандарты для организации. Лидер выбирает путь, по которому за ним будут следовать остальные.

9. Корпоративное гражданство. Основополагающий принцип для каждой компании – обеспечение безопасного рабочего места, защита окружающей среды, и тогда у людей улучшается взаимоотношения в организации.

10. Ценность акционера. Без прибыльности, нет компании. Каждый служащий должен понять, как он (или она) вписывается в картину прибыльности. Всеобщая цель должна состоять в построении сильной, процветающей, компании. Реальное испытание этих ценностей можно ощутить только по результатам деятельности компании. Для этого требуются совместные усилия всех ее сотрудников.

Перечисленные десять принципов должны помогать руководству в достижении поставленных целей. Однако, нельзя забывать и о других требованиях.

Во-первых, менеджмент должен быть примером. Хорошая этика должна идти сверху. Каждый служащий должен подчиняться тем же правилам.

Во-вторых, корпоративные ценности или инициатива должны быть «распространены» по всей компании.

В-третьих, обучение сотрудников должно быть обеспеченно так, чтобы удовлетворить каждого. Легко игнорировать мотивационную речь или обходить проблемы, но на время ухода мы не забываем о них, и они имеют длительное последствие.

В-четвертых, вы и компания должны иметь общий путь. Этика должна распространяться на следующее поколение служащих.

Сейчас этические проблемы в бизнесе наступают со всех сторон широким фронтом. Клиент грозит выставить счет, если предприятие проигнорировало какой-либо пункт контракта. Юрист пропустил небольшую деталь в контракте, которая будет дорого стоить предприятию. У сотрудника затянулся завтрак на полчаса, а руководитель предприятия не понимает почему. Поставщик прислал в подарок билеты в театр или на футбол… Каждая этическая ситуация имеет собственный набор уникальных переменных, на которые многие бизнесмены никогда не обращали внимания.

Если подумать о полном спектре этических ситуаций, возникающих на рабочем месте, и диапазоне вариантов их разрешения, то можно заметить, что они не значительно отличаются друг от друга, и что они не такие уж запутанные. Лучший способ понять сложные проблемы – это разделить каждую из них на более мелкие. Попробуем рассмотреть анатомию этического решения и его главные пять компонентов.

1. Понимание широты проблемы. Этические решения возникают не на пустом месте. Мир не вращается вокруг нас. Работа – это такое место, где все взаимосвязано, где поступок одного может повлиять на деятельность всей организации. Любое решение руководителя пересекается с интересами того или иного сотрудника. Даже сторонние наблюдатели не остаются безучастными, так как перед ними стоит выбор, как сообщить и сообщать ли вообще об этом событии.

2. Сбор информации из многих источников. Знание – власть. Когда руководство загнали в угол, то оно все время должно думать, как выбраться из этой ситуации, и что нужно для этого предпринять. Информация не дает принять неэтичные решения на пути решения проблемы. Что гласит по этому поводу устав предприятия? Какие стандартные решения он предлагает? Какие инструкции используются? Что делают другие в подобных ситуациях? Какие неписаные правила действую в этом случае?

Невозможно использовать один источник и полагаться на мнение одного человека.  Если тот или иной вопрос застал руководителя врасплох, то необходимо просто сказать собеседнику «Дайте мне возможность проверить информацию и выяснить основные моменты, о которых я сообщу позже», тогда в ответ не придется давать путаные объяснения и ждать, пока накалится обстановка.

3. Изучение информации. Информацию  следует отбирать и отбрасывать ненужную. Придется выяснять факты и моральные принципы, которые лежали в основании события. Это нужно делать независимо от того, сколько есть времени – неделя или несколько секунд, чтобы взвесить все за и против и понять, почему так произошло. Основное требование – пропустить всю информацию через сито своего здравого смысла. С одной стороны, отбросить все, что не относится к этой ситуации, с другой стороны постараться понять, что стоит за этими принципами. Сформированная по данным принципам этическая позиция наверняка выдержит внешнюю критику.

4. Анализ результатов. Если бы этика представляла собой только знания, изложенные в книгах, то руководство предприятия всегда быстро бы приходило к согласию с самим собой. Ключевой вопрос: «Теперь имея информацию, что нужно с ней сделать?». Это критический момент, когда в ситуацию вовлекаются здравый смысл и оценка ситуации, и именно они помогают принять окончательное решение.

Тюрьмы переполнены людьми, у которых высокий интеллект, но отсутствует здравый смысл. Здравый смысл – это баланс эмоций, рассуждений и ума. Решение большинства этических дилемм является простым. Возможно, решение проблемы лежит «под носом», но его не видят.

5. Процесс выбора. Нельзя обойти тот факт, что этический выбор мы должны делать сами. За выбором стоит ответственность, которую руководитель берет на себя. От руководителя или подчиненного потребуются мужество и характер, чтобы поддержать непопулярное решение, когда оно этически оправдано. В такие ситуации обычно попадают люди, живущие по своим принципам.

Этот рискованный, смелый шаг делает человека уязвимым, но в коллективе личные этические взгляды руководителя не должны быть секретом. Его позиция должна быть понятной, но не нравоучительной, и сотрудники должны иметь четкое представление об этой позиции.

Если мы не способны управлять этикой других, мы можем управлять своей ответной реакцией. Если мы знаем, что процесс этического выбора состоит из 5 основных компонентов, перечисленных выше, то нас трудно застать врасплох.  Понимая ситуацию и скрытый смысл происходящего, мы всегда сможем лучше понять и разрешить проблему.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241