Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2006

Цели и задачи прогнозирования подготовки высококвалифицированных кадров для наукоемких отраслей промышленности на современном этапе

Зеленцова Екатерина Валентиновна, аспирантка кафедры «Менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 101

Аннотация:
Характерной особенностью мировой экономики на современном этапе является опережающее развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей промышленности. При этом одной из главных проблем России, определяющих их восстановление и экономический подъем, является обеспечение высококвалифицированными специалистами всех сфер деятельности предприятий данных отраслей – от инженера до экономиста, которые должны стать локомотивом возрождения отечественной промышленности, всегда отличавшейся уникальностью выпускаемой продукции.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Зеленцова Е.В. Цели и задачи прогнозирования подготовки высококвалифицированных кадров для наукоемких отраслей промышленности на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 3. – С. 3-8.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Характерной особенностью мировой экономики на современном этапе является опережающее развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей промышленности. При этом одной из главных проблем России, определяющих их восстановление и экономический подъем, является обеспечение высококвалифицированными специалистами всех сфер деятельности предприятий данных отраслей – от инженера до экономиста, которые должны стать локомотивом возрождения отечественной промышленности, всегда отличавшейся уникальностью выпускаемой продукции.  

Изменение социально-экономических отношений в России, структурная перестройка промышленности страны, ее оборонно-промышленного комплекса (ОПК) выдвигают повышенные требования к подготовке инженерных и научных кадров, диктуют необходимость уточнения нормативно-правовых взаимоотношений между учебными заведениями профессионального образования и промышленными предприятиями, организациями и научными учреждениями в создании совместных учебно-научно-производственных структур.

Государственная политика в части направлений модернизации системы профессионального образования определяется посредством принятия основополагающих документов последнего времени - «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», «Федеральной программы развития образования», «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и т.д.

Согласно «Национальной доктрины образования» стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества. Они предусматривают создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

В «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» говорится о возрастающей роли образования в развитии экономики, ставятся серьезные задачи по модернизации и обновлению профессионального образования, повышению его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда. Решение приоритетных задач социально-экономического развития страны невозможно без опоры на образование общества. Через систему образования должна быть сформирована кадровая инфраструктура, адекватная современным технологиям, используемым в основных отраслях промышленности и сфере услуг, обеспечено воспроизводство и развитие инновационного потенциала экономики.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач, важнейшими из которых являются:

‑ формирование адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг; обновление профессионального образования;

‑ обеспечение условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий; приоритетное развитие университетской науки и на ее основе - венчурных подразделений и предприятий.

Радикальные преобразования в экономике России объективно влекут за собой необходимость развития методологии и инструментария планирования и управления технико-экономическими системами и крупномасштабными научно-техническими программами и проектами в новых условиях хозяйствования.

Приоритетное развитие современных наукоемких отраслей, являющихся базой экономического роста, выдвигает жесткие требования к качеству долгосрочных прогнозов и управленческих решений, последствия которых могут иметь стратегическое значение как для отдельных предприятий, так и для экономики страны в целом [1].

Следует отметить, что в экономике ведущих стран наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли наукоемких, ресурсосберегающих технологий и высокотехнологичных производств. Свидетельством доминирования такого направления экономического развития является, с одной стороны, тот факт, что самыми дорогими компаниями мира, чьи акции котируются на фондовом рынке, являются не только крупнейшие ресурсодобывающие и перерабатывающие предприятия, но и те, которые специализируются на интеллектуальной, наукоемкой, высокотехнологичной продукции. С другой стороны, стабильно снижается удельное потребление энергоносителей на единицу продукции.

В нашей стране проблемы создания высоких технологий и использования накопленного научно-технического, производственного, интеллектуального и кадрового потенциала длительное время решались не самым эффективным образом, результатом чего стало технологическое отставание по ряду определяющих направлений развития науки и техники (электроника, биотехнологии, машиностроение и др.). Таким образом, эти проблемы, будучи актуальными всегда, приобрели особую значимость в настоящее время, когда Россия стоит перед историческим выбором стратегии своего развития на многие десятилетия вперед.

В настоящее время экономические проблемы наукоемких производств решаются по мере их обострения и не носят консолидированного характера. Предпринимаются попытки прогнозирования и принятия опережающих мер, учитывающих последствия проводимого в стране экономического курса. Однако они не учитывают в полной мере динамику общеэкономических процессов.

Принадлежность отраслей экономики к разряду наукоемких характеризуется показателем наукоемкости производства Q, определяемого соотношением объема расходов на НИОКР (Vниокр) к объему валовой продукции этой отрасли (Vвп) :

 Q =(Vниокр / Vвп) × 100  (%)  

 Считается, что для наукоемких отраслей этот показатель должен в 1,2-1,5 и более раз превышать средний по обрабатывающей промышленности.

В СССР в середине 80-х годов показатель наукоемкости отраслей экономики составлял 1-3%, а самыми наукоемкими в гражданской сфере были приборостроительная отрасль ‑ 6,3% и электротехническая ‑ 5,1%. В оборонно-промышленном комплексе самой наукоемкой была ракетно-космическая отрасль, где этот показатель приближался к 50%. В авиастроении абсолютный объем НИОКР был большим, но в силу доминирования там  масштабов серийного производства он был меньше, чем в ракето- и спутникостроении, атомной и других отраслях, где затраты на НИОКР были существенно выше, чем в среднем по народному хозяйству СССР.

Главными специфическими особенностями в организации, управлении, условиях хозяйствования наукоемких производств можно назвать следующие:

комплексный характер таких производств ‑ от научных исследований и опытно-конструкторских работ до серийного производства и эксплуатации;

сочетание целевой направленности исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;

высокий научно-технический уровень продукции, не имеющей зарубежных аналогов или не уступающей им;

большой объем НИОКР, выполняемых НИИ, КБ и заводами. В результате этого у последних значительные производственные мощности загружаются выполнением экспериментальных образцов продукции, их доводкой в течение всего времени производства из-за конструктивных изменений и модификаций. Такой характер производства требует установления прочных связей между участниками создания техники и органического соединения их в единый научно-производственный комплекс;

необходимость регулярного обновления основных производственных фондов, развития опытно-экспериментальной базы;

значительная продолжительность полного жизненного цикла техники, достигающая для некоторых ее видов 20 и более лет, что усложняет управление производством из-за запаздывания во времени эффекта управляющих воздействий и повышает ответственность за выбор стратегии развития;

высокая динамичность развития производства, проявляющаяся в постоянном обновлении ее элементов;

разветвленная внутри- и межотраслевая кооперация, вызванная сложностью наукоемкой продукции и специализацией предприятий и организаций;

высокая степень неопределенности (энтропии) в управлении самыми современными разработками, по которым при принятии решений используются прогнозные оценки технологий будущего;

наличие уникальных коллективов с большой долей ученых, высококвалифицированных инженерно-технических работников и производственно-промышленного персонала в общей численности занятых в разработках и производстве [2].

Все знают, что годы реформ были неблагоприятными, в первую очередь, для наукоемких производств. Сегодня они переживают значительно больший спад (по сравнению со средним уровнем по промышленности в целом). Есть такие, которые либо перепрофилировались на выпуск продукции более низкого технического уровня, либо простаивают и быстро стареют, не имея ни заказов, ни, соответственно, средств на реновацию, ни самого смысла своего существования.

Сегодня стало ясно, что в промышленности сложилась критическая ситуация с сохранением накопленного за долгие годы научного, научно-технического и производственного потенциала. Речь идет об отсутствии необходимой преемственности поколений в работе, о существенном снижении притока молодых кадров, что не позволяет решать одну из основополагающих задач, обеспечивающую рост интеллектуального капитала наукоемких производств, ‑ накопления навыков и умений новыми поколениями молодых работников.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Сборник организационно-методических материалов по технологическому направлению «Технологии подготовки кадров для развития национальной технологической базы» федеральной целевой программы «Национальная технологическая база». - М.: Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 152 с.
2. Хрусталев Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России //Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.