Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2000

Реформа федеральной службы внутренних доходов США

Гардаш Светлана Валерьевна, Институт США и Канады РАН, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Предложения по изменению условий и порядка функционирования службы внутренних доходов США (аналог российского министерства по налогам и сборам) начали обсуждаться еще в конце 80-х годов, однако полномасштабная реформа налоговой службы была отложена из-за больших противоречий в позициях конгресса и исполнительной власти. Только в июле 1998 г., во многом уступая давлению республиканской оппозиции, президент Б. Клинтон подписал одобренный конгрессом закон о реструктурировании и реформировании Службы внутренних доходов.
Цитировать публикацию:
Гардаш С.В. Реформа федеральной службы внутренних доходов США // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 4. – С. 86-92.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Предложения по изменению условий и порядка функционирования Службы внутренних доходов в США (аналог российского министерства по налогам и сборам) начали обсуждаться еще в конце 80-х годов, однако полномасштабная реформа налоговой службы была отложена из-за больших противоречий в позициях конгресса и исполнительной власти. Только в июле 1998 г., во многом уступая давлению республиканской оппозиции, президент Б. Клинтон подписал одобренный конгрессом закон о реструктурировании и реформировании Службы внутренних доходов.

Формально направленный на обновление действующего американского Кодекса внутренних доходов (в последний раз существенно измененный в 1986 г.) этот закон, по мнению многих специалистов, фактически дал толчок к началу практического осуществления начального этапа новой будущей налоговой реформы, призванной ускорить наступление “бездефицитного” периода американской экономической истории и обеспечить в новых условиях стабильный экономический рост.

На протяжении 90-х годов в США уже были реализованы определенные меры по улучшению работы налоговой службы. Общий объем налоговых сборов в федеральный бюджет, проходящих через СВД с 1990 по 1996 г. увеличился в 1,4 раза, до 1487 млрд. долл.  При этом собственный бюджет федеральной налоговой службы не превышал 0,5% от собираемых налоговых поступлений, а ее численность, начиная с 1992 г., последовательно снижалась. Результаты этой работы представлены на рис. 1.

Тем не менее, традиционно используемые службой жесткий стиль и методы фискального контроля, а также недостаточно внимательное отношение к затруднениям налогоплательщиков, не всегда оправдывали себя и зачастую создавали СВД весьма негативную репутацию в глазах всего населения. Недостаточно эффективное управление, отсутствие гибкости и бюрократизация налоговой службы были одной из причин высокого уровня налоговых потерь.

Так, по оценочным данным самой СВД, в середине 90-х годов в среднем в США не декларировались индивидуальные доходы, эквивалентные налоговым сборам 13-14 млрд. долл. в год. Сумма невыплат в результате целенаправленного искажения подаваемых сведений о доходах составляла около 73 млрд. долл., уровень неуплаты по установленным налоговым сборам оценивался в 8-9 млрд. долл  [1]. а общая суммарная величина не поступления налоговых средств в бюджет государства по всем указанным причинам составляла около 93-95 млрд. долл. в год.

После более, чем двух лет интенсивных обсуждений и доработки его положений в различных комитетах конгресса принятый новый закон о реформе СВД создал прочную юридическую базу для наиболее существенных изменений в структуре и характере деятельности этого ключевого налогового органа за последние 50 лет. Процесс обсуждения и принятия закона носил двойственный и противоречивый характер.

С одной стороны, предполагалось резко повысить внутреннюю производительность всех подразделений СВД за счет ее структурной реорганизации, изменения похода к налогоплательщикам и использования новых форм “налогового обслуживания”, широкого внедрения новейших компьютерных технологий, упрощения порядка проведения учетных и контрольных операций, устранение ненужного дублирования и излишне централизованных бюрократических структур.

С другой стороны, представители республиканской оппозиции в конгрессе, пытаясь компенсировать временную невозможность законодательного оформления дальнейшего снижения уровня налоговых ставок и кардинального упрощения налоговой системы, пошли по пути значительного повышения уровня законодательной защиты прав налогоплательщиков в процессе их взаимодействия с государственной налоговой службой. Процесс полной перестройки СВД рассчитан на 10 лет при предполагаемых общих затратах на реформирование за весь этот период около 13 млрд. долл. Первые, достаточно показательные изменения, вступившие в силу в 1998 г. включают:

  • перенос задачи юридического доказательства в суде спорных случаев разногласий по уплате налогов с налогоплательщиков на представителей государственных налоговых органов (только при наличии явной готовности налогоплательщика к сотрудничеству с СВД);
  • отмена начисления процентов на налоговые суммы, подлежащие уплате и штрафных санкций в отношении тех должников, которых на протяжении 18 месяцев после истечения срока уплаты налогов СВД не смогла официально уведомить об их долге;
  • снятие существовавшей ранее совместной юридической и материальной ответственности обоих супругов за любые намеренные или случайные нарушения налогового законодательства одним из них;
  • перевод под стандартную юридическую защиту конфиденциальности всех переговоров клиентов с представителями консультативных юридических фирм по налоговым вопросам;
  • запрещение агентам СВД проведения массовых аудиторских проверок “экономической реальности” и соответствия содержания налоговых деклараций образу жизни налогоплательщиков путем прямого выяснения конкретных особенностей их личной жизни (используемых магазинов для повседневных покупок, названий школ, где обучаются дети и т.п.), за исключением случаев наличия явных документальных доказательств сознательного сокрытия личных доходов;
  • запрещение местным отделениям СВД проводить во внесудебном порядке немедленную конфискацию находящихся в личной собственности налогоплательщиков домовладений и прочего недвижимого имущества в тех случаях, когда имеющаяся у них налоговая задолженность не превышает 5 тыс. долл.;
  • предоставление инвалидам более длительного периода времени для предъявления исков к СВД относительно компенсации ошибочных взысканий повышенных налоговых сборов и доказательства допустимости применения налоговых скидок.
  • в любых случаях выявления серьезных ошибок со стороны персонала СВД, утерях и искажениях отчетных документов, предусматривается немедленное увольнение всех виновных.

В качестве основных принципиальных линий новой концепции деятельности федеральной налоговой службы выбраны принцип презумпции “налоговой невиновности” граждан, селективная группировка контингента налоговой базы, а также постепенный переход от жесткого налогового контроля к “сервисному налоговому обслуживанию” налогоплательщи­ков. В рамках нового подхода индивидуальные и корпоративные налогоплательщики должны рассматриваться не как потенциальные преступники и заведомые нарушители налогового законодательства, подлежащие только постоянным проверкам, а как своего рода коммерческие клиенты федеральной службы, которые не заплатив установленные налоговые сборы получают взамен право на внимательное и качественное “налоговое обслуживание”, с учетом их индивидуальных особенностей и нужд. Универсальным критерием оценки успешности деятельности налоговой службы должно стать реальное удовлетворение всех практических потребностей налогоплательщиков возникающих в ходе осуществлении процесса определения конкретного размера и сбора налоговых платежей при минимальных затратах их времени, сил и внимания.

В законе специально отмечено, что те налогоплательщики, которые проявляют конкретно выраженную готовность к сотрудничеству с СВД, должны получать режим наибольшего благоприятствования в решении возникающих налоговых трудностей. В полный комплекс налоговых услуг могут входить помощь в заполнении деклараций, бесплатные налоговые консультации, долгосрочное индивидуальное и корпоративное налоговое планирование, максимальное содействие в поиске компромиссных решений в случае затруднений в осуществлении единовременных налоговых выплат, бесплатные программы обучения налогоплательщиков по использованию налоговых скидок, индивидуальное информирование о всех дополнительных изменениях налогового законодательства.

Программа реформы предусматривает проведение поэтапной профессиональной переподготовки всего персонала налоговой службы. В нее также входит осуществление жесткого внутреннего режима экономии, сокращение численности персонала, повышение производительности труда служащих за счет полного технического перевооружения и использования новых электронных методов проведения налоговых платежей, а также применения независимых дублирующих друг друга компьютерных систем многократного бесконтактного фискального контроля. Должна быть также усилена система внутренней безопасности по контролю за поведением персонала налоговой службы. С целью более полного выявления налоговых нарушений, предусмотрено расширение координации с другими профильными федеральными ведомствами – ФБР, АНБ (Агентством национальной безопасности), управлением социального обеспечения, а также с различными пенсионными фондами и страховыми фондами  [2].

В организационном плане в рамках СВД планируется на центральном и региональном уровне сформировать 4 специализированных блока налогового обслуживания:

а) индивидуальных налогоплательщиков, получающих доходы в основном в виде заработной платы и от частных инвестиций на фондовых рынках, в накопительных и страховых фондах;

б) предпринимателей, занятых в мелком бизнесе и лиц самостоятельно обеспечивающих свою занятость;

в) крупных корпоративных налогоплательщиков;

г) служащих местных и федеральных органов власти, бесприбыльных организаций, различных культурных, научных, благотворительных структур и фондов частично или полностью освобожденных от уплаты налогов, пенсионных и страховых фондов.

Персонал и вся организационная структура управления таких блоков должны будут конкретно ориентироваться на реальную специфику экономической активности своих налоговых контингентов, что должно существенно повысить результативность фискальной политики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. IRS by Numbers. – Wash., IRS Report FS-97-18, 1997, p. 3.
2. A Ìodernized Internal Revenue Service. – Wash., IRS Report FS-98-5, 1998, p. 1-3.