Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2000

Экономический климат предпринимательского пространства

Васильев Владимир Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
(Начало в № 1 2000, №2 2000, № 3 2000).
Предпринимательство, как отмечалось ранее, является источником всех изменений в экономике, т.е. можно сказать, что экономический климат воздействует на предпринимательскую деятельность, а предпринимательство в свою очередь – на состоянии экономики.
Цитировать публикацию:
Васильев В.Н. Экономический климат предпринимательского пространства // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 4. – С. 46-49.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Предприниматель, как отмечалось ранее, является источником всех изменений в экономике, т.е. можно сказать, что экономический климат воздействует на предпринимательскую деятельность, а предпринимательство в свою очередь – на состояние экономики. При этом политическая составляющая предпринимательского пространства формирует экономическую систему и все ее экономические составляющие. Находясь в переходной стадии от советской экономической модели к рынку, можно сравнить эти две модели и еще раз ответить на вопросы, почему советская модель оказалась тупиковой и почему переход к рыночной модели развития неизбежен.

Государственная собственность, распространявшаяся на все богатства и контроль за распределением благ, как и государственная монополия на производство и торговлю, потребовали создания административно-командной экономики с центральной ролью таких институтов, как Госплан, Госснаб, Госкомтруд и ряда других госучреждений. Приведенное ниже сравнение решения задач при командно-административной и рыночной экономике дает наглядное представление о сущности и отличиях этих двух систем (см. таблицу).

В административно-командной экономике производитель не является предпринимателем. Он работает по найму у государства. Его действия ограничены только стадией производства. Он не имеет влияния на покупку средств производства, сырья и компонентов, на сбыт своей продукции (Госснаб и Госкомцен в соответствии с Государственным планом определяли ему все: где взять сырье и оборудование, кому передать, а не продать готовую продукцию и по какой цене).

В рыночной экономике, именно на стадии закупок и сбыта, создается до 40% прибыли, а в производстве  - только до 20%. В рыночной экономике предприниматель имеет выбор, он свободно договаривается с поставщиками о сроках и цене поставки, а продукцию продает на рынке. Наличие выбора как у производителя, так и у потребителя определяет эффективность функционирования рыночного механизма. Действия советского директора были ограничены не только планом выпуска продукции, но и установленной численностью работников на предприятиях и установленным фондом зарплаты. Подчас он не мог сократить лишних сотрудников или платить им по труду. Это приводило к удорожанию продукции. Прибыль не стимулировалась, а планировалась. Это приводило к тому, что советская продукция большинства отраслей была не конкурентоспособной на мировых рынках.

Политика поддержания низких и стабильных цен, при постоянном росте стоимости добываемых ресурсов и росте зарплаты, привела к тому, что многие отрасли дотировались государством, что снижало эффективность как дающих, так и получающих дотацию отраслей, снижало накопления государства и эффективность всей экономики страны.

Тотальное планирование, которое фактически было заменено распределением, планом т достигнутого, требование перевыполнения плана привело к значительным диспропорциям в экономике, к росту объемов запасов и незавершенной продукции (продукция предприятия, перевыполняющего план, ждала комплектующих от другого предприятия, не выполнившего план, или перевыполнившего, но не на уровне первого предприятия).

Индустриализация страны практически все годы советской власти проводилась без создания надлежащей инфраструктуры и социальной базы.

Советская экономика оказалась невосприимчивой к значительным достижениям собственной науки и техники. Подавляющее большинство изобретений советских авторов оставалось «на полках». Это было связано с тем, что расходы на науку (НИОКР) планировались без надлежащего учета необходимых расходов на внедрение достигаемых результатов. Мировой же опыт уже тогда показывал, что отношение расходов на проведение НИОКР к последующему внедрению их результатов достигал одного к восьми (1:8!). Такое положение дел можно объяснить отсутствием в то время важнейшего субъекта хозяйственной деятельности – предпринимателя.

Командно-административная экономика

Рыночная экономика

Административно-нормативное законодательство

Объективно действующие экономические законы (правило игры)

Для исполнения законодательства требуются институты и механизмы принуждения

Действует рыночный механизм. Институты принуждения не требуются

Тотальное планирование и распределение

Индикативное планирование и распределение по программам и проектам

Требование выполнения плана любой ценой (пренебрегая подчас качеством и ростом издержек)

Предложение определяется спросом. Конкуренция требует высокого качества и снижения издержек

Производство ради самого производителя. Государство знает лучше, что надо потребителю

Производство ради потребителя, требования потребителя – закон для производителя

Государством производителю приписываются источники сырья, адресность поставок продукции и отпускная цена, причем до изготовления продукции

Производитель свободно выбирает источники сырья, продукцию продает на рынке, цена регулируется рынком (спросом и предложением), причем после изготовления продукции

Оплата труда по изготовлению продукции, а далее она может пролеживать на складах

Оплата труда после сбыта продукции, объемы выпуска определяются прогнозом спроса

Специализация и кооперирование имеют местно, но не работают при отсутствии конкуренции поставщиков. Ограничены государственной монополией

Рынок, свобода выбора поставщиков обеспечивает высокую эффективность специализации и кооперирования. Конкуренция обеспечивает качество и более низкие цены поставок

Вторая половина XX века оказалась сложной не только для стран с административно-хозяйственной системой управления, но и для стран с рыночной экономикой. Рост стоимости энергоресурсов, забота о сохранении окружающей среды, высокий уровень безработицы, сохранявшийся длительное время во многих странах, обострившиеся социальные проблемы резко сократили эффективность и капиталистической экономики.

Однако рынок среагировал адекватно. Инвестиции были направлены на разработку энергосберегающих и экологически чистых технологий. Среагировало и государство, приняв соответствующие законодательства и изменив налоговую систему с тем, чтобы они стимулировали консервацию энергии, реализацию экологических проектов и мероприятий по защите окружающей природной среды.

Среагировало и международное сообщество. В рамках ООН была принята программа по планированию устойчивого экономического развития, усилению координации политики стран и объединению усилий в разработке новых источников энергии.

В западных странах была проведена реструктуризация промышленности с акцентом на развитие возобновляемых источников энергии, замену металла пластмассами, снижение трудоемкости процессов, разукрупнение предприятий; изменилось соотношение выпуска продукции ряда отраслей.

Здесь уместно вспомнить историю индустриализации России в советские годы. На рубеже первой и второй пятилеток И. Сталин провозгласил лозунг «догнать и перегнать Америку» по производству целого ряда продукции, в том числе по производству чугуна. В 1939 году в СССР было произведено 14,5 млн. тонн чугуна, а в США – 32 млн. тонн.

По производству чугуна СССР «догнал» США только в 1970 году (в СССР было произведено 85,9 млн. тонн, а в США – 85,1 млн. тонн). И почти вдвое он произвел больше чугуна, чем США в 1990 году (СССР – 114, млн. тонн и США – 50,5 млн. тонн). Но это произошло не потому, что СССР преуспел в развитии этого сектора экономики, а потому, что в США взамен металла стали больше использовать пластмассу (реструктуризация).

В СССР в 1990 году было произведено 20 млн. тонн стальных труб, а в США только 5 млн. тонн. Остальная потребность была покрыта пластмассовыми трубами, наиболее эффективными как в производстве, так и в эксплуатации (одна тонна пластмассовых труб заменяет 5-7 тонн стальных труб). Выпуск станков за 10 лет (1975-1985 гг.) в СССР сократился на 18%, а в США вдвое, но в США к этому времени в 10 раз увеличился выпуск станков с числовым программным управлением и обрабатывающих центров.

Научная общественность, ведущие экономисты мира направляют свои усилия на формирование основ новой постиндустриальной цивилизации. Другими словами – трансформации социально-экономических отношений и становления общественной системы нового типа на базе нового человеческого потенциала и социальной инфраструктуры, позволяющей на фоне общего повышения доходов и развития корпоративной частной собственности перераспределять доходы в пользу более уязвимых групп населения.

Таким образом, вектор экономического климата предпринимательской деятельности всегда направлен на скорейшее внедрение научно-технических достижений, которые обеспечивают само существование предпринимателя как экономического субъекта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241