Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2000

Как торговый капитал нашел дорогу к производству

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Оптовая торговля – одна из важнейших компонентов бизнеса. Это посредническая деятельность, без которой путь товаров от производителей к потребителям был бы значительно затруднен. Представив себе товаропроводящую цепочку, можно четко определить место оптовика. Оно всегда рядом с производителем. Между оптовиком и потребителем находится целая структура мелкооптового звена: магазины, мелкооптовые рынки, торговцы различного уровня и т.д.
Компания «СНС» - одна из крупнейших оптовых структур в России. Основным видом деятельности компании является торговля табачными изделиями. Фактически «СНС» это группа фирм, объединенных одной целью. Такая организационная форма нашла в настоящее время достаточно широкое распространение в России, очевидно, в силу своей гибкости, управляемости и более сильной мотивации на результат сотрудников каждой из фирм.
Наш корреспондент Сергей Зотов обратился к генеральному директору компании «СНС» Олегу Александровичу Смирнову с просьбой рассказать об особенностях деятельности российских фирм, занимающихся оптовой торговлей.

Ключевые слова:

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Как торговый капитал нашел дорогу к производству // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 4. – С. 30-33.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


О.С.: “СНС” является дистрибьюторской компанией, имеющей разветвленную сеть в Москве и других регионах России. Цель компании – сохранить ведущие позиции в области распространения табачной продукции в России и выйти на рынки ближнего зарубежья с экспортом отечественных табачных изделий, отвечающих необходимым требованиям стандартов качества.

р.п.: Кто ваши партнеры?

О.С.: Мы работаем как с отечественными, так и с иностранными производителями табачной продукции. В настоящее время идет процесс завоевания российского рынка небольшим числом крупнейших, прежде всего, иностранных фирм ‑ производителей сигарет (так называемая олигополизация рынка). Мы отличаемся тем, что у нас представлен весь ассортимент сигаретной продукции, предлагаемой различными производителями.

р.п.: Пресса уделяет большое внимание табачному рынку. Достаточно сказать, что журнал “Коммерсант-Деньги” практически дважды в год посвящает этому целые номера. Как Вы считаете, чем вызвано такое внимание? Только ли высокой динамикой развития табачного рынка?

О.С.: Да, это действительно чрезвычайно подвижный рынок (особенно в последнее время). Идет поглощение и слияние многих табачных компаний. Лидирующие позиции сейчас занимают такие транснациональные компании, как Филип Морис (Philip Morris), Японский табак (Japan Tobacco), Англо-американский табак (British-American Tobacco). Доля рынка отечественных производителей пока ещё достаточно высока и достигает 40%. В основном, она представлена региональными предприятиями, такими как “Донской табак” или “Нева табак”, работающими на региональных рынках. Но ввиду мощного наступления транснациональных компаний, эта доля стремительно сокращается.

р.п.: Да, на примере рынка табачных изделий, мы видим, как глобализация экономики втягивает в свою орбиту и Россию. Но вернемся к оптовым фирмам. Вы думаете, что оптовые компании ждет та же участь, что и производителей?

О.С.: Функции продавцов отличны от функций производителей. Продавцам необходимо всестороннее знание местных условий. Поэтому на данном этапе иностранные оптовые компании не идут на российский рынок. Хотя события могут развернуться в другую сторону и крупные зарубежные производители начнут организовывать свои товаропроводящие сети.

Но поговорим лучше о сегодняшнем дне. Наиболее крупным оптовым рынком страны является Москва. Через нее проходит около 30% отечественных табачных изделий и до 70%  импортных. На столичном рынке работают около 50 оптовых компаний, но, в основном, это не более десяти крупных оптовиков.

р.п.: Можно сказать, что конкуренция на этом рынке высока?

О.С.: Конечно, появление новых компаний сейчас крайне затруднено. Несмотря на то, что доходность оптовых операций с табачными изделиями после кризиса 1998 года резко сократилась и составляет порядка 1%, наблюдается тенденция все большей и большей концентрации капитала в руках крупнейших оптовиков. То есть преимущество имеют только те фирмы, которые в состоянии приобретать огромные партии товара, имея при этом значительные скидки.

р.п.: Каковы особенности работы Вашей компании?

О.С.: Мы являемся официальным импортером и дистрибьютором фирмы British-American Tobacco (“BAT”). Специфика работы фирмы ВАТ на российском рынке заключается в том, что она имеет контракты с крупнейшими оптовыми фирмами (например, “Савва”, “Тюсом”, “Шаттл”, “Юнэкт”), имеющими разветвленные системы сбыта. Этим самым они снижают свои риски. Происходит “олигополизация” рынка: оптовые фирмы совместно с производителем формируют единую ценовую политику.

р.п.: По-видимому, если цена не является средством конкурентной борьбы, Ваша фирма вынуждена была искать какие-то другие выходы из создавшегося положения?

О.С.: Да, основная конкуренция сместилась в область сервиса и расширения ассортимента товаров. Мы помимо табачных изделий занялись оптовой торговлей продуктов питания ‑ макаронных изделий, рыбных, мясных, овощных консервов, круп, чая, кофе, соусов, подсолнечного масла. До кризиса мы их импортировали, но сейчас эта продукция не выдерживает ценовой конкуренции, и наши интересы сместились в сторону отечественных производителей. Новым проектом фирмы является продажа круп и подсолнечного масла под собственной торговой маркой “Три хозяйки”.

р.п.: Можно ли это понимать так, что оптовик занялся производством?

О.С.: Нет, скорее, мы втягиваемся в процесс вертикальной интеграции. Средства вкладываются во все звенья цепочки “производитель – оптовик”, включая собственно производство, хранение, переработку, расфасовку и продажу. Производители (колхозы) получают аванс на приобретение горюче-смазочных материалов, ремонт техники, выплату зарплаты. Расчет же идет осенью, частью урожая. Это позволило нам предложить своим клиентам не только широкий ассортимент табачной продукции, но и продуктов питания.

р.п.: Все, что вы рассказали, чрезвычайно интересно. Можно сказать, что мы являемся свидетелями формирования и развития новых крупных предпринимательских структур, которые пришли на смену знаменитому Госснабу. Это явление необходимо изучать и мы надеемся на дальнейшие встречи с Вами и Вашими коллегами.

О.С.: Это очень важно. Уверен, что и другие оптовики выскажут свои мысли на страницах вашего журнала. Мне же хотелось бы высказать следующее пожелание: очень неплохо было бы опубликовать материалы об истории отечественной и зарубежной оптовой торговли, а также о различных организационных структурах современных товаропроводящих сетей.

р.п.: Спасибо, уважаемый Олег Александрович, за интервью и за пожелания. Надеемся их обязательно исполнить и не только исполнить, а расширить темы наших бесед.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241