Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2005

Особенности и перспективы развития трубных холдингов России

Бутыркин Александр Яковлевич, канд. экон. наук, докторант Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
Российская трубная промышленность - важный сегмент отечественной черной металлургии. Она обладает значительными производственными мощностями, обеспечивая около 7% мирового выпуска трубной продукции. Суммарные производственные мощности российских производителей составляют около 14 млн. тонн в год.
Цитировать публикацию:
Бутыркин А.Я. Особенности и перспективы развития трубных холдингов России // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 6. – С. 22-26.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Российская трубная промышленность ‑ важный сегмент отечественной черной металлургии. Она обладает значительными производственными мощностями, обеспечивая около 7% мирового выпуска трубной продукции. Суммарные производственные мощности российских производителей составляют около 14 млн. тонн в год.

После распада СССР и разрыва хозяйственных связей между предприятиями стран СНГ и Балтии в начале 1990-х годов производство труб в России резко сократилось. В 2004 г. в России было выпущено 5,9 млн. тонн труб, меньше, чем в 2003 г. (6,1 млн. тонн). Внутреннее потребление составило около 5,5 млн. тонн. Средняя загрузка мощностей российских производителей труб не превышает 55-58%.

Основной спрос на трубы распределен между тремя секторами экономики: а) нефтегазовой отраслью; б) машиностроением; в) жилищно-коммунальным хозяйством и строительством. Но только нефтегазовая отрасль во время спада экономики России сохранила сопоставимые объемы потребления труб, в то время как машиностроение и строительство резко сократили объемы закупок. Поэтому в настоящее время более половины всех выпускающихся труб в России приходится на трубы нефтегазового сортамента.

Начиная с 1998 г. выпуск труб в России демонстрировал существенный рост, однако до восстановления объемов производства, существовавших до 1990 г., еще очень далеко. Кроме этого, после распада СССР Российская Федерация осталась без мощностей по производству отдельных видов труб, в частности, труб диаметром 1420 мм, которые используются «Газпромом» для строительства магистральных газопроводов. Существенно и то, что большая часть отечественных предприятий имеет устаревшее оборудование и технологии. На некоторых заводах износ основных фондов достигает 70-80%.

В настоящее время стальные трубы производятся 25 металлургическими предприятиями России, причем 7 из них (так называемая «большая семерка») производят около 80% общего объема труб. [1] Иными словами, отрасль является высококонцентрированной.

За последние годы в отрасли происходил процесс интенсивной консолидации производителей, в результате которого на рынке труб сформировались три крупных горизонтально интегрированных холдинга:

‑ «Трубная металлургическая компания» (ТМК), управляющая «Волжским трубным заводом», «Северским трубным заводом», «Синарским трубным заводом» и «Таганрогским металлургическим заводом» с суммарным годовым оборотом около 1,6 млрд. долл.;

‑ «Объединенная металлургическая компания» (ОМК), в которую входят «Выксунский металлургический завод», «Чусовский металлургический завод» и «Альметьевский трубный завод» с суммарным годовым оборотом около 1,2 млрд. долл.;

‑ группа, созданная на основе «Челябинского трубопрокатного завода» и «Первоуральского новотрубного завода» (годовой оборот более 1 млрд. долл.).

Для выявления спектра возможных действий производителей трубной продукции целесообразно кратко охарактеризовать основную выпускаемую ими продукцию, ее потребителей, а также поставщиков основного сырья.

Трубы нефтегазового сортамента (около 50% от общего объема выпуска) отличаются высокой долей добавленной стоимости. Это самый рентабельный сектор трубного производства. Значительная часть нефтегазовых труб эксплуатируется в суровых климатических условиях и агрессивных средах, что предъявляет дополнительные требования к антикоррозийной стойкости и долговечности.

Цены на трубы устанавливаются на тендерной основе и стремятся к западному уровню, при условии сопоставимости уровня качества. Цены и объем спроса на рынке труб зависят от инвестиционной активности компаний нефтегазового сектора, которая, в свою очередь, зависит от текущих и ожидаемых мировых цен на энергоносители.

Основными потребителями труб нефтегазового сортамента являются «Газпром», «Транснефть» и нефтегазовые компании. При этом «Газпром» предъявляет спрос на весь нефтегазовый сортамент труб, поскольку занимается и добычей, и передачей как газа, так и нефти. Значительная часть спроса со стороны «Транснефти» приходится на трубы для магистральных нефтепроводов.

Нефтегазовые компании в большей степени нуждаются в бурильных, обсадных и насосно-компрессорных трубах, а также в нефтепроводных трубах меньшего диаметра. Среди номенклатуры выпускаемой продукции предприятий «большой семерки» 80% приходится на трубы нефтегазового сортамента. Важной особенностью этого сегмента является то, что фактически вся продукция производится под конкретные заказы потребителей, что облегчает проблему сбыта.

Доля труб для машиностроения в общем выпуске труб составляет около 35%. По мнению экспертов, рынок труб для машиностроения не обладает существенным потенциалом роста, поскольку напрямую зависит от состояния российской машиностроительной отрасли, которая переживает не лучшие времена. Основными потребителями здесь являются промышленные предприятия. Котельные трубы используются в энергетическом машиностроении, нержавеющие трубы используются в химической и нефтехимической промышленности, в пищевой отрасли, крекинговые трубы потребляются в нефтеперерабатывающей промышленности.

Трубы общего назначения (около 15% от общего объема выпуска) используются в жилищно-коммунальном хозяйстве и строительстве. Спрос на трубы общего назначения более стабилен во времени, чем спрос на трубы нефтегазового сортамента и зависит от общего развития экономики и темпов строительства. Технические требования к трубам этого типа являются менее жесткими, поэтому они производятся широким кругом производителей. Трубы общего назначения характеризуются невысокой долей добавленной стоимости. Высокий уровень стандартизованности этих труб и отсутствие специальных требований к их качеству привели к тому, что сварные трубы общего назначения выпускаются более чем двадцатью производителями. Низкий уровень добавленной стоимости ведет к низкому уровню рентабельности производства труб общего назначения и, в конечном итоге, к сужению географических границ рынка до региональных.

Основными потребителями труб общего назначения являются предприятия, связанные с системой жилищно-коммунального хозяйства, которые большей частью финансируются из бюджета и имеют ограниченные средства для закупки труб. В силу этого спрос на трубы является чувствительным к цене и слабо чувствительным к качеству труб. В будущем объем спроса на трубы общего назначения будет в значительной степени зависеть от скорости обновления трубного хозяйства коммунальных структур.

По существующим оценкам, имущество системы жилищно-коммунального хозяйства изношено на 60-70%, что создает резерв отложенного спроса на трубы общего назначения.

Наибольшую долю в себестоимости труб составляет основное сырье: лом, трубная заготовка, чугун, ферросплавы и др. Средняя доля этой группы элементов затрат по предприятиям трубной промышленности равняется 78-80%. Такое сырье поставляется с крупнейших металлургических предприятий страны. Другая значительная статья расходов – электроэнергия.

Исходя из краткой характеристики поставщиков сырья и потребителей готовой продукции предприятий трубной промышленности (особенно входящих в крупнейшие трубные холдинги), можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, они как бы «зажаты» снизу металлургическими заводами и не могут контролировать основные статьи себестоимости, а, с другой стороны, имеют очень ограниченное число заказчиков, от которых полностью зависят. Все это сказывается на их стратегическом поведении и возможностях маневра.

Начиная с середины 2003 г. производители трубной заготовки начали резко увеличивать цены на свою продукцию: за полтора года (середина 2003 г. ‑ конец 2004 г.) стоимость штрипса и проката выросла более чем на 70% и стала выше европейской. Для трубных заводов, связанных с потребителями контрактами с жестко фиксированной ценой, это привело к резкому снижению рентабельности: в настоящее время она не превышает 5-10%.

Попытка повысить цены на российские трубы провалилась. Основные потребители – нефтяные компании ‑ сократили на них спрос или начали закупать импортные аналоги, даже в Японии. [2] Выходом может стать заключение долгосрочных (около года) контрактов на поставку трубной заготовки по фиксированным ценам. Такое соглашение, например, подписано между «ТМК», с одной стороны, и «ЕвразХолдингом» и «Уральской сталью» ‑ с другой.

Крупнейшие трубные компании должны пытаться раздвигать рамки своего влияния либо в сторону металлургического передела, либо в сторону движения к потребителю, т.е. оказания большего комплекса сервисных услуг. Поэтому одной из стратегических задач крупнейших трубных компаний России является повышение их доли в мировой торговле. Если сегодня в производстве трубной продукции число российских производителей сопоставимо с мировыми лидерами, то в мировой торговле трубами их существенно меньше. С этим связывается активность на рынках ближнего и дальнего зарубежья в плане развития дистрибьюторских и дилерских сетей, открытия представительств, приобретения новых активов.

Продолжение следует



[1] Специализация основных трубных заводов дана в работах: Парфенов Д. Трубная промышленность // Национальная металлургия,  2002.  № 5. – С. 37-46; Кац Я. Сектор труб черной металлургии России в рыночных условиях // Рынок ценных бумаг,  1999.  № 22. – С. 43-47; Куликов А. Трубники на подъеме? // Металлоснабжение и сбыт,  1999.  № 6-7.- С. 76-79.

[2] Виньков А., Сиваков Д. Картелем в рынке не прожить // Эксперт,  01.03.2004.  № 8. – С. 29.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241