Государство-предприниматель. Бизнес или дальновидность?

Шершнев Е.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (3), Март 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шершнев Е.С. Государство-предприниматель. Бизнес или дальновидность? // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 3. – С. 98-102.

Аннотация:
Ещё совсем недавно – в 70-х гг. – такие понятия как “государственное планирование” и “управление экономикой страны” были не только несовместимы с хозяйственной жизнью США, но и считались исключительными признаками планово-административной системы стран социалистической ориентации. В 80-90-х гг. эта оценка коренным образом изменилась.

Ключевые слова: США, государственное управление, национальная экономика, государственное предпринимательство

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Ещё совсем недавно ‑ в 70-х гг. ‑ такие понятия как “государственное планирование” и “управление экономикой страны” были не только несовместимы с хозяйственной жизнью США, но и считались исключительными признаками планово-административной системы стран социалистической ориентации. В 80-90-х гг. эта оценка коренным образом изменилась. Ныне в США уже общепризнанно, что именно политика и действия Вашингтона (а не “свободное рыночное хозяйство”) являются залогом успеха экономического прогресса страны, занятости её населения, социальной стабильности общества. Фактом жизни стало то, что 3/4 (!) всех чиновников государства теперь повседневно занято проблемами планирования и управления.

По степени воздействия Вашингтона на социально-экономические процессы нынешнее состояние дел в США может быть сопоставимо лишь с той ситуацией, которая была в Советском Союзе. Это воздействие достигается на иной законодательной базе и с помощью иных механизмов, но оно имеет иные движущие силы и области главных интересов. Однако последствия этого влияния оказываются достаточно существенными.

Несомненно, то, что правящие круги США использовали имевшийся в мире положительный опыт централизованного государственного планирования и управления экономикой и в короткие сроки не только приспособили его к условиям США, но и провели на этой базе существенную перестройку всей хозяйственной жизни страны. По сути дела в 70-90-х гг. в США был осуществлён осознанный переход от традиционной “рыночной экономики” к новому типу “смешанной экономики”, при которой около трети рынка страны оказалось под полным контролем государственных органов, более половины - по-прежнему управляется крупным капиталом, а остальная его часть - средними и мелкими собственниками. Эта перестройка была произведена без ущерба для созданных ранее в стране производительных сил и привела к существенным положительным итогам. Социально-экономическое хозяйствование стало важнейшей функцией американского государства, неотъемлемой частью экономической стратегии Вашингтона.

Основой этой перестройки явилось расширение и модификация функций трёх давно известных механизмов американского государства: Федеральной контрактной системы, Федерального бюджета и Федеральной налоговой системы. Иными словами, не было никаких “крутых” перемен и в законодательстве страны - просто были по-новому (в соответствии с духом времени) прочтены некоторые старые Акты конгресса. Тем не менее, всё это привело к одному из самых принципиальных и значительных сдвигов в экономической истории США.

Если опустить детали и отметить лишь наиболее важные элементы этого сдвига, то прежде всего необходимо выделить следующее:

Законодательная основа планирования и управления экономикой страны стала в рассматриваемый период одним из наиболее важных и быстро развивающихся сегментов американского права. До сегодняшнего дня в США формально нет федерального ведомства, занимающегося проблемами макроэкономического развития страны, не составляются программы развития национальной экономики как единого целого. После кризисных спадов 70-х гг. в Конгресс были внесены законопроекты о введении в стране “национального планирования”, о создании “Агентства экономического планирования”, об утверждении Конгрессом “Долгосрочной программы развития национальной экономики”. Однако ни члены конгресса, ни общественность страны не были готовы к такому повороту событий. В итоге, был принят “Закон о полной занятости и сбалансированном экономическом росте”, ограниченность целей которого и несоответствие требованиям обстановки были очевидны.

Последующие годы показали, что идеи национального планирования и принятия государством долгосрочных программ развития экономики страны не были отвергнуты . Просто они стали пробивать себе дорогу со ссылками на “Закон 1947 г. о военно-промышленных заказах” и “Закон 1949 г. о федеральной собственности и административных службах” (с поправками 70-90-х гг.). Опираясь на общие положения, главным образом, этих законов, правительство США разработало “Кодекс федерального регулирования” (“Code of Federal Regulations / Federal Acquisition System”), ставший основой и практическим руководством всех министерств и ведомств в их повседневной деятельности по государственному стимулированию приоритетных направлений науки и технологий, регулированию структуры и объёмов важнейших производств, по сглаживанию социальных противоречий рыночной стихии, а также и по управлению государственной собственностью.

Это, разумеется, лишь определяющие законодательные документы. Наряду с ними появилось большое число второстепенных законов и подзаконных актов, принимаемых Белым домом, отдельными ведомствами, штатами и муниципальными властями в развитие своей хозяйственной деятельности. Ныне в США имеется уже более 4 тыс. таких документов, в них уже достаточно конкретно и детально определена правовая база планирующих и регулирующих функций американского государства.

Такой пересмотр правовой базы явился итогом активных и целенаправленных действий законодательных органов страны. Характерно, что из 48 основных комиссий и подкомитетов обоих палат Конгресса США более 2/3 (!) ныне уже тесно связаны с юридическими вопросами государственного хозяйствования, программирования бюджета, определения взаимоотношений государственных и частных субъектов на рынке страны. По экспертным оценкам, в США сегодня нет ни одной другой сферы, где действовало бы более жёсткое и развёрнутое экономико-правовое регулирование, чем в области государственного предпринимательства.

Государственное планирование и управление производством в стране товаров и услуг стало осуществляться в США через механизмы Федеральной контрактной системы, а также государственные целевые программы. И то, и другое использовалось ранее в США для реализации военных заказов; однако с 70-х гг. началось быстрое расширение их функций и масштабов операций.

В настоящее время аппарат Федеральной контрактной системы, в котором занято 20 млн. человек (16 % трудоспособного населения страны!), ежегодно заключает до 18 млн. федеральных контрактов, предусматривающих производство товаров и услуг для американского правительства общей стоимостью в 550-600 млрд. долл. Если учесть размещённые ранее, но ещё не выполненные заказы, то общий среднегодовой портфель заказов Федеральной контрактной системы достигает ныне 800 млрд. долл. Иными словами, стоимость ежегодных государственных федеральных контрактов возросла за последние 20 лет более, чем в 3 раза и их доля в ВВП страны составила в 1996 г. 7 %. Но это лишь расходы федерального правительства. Расходы штатов и местных органов власти на государственное потребление и капиталовложения за этот же период выросли в 4 раза - до 890 млрд. долл. (1996 г.).

Практически это означает, что удельный вес государственных расходов США в ВВП страны находится ныне на уровне 32 %. Иными словами, под прямым государственным контролем находится треть американского рынка. Именно это и даёт американскому государству возможность планировать и управлять решением актуальных проблем.

Одним из основных инструментов такой деятельности государства стал “федеральный контракт”, т.е. заказ государства на производство конкретных товаров и услуг, на выполнение инвестиционных программ. Являясь обширным, отработанным во всех деталях экономико-правовым документом, такой контракт жёстко регламентирует взаимоотношения двух “равноправных” партнёров: “государства - предпринимателя” и “корпорации - исполнителя”. Однако, как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает. Государство - предприниматель стало активно и, как показывает опыт, весьма эффективно использовать эту контрактную систему для выбора и стимулирования приоритетных направлений науки и технологии, определения объёмов и структуры загрузки основных отраслей промышленности, регулирования занятости, защиты сельского хозяйства от стихии рынка, решения социальных проблем.

Вся эта деятельность “государства-предпринимателя” стала строиться на принципах программно-целевого планирования. Практически это означает, что каждое федеральное ведомство США ведёт ныне свою хозяйственную деятельность на базе кратко-, средне-, и долгосрочных государственных программ в полном соответствии со своими целями и бюджетным обеспечением. В середине 90-х гг. в США действовало 700 таких государственных программ по решению ключевых проблем науки и технологии, 300 программ в области социально-экономических проблем страны, более 50 сельскохозяйственных программ, 40 программ городского и коммунального строительства, 35 программ в области транспорта, связи и энергетики.

Большинство федеральных контрактов и программ всё ещё связано с решением проблем военно-промышленного комплекса страны. Однако в последние годы (после окончания “холодной войны”) здесь стали наблюдаться заметные сдвиги ‑ государственные федеральные контракты и другие формы государственных расходов ныне охватывают уже 93 % номенклатуры товаров и услуг, производимых экономикой США.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:38:44