Вектор концептуальных направлений логистических исследований

Щербаков В.В., Козлов В.К., Торопацкий М.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Щербаков В.В., Козлов В.К., Торопацкий М.И. Вектор концептуальных направлений логистических исследований // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 5. – С. 46-49.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 2 2005, № 4 2005) Деятельность по обеспечению материально-техническими ресурсами фирмы является, как известно, одним из источников её конкурентного преимущества как в части создания товара (ценности) с определёнными потребительскими свойствами, так и в части определения уровня соответствующих издержек. По этой причине стратегически оснащение ресурсами должно быть ориентировано, с одной стороны, на обеспечение как широко применяемыми, так и специализированными ресурсами, а, с другой - на организацию снабжения ими на условиях минимизации издержек.

Ключевые слова: издержки, логистические исследования, трансферт

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Деятельность по обеспечению материально-техническими ресурсами фирмы является, как известно, одним из источников её конкурентного преимущества как в части создания товара (ценности) с определёнными потребительскими свойствами, так и в части определения уровня соответствующих издержек. По этой причине стратегически оснащение ресурсами должно быть ориентировано, с одной стороны, на обеспечение как широко применяемыми, так и специализированными ресурсами, а, с другой - на организацию снабжения ими на условиях минимизации издержек.

Обеспечение материально-техническими ресурсами своей хозяйственной деятельности обусловливает необходимость установления и поддержания фирмой деловых отношений с конкурентоспособными партнёрами – поставщиками ресурсов.

Основные тенденции и факторы конкурентного развития фирмы в среде национальной и мировой экономики диктуют следующие варианты стратегических концепций и политики ресурсообеспечения:

‑ сокращение глубины производства;

‑ глобальное ресурсообеспечение;

‑ концентрированное ресурсообеспечение;

‑ системное ресурсообеспечение;

‑ стратегический рост и др.

Концепция сокращения глубины собственного производства предусматривает замену своего сравнительно неэффективного производства на организацию обеспечения ресурсами со стороны более эффективных производителей этих ресурсов.

Концепция глобального ресурсообеспечения предусматривает использование в глобальных масштабах в качестве источников обеспечения ресурсами поставщиков с наиболее эффективным соотношением потребительских (производительных) свойств ресурсов и уровня издержек на обеспечение ими.

Концепция концентрированного обеспечения предусматривает установление эффективных и долговременных хозяйственных связей и деловых отношений с поставщиками, как правило, ключевых (развитых и специализированных) ресурсов, что обеспечивает эффект экономии от масштаба поставок и других факторов.

Концепция системного ресурсообеспечения предусматривает установление эффективных и долговременных хозяйственных связей и деловых отношений с конкурентоспособными поставщиками, обладающими, в свою очередь, эффективными связями с другими конкурентоспособными производителями и поставщиками, то есть, иными словами, создание эшелонированной вертикальной системы создания товара (ценности).

Концепция стратегического роста предусматривает развитие системы обеспечения ресурсами на базе их интенсивного (органического) повышения, интегративного роста и приумножения посредством диверсификации.

Системный подход к организации конкурентоспособной деятельности фирмы, в соответствии с которым обеспечение материально-техническими ресурсами, производство и сбыт рассматриваются как относительно самостоятельные функциональные составляющие (подсистемы) целостной системы (и процесса) создания товара (ценности) фирмы, предполагающей общий результат и единую ответственность, возможен только на основе логистического подхода, логистического моделирования организации. Последние предусматривают решение комплекса задач обеспечения ресурсами на основе логистики снабжения (заготовительной логистики), объединяющей в структуре логистической цепи все необходимые функции по оснащению ресурсами фирмы.

Современная тенденция вертикальной интеграции в целях, с одной стороны, концентрации возможностей обеспечения ключевыми, стратегически важными, значимыми и ценными ресурсами производителей (так называемыми «специфическими активами») и, с другой, экономии трансакционных издержек проявляется в диверсификации функций обеспечения в структуре сбыта поставщиков и формировании их систем сбыта как адресноориентированных систем обеспечения ресурсами производителей.

Организационное знание и логистическая концепция коммерциализации научно-технического трансфера. Знания обусловливают расширительную трактовку и более глубокий взгляд как на ресурсную составляющую конкурентного потенциала фирмы, так и на его функциональную и организационную составляющие. Конкурентоспособность современных фирм всё в большей степени определяется их возможностями идентифицировать, создавать и развивать знания, формировать на их основе ключевые компетенции, превращать их в инновации, на базе которых, в конечном счете, и достигается конкурентное преимущество.

Таким образом, во-первых, знания как особый ресурс являются источником инноваций – основы конкурентного преимущества фирмы. Во-вторых, они являются предметом специфической функциональной деятельности и в этом качестве - неотъемлемой составляющей создаваемой ценности (продуктов, услуг). Знания обладают относительно самостоятельной ценностью как для внутреннего, так и для внешнего потребления. И, наконец, в-третьих, в силу вышесказанного, знания становятся предметом как внешних, так и внутренних трансакционных связей (отношений) и в системе функциональной деятельности фирмы, и во всей системе создания ценности. Настоящие особенности позволяют квалифицировать знания как специфический стратегический ресурс (фактор) конкурентного преимущества фирмы в структуре ресурсной составляющей её конкурентного потенциала.

Ресурсный подход тесно увязывает устойчивость конкурентного преимущества с трудностью создания знаний, которые являются не просто специфическим, а трудно заменяемым ресурсом. А потому управление ими в стратегических целях формирования конкурентного превосходства выдвигается в настоящее время на центральное место.

Интеграция различных областей менеджмента знаний предполагает объединение следующих основных видов деятельности: а) накопления знаний; б) их создания и развития; в) формирования компетенций; г) создания инноваций как основы конкурентного преимущества.

Образование кодированных знаний является главным направлением в системе менеджмента знаний фирмы, ибо именно они подлежат накоплению и передаче в разные структуры и сферы использования. Расширенная база знаний образует основное пространство для решения задач фирмы. Связь задач и знаний служит ядром для следующего вида деятельности – формирования компетенций.

Формирование компетенций заключается в согласовании знаний и задач в их системной комбинации. Цель менеджмента состоит в том, чтобы найти соответствие между этими системами и интегрировать их таким образом, чтобы создать определённую структуру компетенций, обусловливающую устойчивое конкурентное преимущество организации.

Решающее влияние на развитие фирменной стратегии в целом оказывают ключевые знания и компетенции. Именно они определяют специфичность решаемых фирмой задач по созданию конкурентного преимущества. Развитие структуры компетенций предполагает создание новых составляющих на основе управления целеполаганием и системой задач, структурой знаний – созданием новых компетенций в новых областях с последующим их трансфером. Знания и компетенции фирмы представляют собой потенциал для производства в комбинации с другими ресурсами. Структура и содержание знаний и компетенций (при всем их различии) определяют природу инноваций. Принципиально знания, компетенции и, соответственно, инновации можно классифицировать как технологические, коммерческие и организационно-управленческие.

Цепочка «знания – компетенции – технологии – инновации» стратегически направлена на формирование конкурентного преимущества. Нововведения технологической природы обусловливают стратегически более конкурентоспособное преимущество. При этом последнее может основываться на специализированных и развитых технологиях. Два указанных измерения следует дополнить третьим, отражающим уровень освоения и применяемости различных технологий, что обусловливает следующую их классификацию:

‑ базовые (технологии свободного доступа и широкого применения, не отличающиеся конкурентным преимуществом);

‑ ключевые (технологии, образующие конкурентное преимущество);

‑ перспективные (экспериментальные технологии, отличающиеся более эффективным конкурентным преимуществом).

При этом одни и те же технологии для разных фирм (и отраслей) по данному критерию могут представлять различные классификационные группы.

Как уже отмечалось, все знания и компетенции в конечном итоге трансформируются в технологии (в широком смысле этого понятия: не только производства – изготовления, а всех видов функциональной деятельности фирмы), которые обусловливают процесс создания ценностей и формирования конкурентного преимущества фирмы на основе инноваций.

Окончание следует


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:45:02