Трансформация рынка услуг в приграничных ресурсоизбыточных регионах

Архипкин О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (64), Апрель 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Архипкин О.В. Трансформация рынка услуг в приграничных ресурсоизбыточных регионах // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 4. – С. 81-85.

Аннотация:
Окончание. Начало в № 2/2005. Торговля услугами в рамках ВТО регулируется посредством Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), которое базируется на тех же принципах, что и остальные соглашения ВТО: на отказе от дискриминации и рыночной эффективности, или предсказуемом, открытом, безопасном взаимном доступе на рынки.

Ключевые слова: ресурсоизбыточность, ВТО

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 2/2005.

Торговля услугами в рамках ВТО регулируется посредством Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), которое базируется на тех же принципах, что и остальные соглашения ВТО: на отказе от дискриминации и рыночной эффективности, или предсказуемом, открытом, безопасном взаимном доступе на рынки.

Предметом ГАТС являются меры, затрагивающие ее, в следующей части: а) приобретения, оплаты и использования услуг; б) доступа к использованию услуг. Меры могут применяться в отношении любого способа поставки услуги (трансграничная поставка, коммерческое присутствие и др.) или в отношении всех их вариантов совместно, одной услуги, целого сектора или всех секторов услуг (табл.1). Ограничения в торговле услугами в рамках ВТО носят как количественный, так качественный характер. Первые лимитируют долю услуг и поставщиков услуг в соответствующем секторе. Вторые обеспечивают качество услуг по соображениям благоразумия (через лицензирование деятельности, выполнение требований технических стандартов и т. п.). В целом подобные ограничения применяются как на недискриминационной, так и на дискриминационной основе.

Объектом дискриминации могут становиться:

1) услуги или поставщики услуг из разных стран между собой;

2) иностранные поставщики;

3) поставщики услуг независимо от страны их происхождения.

Формами ее проявления служат прямые (ограничения входа на рынок иностранных поставщиков услуг) и косвенные (нормы регулирования деятельности поставщиков услуг) запреты.

Следует отметить, что деятельность и обучение поставщиков услуг помимо различного рода ограничений государственного характера осложняется спецификой услуги как предмета товарного обмена. Услуги невозможно хранить. Вследствие этого время ее оказания должно совпадать со временем возникновения соответствующих потребностей. Невозможность хранения услуги в свою очередь создает трудности с оценкой ее качества.

Таблица 1

Обобщенная структура классификатора услуг ГАТС

Сектора услуг
Базовые группы услуг
I. Деловые услуги
А. Профессиональные услуги. B. Компьютерные и связанные с ними услуги. C. Услуги в области исследований и разработок. D. Услуги, связанные с недвижимым имуществом. Е. Услуги по аренде/лизингу без операторов. F. Др. услуги, связанные с предпринимательской деятельностью.
II. Услуги в области связи
А Почтовые услуги. В Курьерские услуги. С. Услуги в области электросвязи (телекоммуникаций). D. Аудиовизуальные услуги.
III. Строительные и связанные с ними инженерные услуги
A. Общестроительные работы для возведения зданий любого предназначения (кроме спортивных сооружений.). B. Общестроительные работы по сооружению объектов гражданского строительства. С. Сборка и возведение зданий из готовых конструкций и работы по монтажу оборудования. D. Строительные и. отделочные работы завершающего цикла. F. Прочее (работы, предшествующие строительству, специальные строительные работы, работы по сносу зданий и аренда строительного оборудования с оператором).
IV. Дистрибьюторские услуги
A. Услуги комиссионных агентов (включая брокер. услуги по продаже товаров и аукционы). B. Услуги в области опт. торговли. D. Услуги в области розничной торговли. F. Франчайзинговые услуги. Е. Прочее
V. Услуги в области образования
A. Услуги в области начального образования. B. Услуги в области среднего образования (включая профессионально-технические и пр. специальные школы). C. Услуги в области высшего образования (включая высш., проф.-техн. и спец.). D. Услуги в области образования для взрослых, не включенные в др. категории
VI. Услуги по защите окружающей среды
A. Услуги по канализации. B. Услуги по удалению отходов как промышленных, так и бытовых, их транспортировка, а также услуги по снижению отходов. С. Услуги по санитарной обработке и др. услуги.
VII. Финансовые услуги
А. Все услуги по страхованию и связанные со страхованием. В. Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование). С. Прочее
VIII. Услуги здравоохранения и социальной помощи
A. Услуги больниц. B. Прочие услуги по охране здоровья человека. C. Услуги социальной помощи. D. Прочее
IX. Туризм и др.A. Услуги гостиниц и предприятий общественного питания. B. Услуги бюро путешествий и туристических агентств (услуги туроператоров и турагентов). C. Услуги по экскурсионному обслуживанию туристов. D. Прочее
X. Услуги по организации досуга и др.A. Услуги по организации. развлечений. B. Услуги информационных агентств. D. Услуги библиотек и др. культ.-просвет. учреждений. Р. Услуги по организации спорта и других видов. Е. Услуги проч.
XI. Транспортные услугиА. Услуги морского транспорта. B. Услуги не морского водного транспорта. C. Услуги воздушного транспорта. D. Транспортировка в космическом пространстве. F. Услуги автодорожного транспорта. G. Трубопроводный транспорт.
XII. Прочие
Не вошедшие в перечисленные
Концепция приемлемой закупки услуг предполагает осуществление оптимального выбора между качеством, доставкой, количеством, затратами, продолжительностью, гибкостью и прочими аспектами поставок. Однако определение потребности в услуге всегда остается первичным фактором. На практике акцент на закупках услуг часто делается исходя из следующих их классификационных признаков:

‑ стоимость (разделение проводится на основе метода АВС);

‑ степень повторяемости закупки услуг (приобретение уникальных услуг предполагает обращение к внешним консультантам);

‑ возможность количественной оценки;

‑ степени потребительской направленности услуги;

‑ место оказания услуги;

‑ зависимости от места предоставления услуги;

‑ степень стандартизации услуги.

Следует отметить, что оценка качества услуги после ее предоставления является важным компонентом эффективного ее приобретения. Чтобы избежать классического риска покупателю следует взаимодействовать с поставщиками, которые в прошлом проявили себя с удовлетворительной стороны, и избегать повторения отношений с поставщиками, которые выполнили свою работу неудовлетворительно.

В контексте оказания услуг предприятиями рыночной инфраструктуры обращает на себя еще одно положительное обстоятельство. Развитие инфраструктуры, как известно, способствует созданию благоприятных условий для роста экономики региона на долгосрочную перспективу. Именно поэтому финансовая поддержка ее государством считается более «безопасной», нежели трансфертная поддержка регионов, которая часто дает лишь временный эффект.

Ответ на вопрос о методах стимулирования развития региональной инфраструктуры не подчиняется единой теоретической концепции и различается по странам в зависимости от проблем, характерных для конкретного государства. Все существующие меры по повышению привлекательности регионов для частных инвесторов при этом делятся на две группы:

1 группа ‑ улучшение характеристик территории (совершенствование инфраструктуры, которая понимается в широком смысле как синтетический показатель условий хозяйствования в данном районе);

2 группа ‑ предоставление определенного набора льгот приходящим в регион инвесторам (прежде всего налоговых льгот).

Надо констатировать, что трансформация рынка услуг, в частности, в ресурсоизбыточных приграничных регионах, происходит, в том числе, под влиянием перехода развитых стран от индустриальной экономики к сервисной. Последняя характеризуется тем, что главной целью предприятий выступает удовлетворение специфических запросов потребителей. Достижение этой цели предполагает фокусированную дифференциацию предприятий независимо от профиля их хозяйственной деятельности. Это позволяет им выполнять заказы на поставку продукции, которые становятся все более мелкими, краткосрочными и более специфичными, индивидуализированными в отношении потребителей. Узкий профиль хозяйственной деятельности предприятий, в свою очередь, обусловливает потребность во внешних услугах. Таким образом, современный этап развития рынка услуг в Иркутской области во многом отвечает тем процессам, которые сегодня протекают в мировой экономике.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:32:27