Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2005

Вопросы совершенствования системы управления инновационными процессами в промышленной организации

Перерва Ольга Леонидовна, канд. экон. наук, доцент, декан социально-экономического факультета Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 52

Аннотация:
В последнее десятилетие ХХ века в научный обиход вошло понятие об инноватике как области экономического знания, охватывающей теорию и практику формирования и функционирования инновационных процессов в отдельной организации или народном хозяйстве в целом. Управление инноватикой промышленной организации означает рациональное сочетание элементов и ресурсов инновационного процесса в их взаимодействии с внутренней и внешней средой предприятия с целью решения конкретно поставленных экономических задач.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Перерва О.Л. Вопросы совершенствования системы управления инновационными процессами в промышленной организации // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 3. – С. 7-12.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В последнее десятилетие ХХ века в научный обиход вошло понятие об инноватике как области экономического знания, охватывающей теорию и практику формирования и функционирования инновационных процессов в отдельной организации или народном хозяйстве в целом. Управление инноватикой промышленной организации означает рациональное сочетание элементов и ресурсов инновационного процесса в их взаимодействии с внутренней и внешней средой предприятия с целью решения конкретно поставленных экономических задач.

Организация управления любым производственно-хозяйственным процессом, и инновационным в частности, требует его предварительного структурирования, определения границ специализации и последовательности выполнения необходимых работ, учитывающих имеющиеся на предприятии ресурсы.

Окружающая среда инновационного менеджмента является исходной базой для определения цели развития промышленной организации и эффективности их достижения. Ключевой ролью управления на предприятии является поддержание баланса между соответствием используемых инструментов инновационного менеджмента и состоянием окружающей среды управления инноватикой, которая делится на внутреннюю и внешнюю среду организации.

Внутренняя среда промышленной организации представляет собой непосредственное окружение инновационного менеджмента, определяя его функционирование в органическом единстве с основной деятельностью организации в целом. Она включает в себя, с одной стороны, производственную структуру, ресурсы, используемые технологии, создаваемые продукты, с другой стороны ‑ производственный менеджмент, управление персоналом, маркетинг, капитальное строительство, организационную культуру, финансы и учет.

В условиях научно-технической революции рассмотренные элементы взаимодействуют между собой с учетом увеличения возможностей, которые дают новые информационные технологии, масштабности роста технической оснащенности и применяемых методов производства, диверсификации хозяйствования, изменения образа социального поведения работников организации и т.д. Технология управления персоналом инновационных служб должна также учитывать фактор резистентности («сопротивляемости») в поведении личного состава. В ситуациях, связанных с развитием научно-технического прогресса, персонал организации зачастую воспринимает эти мероприятия не столько как свой шанс, сколько как угрозу их узко корпоративным и личным интересам.

Сопротивление инновациям обусловливается множеством причин. В их числе: содержательные разногласия в технической области и социальной политике, давление внешней среды со стороны поставщиков и потребителей, ограниченность финансовых ресурсов, краткосрочный коммерческий интерес и т.п.

Внешняя среда организации ‑ это совокупность активных и пассивных субъектов и независимых от нее сил, действующих за её пределами, но так или иначе влияющих на её деятельность, которые могут быть разделены на макро- и микроэлементы.

Макроэлементы представляют собой научно-техническую, экономическую, природную, социально-культурную и политическую среду, в которой функционирует национальное промышленное производство. Они косвенно влияют на деятельность предприятия через систему различных факторов и ситуаций, имеющих место в экономике страны. К ним, например, можно отнести правила налогообложения, денежную политику государства, требования к организации и безопасности труда, экологичности производства, развитие транспортных коммуникаций, природно-климатические особенности региона. Характерное для научно-технической революции ускорение темпов развития производства и его содержательная непредсказуемость приводят к сокращению жизненного цикла продукта, включая и период распространения нововведения. Рост экологического сознания и социальной ответственности означает возрастание веса экологических характеристик инноваций. И еще одно, имеющее постоянную тенденцию к возрастанию обстоятельство ‑ глобализация рынка.

Микроэлементы окружают организацию, находясь с ней в прямом взаимодействии. Это может оказывать существенное влияние на характер и содержание их контактов и, тем самым, активно участвовать в формировании дополнительных рыночных возможностей. Микроэлементы являются либо источником ресурсов для инновационного менеджмента (кадровых, информационных, идей и новаций, программных продуктов), либо воздействуют на инноватику как управляющие факторы. К последним можно отнести: положение выпускаемой продукции на рынке; изменение покупательских потребностей и предпочтений; отношения с поставщиками; формирование спроса и предложения на рабочую силу; финансовое окружение предприятия; научные учреждения; информационное обеспечение.

Объектом управления инновационного менеджмента организации являются процессы планомерного повышения научно-технического и организационного уровня производства, интенсивного ис­пользования производственных мощностей предприятия и эффективного освоения капитальных вложений.

Инновационные процессы в производст­ве представляют собой сложную организационную систему, строго ориен­тированную на цели реализации нововведений с учетом изменения внеш­них и внутренних условий хозяйственной деятельности.

Субъектом управления инновационной деятельностью организации является упорядоченная совокупность пяти групп элементов системы: функций управления, организаци­онной структуры, методов управления, информации и технических средств управления. Исходным моментом для организации инновационного менедж­мента, как и всякого управления, является определение цели функционирования рассматриваемой подсистемы с её соответствующим разветвлением по уровням иерархической структуры. При этом учитываются такие качества совокупности целей, как соподчиненность, развертываемость и соотносительная важность. 

Под функцией управления как элемента организации менеджмента, понимается вид управленческой деятельности, осуществляемых работ и операций, обеспечивающий целенаправленное воздействие на объект управления. Это совокупность объективно необходимых и устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и обособившихся в процессе разделения, специализации управленческого труда.

Структура управления представляет собой устойчивую организационную основу при распределении функций управления между исполнителями, а также форму, в которой  закрепляются их управленческие взаимоотношения. Именно организационная структура управления обеспечивает взаимосвязь управляющей и управляемой систем. Реализация функций исполнителями  осуществляется с разной степенью эффективности, так как это во многом определяется мотивами их деятельности.

Механизм воздействия на персонал воплощен в методах управления – совокупности правил, способов, приемов, определяющих эффективность управленческого труда. Для реализации функций и методов управления необходимо в каждый момент располагать сведениями как о состоянии внешней среды, так и об управляемой системе.

Ход любого производственно-хозяйственного процесса сопровождается возникновением и циркулированием адекватного информационного потока. Каждое действие в материальном производстве находит свое соответствующее информационное отображение в виде данных, показателей, параметров. Таким образом, информация включается в число элементов системы управления. Стремление к организации управления в темпе внешних и внутренних изменений невозможно осуществить без своевременной и качественной обработки все возрастающего потока разнообразной информации. Единственным материальным средством решения этой задачи является все расширяющийся арсенал соответствующих современных технических средств обработки данных. Следовательно,  техническое оснащение  также входит в состав элементов системы управления.

При проектировании и организации функционирования подобной системы управления различают три вида обеспечения:

‑ организационно-экономическое;

‑ ин­формационно-программное;

‑ техническое.

Организационно-экономическое обеспечение ‑ это функ­ции, структура, методы управления и информация (в части построения системы документооборота предприятия).

Информационно-программное обеспечение реализует электронную обработку данных, включает в себя массивы данных и программные продукты.

Техническое обеспечение решает вопросы вы­бора техники управления, её пространственного размещения, информации (в части разработки технологии её обработки).

Среди этих видов обеспечения базовым является организационно-экономическое. Оно полностью опре­деляет содержание двух других видов обеспечения.

Рассмотренный выше состав элементов системы управления является универсальным, и применим к управлению любыми объектами. Однако при организации управления конкретными объектами содержание этих элементов приобретает  свою  специфику.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 7. – М.:ИНФРА. - М, 1999.
2. Колосов Н.Г. Основы инноватики: Учебное пособие.- СПб.: Изд. СПбГПУ, 1999.
3. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.Л.Саломатина, 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2003.