Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2005

Вспоминая Олега Александровича Новикова

Мясникова Людмила Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 43

Аннотация:
Из 35-летней истории кафедры 22 года ее возглавлял Олег Александрович Новиков. Его особый стиль руководства, основанный на генетически заложенном в нем благородстве, интеллигентности, выдержанности, радушии импонировал всем, кому посчастливилось с ним работать.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Мясникова Л.А. Вспоминая Олега Александровича Новикова // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 2. – С. 13-17.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Из 35-летней истории кафедры 22 года ее возглавлял Олег Александрович Новиков. Его особый стиль руководства, основанный на генетически заложенном в нем благородстве, интеллигентности, выдержанности, радушии импонировал всем, кому посчастливилось с ним работать. Даже его ироничность, умение подтрунивать над людьми были не более, чем продолжением его характера ‑ веселого и добродушного. А за плечами были репрессии и ссылка семьи на Дальний Восток, голод и холод военных лет, опыт выживания, воспитание силы духа, смелости и находчивости. Потом - Ленинград, учеба, спорт, работа по специальности, наука. Человек, воспитанный семьей в любви и уважении, сохранивший в душе тепло, переживший многое и знающий цену хлеба и слова - это образ ушедшего века, с которым тяжело прощаться людям моего поколения.

Олег Александрович окончил Ленинградский институт водного транспорта, несколько лет проработал на предприятиях транспортной отрасли. Путь в науке начал в Центральном научно-исследовательском институте морского флота (ЦНИИМФ), в стенах которого ему пришлось решать сложные научно-методологические проблемы. Так, под его руководством была проведена переоценка основных фондов морского флота в масштабах Советского Союза, что, по мнению его коллег, потребовало новых нестандартных решений. Уже сложившимся ученым и организатором Олег Александрович перешел на преподавательскую работу в Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского, на кафедру ценообразования. Коллектив кафедры высоко оценил его человеческие и профессиональные качества, поддержал в процессе работы над докторской диссертацией.

Творческая атмосфера позволила подготовить и опубликовать монографии по экономике транспорта – «Эффективность использования основных фондов морского транспорта» (Издательство «Транспорт», 1980 г.) и «Ценообразование в судостроительной промышленности» (в соавторстве с Б.М. Пукшанским; Издательство «Судостроение», 1983 г.).

В сложившейся на рубеже 1977-1978 гг. ситуации, когда руководство института подбирало кандидатуру на заведование кафедрой экономики и планирования материально-технического снабжения, выбор пал на Олега Александровича Новикова. В тот период благодаря незаурядному человеку и ученому, ректору института профессору Ю.А. Лаврикову в коллективе царил дух новаторства, потребовавший соответствующих преобразованиям руководителей, способных поддержать и развивать принятую концепцию развития учебного процесса и научной деятельности. 

 От материально-технического снабжения к логистике

Придя на кафедру в 1978 году, Олег Александрович очень быстро завоевал авторитет и уважение в научном и учебном сообществе, объединяющем профильные кафедры на территории всего Советского Союза. Все кафедры, осуществлявшие в то время подготовку специалистов по оптовой торговле средствами производства для системы Госснаба СССР и народного хозяйства в целом, поддерживали тесные контакты, проводили семинары и конференции, поэтому с самых первых встреч заведующие кафедрами попадали под обаяние Олега Александровича и находили поводы для регулярных контактов.

Как сопредседатель Учебно-методического объединения Олег Александрович активно влиял на формирование перспективных учебных планов, которые ранее и до сих пор являются эталоном подготовки специалистов. Эта работа позволила предвосхитить переход от плановой к рыночной экономике.

Олег Александрович обладал потрясающей интуицией и один из первых почувствовал перспективность развития нового научного и учебного направления – «Логистика». С 1990 года в учебном плане появилась дисциплина “Коммерческая логистика”, а уже в следующем учебном году и соответствующая специализация. Огромным завоеванием Олега Александровича было введение в учебный план общеэкономического факультета СПбГУЭФ дисциплины «Логистика». Причем им же была разработана программа, по которой за прошедшее десятилетие около 20 тысяч студентов изучили данный курс.

Будучи членом Экпертного совета ВАК РФ, Олег Александрович повлиял на решение об открытии научной специальности “Логистика”, а после возглавил докторский диссертационный совет по новой специальности. В этот период профессор О.А. Новиков создал и возглавил Петербургскую школу логистики, авторитет которой признан и поддерживается ее сторонниками.

Его особый стиль

 Для Олега Александровича «посоветоваться» означало внимательно выслушать мнение и предложение коллеги, взвесить и спокойно обсудить все «за» и «против» а после этого принять решение. Поэтому сотрудники кафедры всегда чувствовали, что от них что-то зависит, что их мнение интересно и может быть полезно. Олег Александрович очень хорошо понимал специфику работы в творческом коллективе, где на приказах и распоряжениях невозможно взрастить живую мысль и творческую инициативу.

Непростая жизнь и опыт работы в реальной экономике научили Олега Александровича практичности и необходимости просчитывать наперед результат. Донкихотство не было ему присуще, он считал, что в основе философии поведения должен быть заложен здравый смысл. Не всегда было легко соглашаться с этой точкой зрения - понимание этого приходит с опытом.

Олег Александрович обладал аналитическим умом, наблюдательностью, способностью добираться до самой сути явления или мотива поведения человека. С ним считались, прислушивались к его мнению. Он был прекрасным оратором, обладал даром убеждения. Его выступления на собраниях и Ученых советах всегда были яркими, содержательными и конструктивными.

Он видел в людях хорошие стороны и иногда просто отказывался замечать плохие, убеждая себя и окружающих в обратном. Ему не было знакомо чувство зависти. Он искренне, с большой радостью, а также и гордостью (когда это были его ученики) воспринимал успехи и победы коллег.

Как человек многогранный он любил читать (сетовал, что не хватает времени прочесть все, что хотелось бы), в молодости увлекался легкой атлетикой, походами на байдарках по рекам, жалел, что война помешала занятиям большим теннисом, до конца дней был заядлым рыбаком и грибником, очень любил животных.

 Одна из последних публикаций

 В мае 1999 года в соавторстве с Олегом Александровичем нами была подготовлена небольшая статья, касающаяся развития логистики новой глобальной экономики. Написанные тогда строки не потеряли актуальности и теперь, поэтому считаю уместным, в память об Олеге Александровиче, ознакомить читателей с этой статьей.

 Новиков О.А., Мясникова Л.А.

Логистические аспекты глобализации и развитие российской экономики

В логистическом плане процесс глобализации может рассматриваться как новая прогрессивная стадия интернационализации экономической жизни. С точки зрения структуры металогистики, этот процесс можно рассматривать триедино, как интернационализацию, транснационализацию и универсализацию мирового хозяйства. Учитывая информационный передел уклада этого хозяйства, глобализация в перспективе ведет к слому национальных границ и созданию всемирной рыночной экономики. Сегодня в сферу глобальной металогистики, прежде всего, попадают международные потоки информации и денежного капитала, в отношении которых национальное законодательство имеет относительно малую силу. Именно эти потоки определяют сегодня ведущие тенденции глобализации.

Основными субъектами глобализации выступают транснациональные корпорации (ТНК), образующие интернациональные цепочки добавленной стоимости. В конце ХХ века на долю ТНК приходилось более 70% мировой торговли и 80% торговли информацией. Существенно, что 40% мировой торговли приходится на потоки товаров внутри ТНК, то есть они выведены с конкурентного рынка и подчиняются плановой организации. Страны с высоким уровнем развития сосредоточиваются на информационных и финансовых услугах, концентрируют у себя штабы и исследовательские подразделения, а промышленный сектор выносится в страны более низких эшелонов развития.

Две другие важные тенденции - регионализация и фрагментация - находятся в диалектическом противоречии с глобализацией. Всевозможные объединения групп стран, с одной стороны, мезоструктурируют процесс глобализации, а с другой - ставят различные барьеры его развитию. Эти барьеры могут служить защите специфических интересов, общих для региональной или фрагментарной группы.

Логистика глобализации, с одной стороны, через революционное развитие технологий оказывает и революционное влияние на социально-экономические системы стран с более слабым развитием, толкая эти системы к изменению и адаптации. Но с другой стороны, мир ТНК ведет к вытеснению конкуренции, заменяя ее сговором о распределении дохода и экспансии либерализма в интересах Запада, который приватизировал глобализацию и использует ее в своих геополитических интересах.

Развитие и укрепление ТНК, которое иерархически не регулируется, чревато системным кризисом с выходом на тоталитарную мировую систему типа “золотого миллиарда” с шерифской функцией США.

Поскольку глобализация является результатом научно-технического прогресса, и, прежде всего, интенсивной сетевой информатизации, Россия не может остаться в стороне от этого процесса. Однако, бесконтрольная экспансия западной либерализации, учитывая технологическую отсталость, превратит страну (что уже и происходит) в периферийную колониальную систему. Поэтому для России наиболее разумен логистический путь регионализации через автаркию больших территорий. Для этого необходимо перейти к корпоративной логистике в пределах региона (автаркии), интересы которого совпадают по защите от экспансии либерализма. Такими регионами могут стать страны СНГ, Иран, Индия, возможно Китай и др. Корпоративная логистика предусматривает использование 4-5 высоких технологий для каждой ТНК региона. Степень либерализации этих ТНК за границы региона должна координироваться с уровнем их мировой конкурентоспособности.

5 лет как Олега Александровича нет с нами, он ушел из жизни в расцвете интеллектуальных и творческих сил. Многое он мог еще сделать. Боль утраты не стерлась в сердцах тех, кто его любил и уважал. На протяжении этих лет все, что делалось, сверялось с высокой планкой требований, которую установил Олег Александрович.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241