Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2005

Новые строительные холдинги как основа объединения финансовых и производственно-технологических структур

Воробьев А С, аспирант Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 52

Аннотация:
Исследование посвящено анализу ситуации со строительством жилья в нашей стране. Делается вывод о нехватке жилых площадей и отражена работа строительных компаний по преодолению данного недостатка. Предложена концепция объединения строительных предприятий в холдинги с банковскими структурами, где банки будут действовать как инвесторы. Публикация содержит таблицу, где показано разделение функций заказчика, проектировщика, подрядчика и эксплуатирующей организации. Материал будет интересен как читателям, работающим в сфере строительного бизнеса, так и тем, кому не безразлична тема развития жилищного строительства в нашей стране.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Воробьев А.С. Новые строительные холдинги как основа объединения финансовых и производственно-технологических структур // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 1. – С. 98-103.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В соответствии с информацией Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ФАСЖКХ), общий объем российского жилищного фонда на начало 2004 года составил 2,85 млрд. кв. метров общей площади, что составляет более 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны. К сожалению, по обеспеченности жильем Россия существенно уступает почти всем странам не только Западной, но и Восточной Европы. В России в среднем приходится 0,7 комнаты на человека, а, к примеру, в Венгрии, Чехии или Словакии – в среднем 1,3-1,5 комнаты. Около четверти российских семей имеют менее 10 кв. метров на человека, 20 миллионов россиян и по сей день обитают в коммуналках, общежитиях и бараках.

 

В 2003 году строительными организациями всех форм собственности возведено 36,3 млн. кв. метров общей площади жилых домов. Для достижения хотя бы скромной обеспеченности россиян жильем – по комнате на человека – жилищный фонд страны понадобится увеличить в 1,5 раза. С учетом повышенного износа жилищного фонда в России необходимо строить около 200 млн. кв. метров в год.

Жилищное строительство обладает уникальными инвестиционными характеристиками. Оно занимает промежуточное положение между краткосрочным и долгосрочным инвестированием, требуя на реализацию проектов от 3 до 14 месяцев. На фоне закономерно возрастающих потребностей воспроизводства жилищное строительство могло бы стать наиболее привлекательным направлением инвестиционной деятельности для компаний и обеспечить строительные организации достаточным объемом работ. Однако, по данным Госкомстата России, на сегодняшний момент всего лишь около 8% из зарегистрированных 136 тысяч строительных предприятий обеспечены заказами в полном объеме. На их долю приходится до 80% всего объема строительно-монтажных работ в России. Помимо этого существует проблема финансирования крупных инвестиционных проектов.

Другой особенностью реализации инвестиционно-строительных проектов является традиционное отсутствие взаимовыгодного сотрудничества между его участниками и противоречивость их целей при разделении функций заказчика, проектировщика, подрядчика и эксплуатирующей организации (табл. 1).

Таблица 1

Функции заказчика, проектировщика, подрядчика и эксплуатирующей организации

Участники

 инвестицион­но-строительной деятель­ности

Этапы, на которых присутствует участник инвестиционного проекта

Основные функции

Основные риски

Инвесторы

Прединвестиционный, организационный, строительный

Финансирование и креди­тование проекта

Увеличение сроков строительства

Заказчик

Организационный, строительный

Управление инвестициями, контроль

Прекращение финансирования, удорожание проектанта

Застройщик

Организационный, строительный

Финансирование строительства объектов

Увеличение сроков строительства

Генпроектировщик 

Организационный, строительный

Разработка архитектурной, строительной, технологической и сметной документации

Прекращение финансирования, некорректные технические задания

Генподрядчик

(строительно-монтажная организация)

Строительный

Производство строитель­но-монтажных работ. Сдача в эксплуатацию строительной продукции

Прекращение финансирования, проектный брак

Эксплуатирующая организация

Эксплуатационный

Эксплуатация объектов

Проектный и строительный брак

Казалось бы, удобно: разные задачи – разные системы управления. Но поскольку каждому участнику выгодно решать задачи только на определенных этапах проекта, нет заинтересованности в дополнительных затратах, которые могли бы оправдаться на последующих стадиях. В связи с этим у инвестора нет возможности экономить на себестоимости строительства, заказчику затруднительно экономить на эксплуатации, генподрядчик заинтересован только в минимальном качестве работ, необходимом для сдачи объекта в эксплуатацию, эксплуатирующая организация теряет большую часть собственной прибыли из-за огромных затрат на обслуживание дешевых и некачественных инженерных систем.

По данным Госстроя России, размер средств на устранение проектного и строительного брака составляет в среднем 3-5% от стоимости строительно-монтажных работ, а эксплуатационные затраты на ремонт доходят до 6-8% (вместо 0,75-1% по нормам).

При условии независимого существования участники проекта подвержены дополнительным рискам и вынуждены затрачивать огромные средства на антирисковые мероприятия. Это неизбежно ведет к тому, что конкурентоспособность каждого участника падает, растет себестоимость строительства и конечная стоимость жилья.

Крупные отечественные строительные организации пошли по пути объединения в своей структуре инвестора, заказчика, генподрядчика и стали эксплуатировать возведенное ими жилье. Движущая сила объединения – формирование эффекта, который дает элементам системы дополнительное преимущество по сравнению с их независимым существованием.

Обратимся к опыту зарубежных стран. Здесь ведущими институциональными структурами во многих отраслях оказались корпоративные холдинговые образования, связанные системой участия в уставном капитале в акционерной форме или прямым вложением капитала, а также созданием дочерних фирм.

В условиях инвестиционного кризиса для многих строительных предприятий крайне привлекателен инвестиционный потенциал, которым владеют активно развивающиеся банковские структуры. Особо крупными ресурсами располагают страховые компании и ведущие коммерческие банки, активы которых исчисляются сотнями миллионов рублей. С учетом вышесказанного интересно рассмотреть вариант создания мощных холдинговых компаний под непосредственным влиянием банковских структур в качестве основных инвесторов. Но в нашем случае холдинг должен стать не подразделением банка, размещающим его свободные средства, и не его дочерней фирмой, а самостоятельной высокорентабельной компанией, в которой на комплексной основе объединены финансовые и производственно-технологические структуры.

Крупный банк выполняет функции инвестора, тогда как в качестве основного производственного звена холдинга выступает головная строительная компания. При реализации проекта, как правило, генподрядная компания производит примерно 40% наиболее сложных строительно-монтажных работ. С ее мощной техникой выполнять сравнительно мелкие работы экономически нецелесообразно. Таким образом, остальные 60% объемов работ и берут на себя дочерние предприятия. Малым дочерним предприятиям выгодно находиться в составе холдинга, поскольку им трудно выиграть тендер на строительство какого-либо значительного объекта. Тендеры выигрывает холдинг, а малые предприятия специализируются в основном по видам работ и получают свою долю от головного предприятия.

Для улучшения качества строительства разработка технических заданий на проектирование должна проходить при непосредственном участии будущей эксплуатирующей организации. В этом случае оптимальным образом подбираются материалы и оборудование, возможно, более дорогие, но позволяющие на этапе монтажа, пуско-наладочных работ и эксплуатации получать дополнительную прибыль за счет экономии. В ходе эксплуатации объекта появляется обратная связь, дающая информацию заказчику об эффективности принятия тех или иных технических решений.

Привлекательным выглядит вариант, при котором эксплуатирующая организация принимает участие в шеф-монтаже и пуско-наладке основных инженерно-технических систем, поскольку она наиболее заинтересована в качестве работ; при этом упрощается процесс сдачи-приемки готового объекта, улучшается качество строительства и дальнейшего обслуживания. В вопросе организационной структуры холдинга условиям динамично меняющейся внешней среды и, в частности, условиям переходной экономики в большей степени соответствует комбинированная структура, сочетающая в себе как вертикальные, так и горизонтальные организационные подструктуры.

Один из примеров комбинированной организационной структуры – матричная, имеющая функциональную (вертикальную) и горизонтальную подструктуры. Функциональная (вертикальная) составляющая позволяет эффективно использовать ресурсы, горизонтальная – организовывать эффективное взаимодействие сотрудников разных подразделений в рамках разрабатываемых проектов.

Различные ниши обитания вертикальных и горизонтальных организационных структур во многом замещают конкуренцию сотрудничеством. В сложившейся экономике мы видим различные формы симбиоза между ними, типичной из которых является совместная деятельность крупных корпораций и малых венчурных предприятий. На основе такого симбиоза возможно взаимовыгодное сотрудничество, в которое крупные корпорации вкладывают капитал, а малые фирмы – ответственность за риск.

Экономические отношения между подструктурами холдинга могут быть как бюджетными, так и хозрасчетными; расчет можно производить по выполненным объемам на основе рыночных цен или адаптированных внутренних тарифов. Главной задачей должно быть не столько уменьшение цены передаваемой промежуточной продукции внутри холдинга, которая может быть в отдельных случаях выше рыночной, сколько достижение наибольшего экономического эффекта в целом для холдинга при реализации конечного продукта.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241