Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2005

Конкуренция роста

Вакуленко Руслан Яковлевич, докт. экон. наук, профессор Логинова И.В. канд. экон. наук, доцент, Россия

Новоселов Евгений Витальевич, канд. экон. наук, доцент Орловский государственный технический университет, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 24

Аннотация:
Принятие курса на разработку философии организации, возможно, встретит сопротивление некоторых предприятий с полутеневым бизнесом, не желающих афишировать свои принципы и цели, веря поговорке «в мутной воде и рыбке плавать легче». К тому же внедрение философии ведет к ряду затрат и, как к следствию, увеличению ответственности фирмы перед группами, заинтересованными в ее существовании. Но затраты окупятся, а полулегальные организации в конкурентной борьбе скорее всего отомрут.
Цитировать публикацию:
Вакуленко Р.Я., Новоселов Е.В. Конкуренция роста // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 1. – С. 76-80.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Принятие курса на разработку философии организации, возможно, встретит сопротивление некоторых предприятий с полутеневым бизнесом, не желающих афишировать свои принципы и цели,  веря поговорке «в мутной воде и рыбке плавать легче». К тому же внедрение философии ведет к ряду затрат и, как к следствию, увеличению ответственности фирмы перед группами, заинтересованными в ее существовании. Но затраты окупятся, а полулегальные организации в конкурентной борьбе скорее всего отомрут.

Философия фирмы должна разрабатываться для каждой организации отдельно с использованием опыта лучших менеджеров и старейших работников, знающих свое производство, сферу деятельности, партнеров и контрагентов. Поэтому можно дать лишь следующие методические рекомендации по составлению и практическому приложению философии организации.

Философия предприятия включает в себя следующие элементы:

1) основной замысел, отражающий цели предприятия, его стратегию и направленность деятельности; важнейшим элементом здесь является миссия предприятия. Она имеет двустороннюю основу: значение для внешней среды (покупателей, поставщиков, клиентов, иных заинтересованных лиц, общества, наконец) и для внутренней среды организации, прежде всего, для работников данного предприятия. Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности и т. п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды. Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

  • миссия делает ясной для сотрудников общую цель, предназначение организации; в результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;
  • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией; для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;
  • миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводится философия организации, ее ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

‑ является основой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;

‑ обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;

‑ расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем ее членам.

2) описание предприятия - его история, параметры, возможности и преимущества, стратегические цели и способы их реализации в современных условиях, мотивы деятельности, девиз. В соответствии с направленностью миссии организации различают следующие виды стратегии:

ориентированную на акционеров - максимальный учет интересов всех акционеров;

привилегированную – ориентация, в основном, на интересы менеджеров и менеджмента;

ограничительную - максимальный учет интересов узкой группы акционеров или отдельных работников;

социально-гармоничную - стремление в первую очередь обеспечить социальную гармонию в трудовом коллективе;

жесткую - ошибочное целеполагание обусловливает конфликты среди менеджеров и ведет к изменению целевых установок акционеров;

персонифицированную - создание условий для наиболее полной реализации индивидуальных проектов и процветания всех членов корпорации.

Подобные этические принципы находят отражение главным образом в американском и японском менеджменте. Вместе с тем, они завоевывают все большую популярность и в Европе, прежде всего, в управлении крупными фирмами. Ведущие консультационные и рейтинговые организации обычно оценивают уровень менеджмента той или иной компании в соответствии с так называемой концепцией 7С (структура компании, стратегия, система управления, стиль деятельности, сноровка (мастерство), состав кадров, стратегические цели).

Основной замысел и предпринимательская философия необходимы для установления стратегических целей владельцев предприятия, его менеджеров и работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникали конфликты их интересов. Кроме того, стратегические цели крупных корпораций должны учитывать влияние общего и непосредственного окружения.

Четко сформулированное послание, предпринимательская философия и основной замысел - не единственные источники информации для формирования стратегических целей. Чрезвычайно важна информация о внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах окружающей обстановки.

Девиз (он же слоган, он же лозунг) — это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры. Так, Росс Перо из Electronic Data Systems стремится нанимать на работу в компанию лучших работников, но поскольку найти их не так-то просто, компания руководствуется лозунгом: «Орлы не летают стаями. Больше одного за раз не поймать». Компания PepsiCo, которая прилагает огромные усилия для того, чтобы создать подающим надежды молодых людям все условия для превращения в блестящих менеджеров, руководствуется другой вариацией на тему: «Мы отбираем орлов и учим их летать стаями». Компания Sequins International, 80% работников которой — латиноамериканцы, в качестве девиза выбрала цитату из У. Эдварса Дьюинга: «Не надо угождать боссу; ублажайте покупателей». Вы найдете ее (в переводе на испанский) на карманах фирменных пиджаков всех сотрудников.

3) философия заказчиков - целевые группы, их интересы, сбытовая политика. Задача этого раздела – построение налаженные связей с клиентами, как крупными организациями-заказчиками, так и рядовыми потребителями, основанных на доверии, эквивалентности, взаимной заинтересованности в деятельности друг друга. Здесь должны быть приведены основные этические положения, политика фирмы на рынке, маркетинговые исследования круга покупательских интересов, приоритетность их в деятельности организации. «Качество – на первом месте. Поставка только качественного оборудования, которое будет работать у Вас без сбоев и потери точности долгие годы. Это, в конечном счете, выгоднее, чем дешевое оборудование малоизвестных фирм». Так, философия корпорации «МАЗАК» достаточно проста: конец эры массового производства, увеличение производительности в 5 –30 раз за счет кардинального перехода к использованию новых технологических решений. Важным элементом при работе с потребителями является установление и наладка оборудования, обеспечение сервисного обслуживания.

4) внутрифирменная политика - основы управления предприятием, информационно-коммуникационная система, система оплаты труда, пути повышения квалификации работников, инновационная и социальная политика, соблюдение этики менеджмента. Пример разработки внутрифирменного аспекта философии организации рассмотрен в книге профессора А.П. Егоршина «Управление персоналом».

Окончание следует


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241