Повышение привлекательности инвестиционного климата - ключевое условие развития предпринимательства

Духаев А.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (61), Январь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Духаев А.Д. Повышение привлекательности инвестиционного климата - ключевое условие развития предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 1. – С. 72-75.

Аннотация:
Хотя в настоящее время и Правительство РФ, и Государственная Дума декларируют поддержку прямым иностранным инвестициям, конкретные меры по их стимулированию во многом еще только предстоит принять. Надлежит ликвидировать и многочисленные серьезные препятствия, все еще стоящие на пути инвестиций.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная сфера, инвестиционный капитал, хозяйственные риски, система налогообложения

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 12/2004

Хотя в настоящее время и Правительство РФ, и Государственная Дума декларируют поддержку прямым иностранным инвестициям, конкретные меры по их стимулированию во многом еще только предстоит принять. Надлежит ликвидировать и многочисленные серьезные препятствия, все еще стоящие на пути инвестиций.

Иностранные инвесторы и импортеры в частных беседах ссылаются на следующие основные проблемы, препятствующие их деятельности:

‑ тяжелое налоговое бремя и несправедливые принципы налогообложения в сочетании с чрезмерно усложненной налоговой системой;

‑ отсутствие международных стандартов бухгалтерского учета;

‑ неясная и забюрократизированная система стандартизации, лицензирования и сертификации;

‑ преступность и коррупция;

‑ неудовлетворительное обеспечение прав собственности;

‑ проблемы, связанные с таможенным режимом и ввозом товаров;

‑ негативное воздействие девальвации рубля на инвесторов, зависящих от импорта.

Инвесторы отмечают, что налоги могут забирать чрезмерную часть прибыли, однако реальная тяжесть налогового бремени в значительной мере зависит от имеющихся связей. При наличии нужных знакомств можно значительно снизить размер налогов. Эта система, основанная на произвольном соблюдении правил, порождает неопределенность и риск, препятствуя тем самым масштабному притоку необходимых стране инвестиций.

Одной из мер, направленных на установление ясных и четких правил деятельности, на стимулирование экономических агентов к реинвестированию прибыли и осуществлению иных видов капиталовложений, является внедрение международных стандартов бухгалтерского учета. Инвестиции в действующие российские предприятия представляют собой серьезную проблему, поскольку российская система бухгалтерского учета чрезвычайно затрудняет для иностранных компаний оценку финансового положения предлагаемых к приобретению объектов или партнеров, не позволяет обеспечить прозрачность и препятствует созданию совместных предприятий.

Не просто осуществлять модернизацию предприятия в условиях, когда, например, компьютер разрешается списывать только после десяти лет эксплуатации вместо трех-пяти лет, предусмотренных международными стандартами. Пока не предусмотрено и списание расходов на рекламу и обучение персонала.

Тем не менее, следует отметить и отдельные преимущества существующей системы налогообложения: например, импортируемое оборудование и запасные части не облагаются НДС, а продукция, ввозимая предприятиями с иностранным участием и относящаяся к основным фондам, не облагается налоговыми пошлинами.

Повышение инвестиционной привлекательности отечественных предприятий можно отнести к важнейшим условиям, которые должна обеспечивать макроэкономическая политика. Для этого необходимо проведение комплекса мероприятий по реструктуризации хозяйствующих субъектов для повышения эффективности их деятельности и улучшения перспективы получения инвестиций. Необходимо создание действенного механизма обеспечения гарантий и страхования инвестиций, способствующего развитию страхового рынка в России. При этом наиболее привлекательные условия, вероятно, должны создаваться прежде всего для тех инвесторов, которые приносят с собой наиболее новые технологии и опыт управления.

Очевидно, следует предоставлять некоторые налоговые льготы (как на федеральном, так и региональном уровнях) потенциальным инвесторам, тем самым, стимулируя их к долгосрочному финансированию проектов развития производства. При этом размеры льгот должны быть сопоставимы с объемом упущенной выгоды (при варианте инвестирования других более прибыльных и "спокойных" проектов) и распространяться, прежде всего, на текущие, а не будущие налоговые платежи.

Целью институциональных реформ в инвестиционной сфере должно стать создание условий для развития конкурентной среды, максимально эффективной интеграции и кооперации в экономике. Только на этой основе можно добиться усиления согласованности и координации стратегий различных экономических субъектов. Для этого необходимо решить ряд разнообразных задач, к числу которых относится, во-первых, снижение инвестиционных, финансовых и хозяйственных рисков, повышение надежности кооперационных связей. Сегодня низкое качество последних приводит к завышению затрат предприятий реального сектора на производство и сбыт продукции, к ощутимым потерям от несвоевременности и неточности исполнения контрактных обязательств. В результате растут цены, снижается рентабельность. Высокие издержки в сфере обращения препятствуют расширению кооперации и развитию обрабатывающей (тем более наукоемкой) промышленности. На первый план выходит проблема выстраивания между предприятиями устойчивых технологических цепочек.

Другой задачей является рациональное с антимонопольной точки зрения поощрение процессов концентрации капитала на инвестиционном рынке. Нужны создание и концентрация крупных стратегических структур для формирования и быстрого освоения современных банковских, страховых, лизинговых и информационных технологий, значительно снижающих издержки предприятий реального сектора экономики. Параллельно важно проводить политику информационной открытости (не затрагивающей банковской и коммерческой тайны их клиентов), поощрения надежных банков и формирования применительно к ним системы рейтингов и "белых списков". Укрупнение банков и выделение круга особо надежных из них благотворно скажется и на системе регулирования денежного обращения, и на развитии конкурентоспособного реального сектора, и на российском инвестиционном климате в целом.

Рост инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата – это важнейшая стратегическая задача развития и ключевое условие модернизации национальной экономики. Благоприятный инвестиционный климат создается, прежде всего, снижением коммерческих рисков и определяемых ими уровней процентных ставок. Снижение этих ставок создаст условия для более рационального использования финансовых средств, соответственно повысит эффективность экономической деятельности.

Макроэкономическая поддержка хозяйствующих субъектов приобретает особую значимость в условиях высоких хозяйственных рисков. Главная причина высоких рисков в экономике - низкий уровень доверия как хозяйствующих субъектов к государству и власти, так и деловых людей друг к другу. Начавшийся экономический рост создает уверенность предпринимателей в будущем - важнейшую компоненту улучшения инвестиционного климата, но этого недостаточно. Государство может и обязано воздействовать на этот климат путем принятия на себя части рисков, а также посредством институциональных решений, повышающих степень доверия инвесторов. Нужно подчеркнуть, что формирование и поддержание в экономике системы доверия - это актуальнейшая задача. Условия этого ‑ судебная реформа, развитие гражданского законодательства, задействование дифференцированной и сбалансированной системы санкций по отношению к нарушителям договорной дисциплины, утверждение принципа неотвратимости наказания не только в уголовной сфере, но и в сфере хозяйственного поведения.


Страница обновлена: 17.04.2024 в 12:32:24