Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2000

Кушать подано - осталось потрудиться

Семенова Анна , корреспондент, "Российское предпринимательство", Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
Итальянская фирма “ТОРВЕЛЛ Инжиниринг Трейдинг Интернэшнл срл” является торгово-проектной фирмой, специализирующейся на разработке и продаже оборудования для пищевой перерабатывающей промышленности. Она работает более, чем с 50 фирмами-изготовителями пищевого оборудования компании “Полюса” – Модена-Парма, крупнейшего в Европе центра промышленности. Наш собственный корреспондент Анна Семенова встретилась с президентом фирмы “TORVEL s.r.l.” госпожой Марией Торриери.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Семенова А. Кушать подано - осталось потрудиться // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 3. – С. 36-41.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


р.п.: Как долго вы работаете на российском рынке?

М.Т.: По сравнению с другими мы здесь уже давно. Начинали работать еще с государственной системой внешней торговли Советского Союза. В то время были свои сложности. Но было одно очень большое преимущество ‑  когда (несмотря на большие и многообразные препятствия) дело доходило до контракта, то он выполнялся и выполнялся безоговорочно. Советский Союз был прекрасным плательщиком. Не нужно было ни аккредитивов, ни других гарантий оплаты, потому что механизм оплаты работал, как швейцарские часы, и поэтому советские контракты ценились очень высоко.

Я естественно не хотела бы возвращения к тем временам. В целом это была неэффективная система торговли. Поставщики оборудования работали через государственных посредников, которые не знали нужд пользователей. Это всегда плохо. У нас покупалось оборудование, а дальше, какова его судьба мы не знали и только через много месяцев, на стадии монтажа мы, наконец, с ними знакомились. При этом часто оказывалось, что фактические производители не всегда были полноценными пользователями нашего оборудования. Если бы мы заранее знали потребности конечного потребителя, то избегали бы многих ошибок. Поэтому, естественно, рыночная экономика это экономика, которая предоставляет много преимуществ, как для фирм-поставщиков оборудования, так и для фирм-пользователей.

р.п.: Как организована ваша работа с российскими фирмами в настоящее время?

М.Т.: Всегда нашу работу мы начинаем с того, что изучаем действительные потребности того партнера, с которым предполагаем работать С нашей точки зрения, в настоящее время самая главная проблема ‑ проблема нехватки денег. Банки не помогают хорошим производителям. Кредитный процент слишком высок, а производители не могут работать без банковских гарантий. Привычные ранее отношения сегодня не работают.

Нашим клиентам в настоящее время очень трудно. Пока между государством и предпринимательством не наладятся нормальные отношения невмешательства (в том числе через налоги) в России не будет конкурентоспособной продукции.

На удивление, у клиентов нет денег. Есть продукция, но вся прибыль уходит на налоги. Плюс слишком высокие банковские проценты, грозящие долговой ямой. Все это мешает тому, чтобы им начать дышать свободно и спокойно работать. Частные предприятия слабы, они не способны закупать оборудование, которое мы им предлагаем. Они ищут более дешевое оборудование, но его производительность недостаточна. Это неправильный путь.

р.п.: Расскажите о ваших предпринимательских проектах в России.

М.Т.: В советские времена мы поставляли кафе быстрого обслуживания, оборудовали булочные-кондитерские, были сделки, когда мы поставляли пельменные линии в обмен на сырье. Очень интересная была сделка с Арменией: томатная паста для Италии в обмен на кожсырье.

Потом было время пустых прилавков, никто и не думал что-либо инвестировать в заводы. Тогда мы поставляли продукты (растительное масло, макароны), были и оптовые поставки, например, отделочной плитки и сантехники для Мостпромстроя. Но при попытке развить розничную торговлю мы столкнулись с мафиозными структурами. Таких отношений мы иметь не собирались и ушли с рынка розничной торговли. Какое-то время поставляли товары ширпотреба, сейчас наша компания (я и еще два крупных инженера-пищевика) надеемся снова развернуть свою деятельность на рынке торговли оборудованием для пищевой промышленности (мясопереработка, хлебопродукты, производство кондитерских изделий и т.д.) .

р.п.: Почему вы надеетесь на успех?

М.Т.: Продукция итальянских производителей оборудования для пищевой промышленности, которую мы предлагаем, высокого качества. Эта отрасль очень сильна и достойна немецких конкурентов. В сфере пищевой переработки нет двух одинаковых производителей, надо не только поставлять линии, но и работать индивидуально. Скажем, оборудование по упаковке. Оно очень разнообразно. Так, мы производим автоматические машины по упаковке (например, упаковка чая в пакетики с производительностью 150 ударов в минуту).

р.п.: А пытались ли вы привлечь мощности российских предприятий?

М.Т.: Мы пытались на российских заводах наладить производство высококачественных компонентов такого оборудования. По нашим чертежам на конверсионных предприятиях заказывали изготовление шестерен, соединений для труб и т.д. Ребята очень хорошо делали свою работу, и итальянский импортер, которому потом эта продукция предназначалась, даже звонил мне и жаловался: “Зачем они каждую деталь заворачивают отдельно, у меня же целый контейнер этих деталей, я не могу их все разворачивать”.

Это было небольшое итальянское предприятие, но оно обслуживало весь европейский рынок. Я предложила ему создать здесь СП. Он были не против, но когда мы приехали на один из конверсионных заводов, с которым работали, и он увидел станки до самого горизонта, он сказал: “Нет, я не могу с ними работать, это будет выглядеть как слон и муха. У меня есть только один такой станок”.

р.п.: И как же решился этот вопрос?

М.Т.: Его завод, как и очень многие заводы в Италии, имеет специализированное производство. В чем особенность этих заводов? Они до 90 процентов комплектующих изделий покупают, и только одна фирма их монтирует. Сейчас тенденция ‑ унифицировать любой продукт. А с российским заводом накладные расходы были бы очень высоки. Продукты получались бы просто “золотые”. Позже я снова предлагала ему вернуться к российским ребятам, но он к тому моменту уже купил какой-то завод в Индии, где платит работникам по 25 центов за день. Очень жаль, ведь могло бы быть реальное предприятие.

р.п.: В чем преимущество мелких фирм и как это соотносится с малым бизнесом?

М.Т.: В Италии, чем меньше сотрудников, тем для предприятия лучше, Моя фирма тоже маленькая, но это не имеет никакого отношения к объемам продаж. Мы находимся в итальянской области Парма – это такая силиконовая долина пищевой промышленности. Известный экономический феномен. Когда десять предприятий работают с одним заказчиком: одно предприятие поставляет упаковочные линии, второе, например, транспортные, третье производит холодильное оборудование, четвертое это все монтирует и т.д. Работают мелкие и средние предприятия (по 10-15 человек) все вместе выполняя сложнейшие заказы.

Такие предприятия рождаются методом “почкования”. Хозяин фирмы видит, что один или несколько сотрудников хорошо работают в каком-то определенном секторе, и он может предложить им отделиться, создать свое предприятие. При этом он гарантирует им, что будет покупать 50 процентов их продукции. Это в порядке вещей. В некоторых итальянских областях такая система имеет особенно богатый опыт.

р.п.: А как же конкуренция?

М.Т.: Существуют целые полюса однородных предприятий. И конкуренты становятся коллегами. Никто никого не подводит, конкуренты могут делиться заказами друг с другом, если не справляются, обмениваться знаниями. Сегодня это сотни предприятий, которые на 50 процентов обеспечивают международный экспорт. И они продолжают разрастаться. В 1999 году Италия открыла 63 тысячи квот на эмигрантов. Не хватает рабочих. Если бы мелкие и средние фирмы могли бы так развиваться в России, то экономика поднялась бы. Хотя эта модель не панацея.

р.п.: Как итальянские предприниматели пришли к такой модели мелкого бизнеса?

М.Т.: Создалась реальная ниша для мелких и средних буржуа. Большинство предпринимателей первого поколения начинали с малого. Сначала свой гараж, потом ангар, потом фабрика.

В г. Парма, где находится и моя фирма, есть известная компания “Пармалат” (переводится как “Молоко Пармы”). 30 лет назад хозяин этого предприятия владел маленьким магазином. Потом они нашли “Тетрапак”. Сложнейшие разработки, технологии. В России они появились относительно давно. Когда они внедрялись на российский рынок, они разделили Москву на квадраты, и добились того, что во всех магазинах была их продукция. Развили спрос, их название стало синонимом качества, потом стаи открывать производства в России. У нас с ними было одно совместное предприятие. У них есть одна очень характерная черта – быстро решать вопросы. Или они тут работают, инвестируют, или сразу принимают решение и уходят с этого рынка.

р.п.: Какое у вас впечатление от экономической ситуации, которая складывается в России в настоящий момент?

М.Т.: Я чувствую снова большой сдвиг в экономике. Российские производители пищевой продукции опять поворачиваются лицом к российским производителям пищевого оборудования. Сегодня рубль настолько девольвирован, что для того, чтобы окупить импортную линию потребуется много лет. Конечно, большинство выпускаемого оборудования российскими производителями не отвечает итальянским стандартам, но уже появляются конкуренты и в России. Качество производства здесь, безусловно будет улучшаться. Но пока отставание должно преодолеваться за счет импортного оборудования.

р.п.: Правильно ли я вас понимаю, что вы не оставили мысль и дальше работать с российскими производителями оборудования?

М.Т.: Мы присматриваемся к производителю, ищем пути кооперации, комплектуем их какими-то отдельными узлами, передаем чертежи. Сейчас все ждут выборов, отсюда – уменьшение кредитных ставок. Необходима, конечно, и коренная реконструкция предприятий, все пытаются адаптироваться к новым условиям. Рынок не спит. После 17 августа рынок повернулся в российскому производителю. Российские продукты питания вне конкуренции на российском рынке. Поэтому слово за совершенствованием технологии их переработки и использованием самого совершенного оборудования.

р.п.: Большое спасибо, Мария, за интервью. Мы желаем Вам и вашей фирме больших успехов в работе на российском рынке.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241