Опыт реструктуризации торгово-сервисного предприятия в условиях неопределенности

Чичкина В.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (51), Март 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чичкина В.Д. Опыт реструктуризации торгово-сервисного предприятия в условиях неопределенности // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 3. – С. 68-70.

Аннотация:
Данное исследование было проведено по заказу одного из автосервисных предприятий, совмещающих в себе торговую и обслуживающую функции. К моменту начала проведения работ данное предприятие представляло собой типичный «советский» автосервис, со всеми его недостатками. К числу основных проблем, с которыми столкнулось новое руководство, можно отнести: отсутствие управленческой информации, позволяющей принимать взвешенные управленческие решения, низкое качество обслуживания, отсутствие какой бы то ни было стратегии развития. Положительным моментом было наличие прямых связей с руководством автозавода.

Ключевые слова: реструктуризация, стратегия развития предприятия, предприятия сферы автосервиса, сервисные предприятия, торговые предприятия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Данное исследование было проведено по заказу одного из автосервисных предприятий, совмещающих в себе торговую и обслуживающую функции. К моменту начала проведения работ данное предприятие представляло собой типичный «советский» автосервис, со всеми его недостатками. К числу основных проблем, с которыми столкнулось новое руководство, можно отнести: отсутствие управленческой информации, позволяющей принимать взвешенные управленческие решения, низкое качество обслуживания, отсутствие какой бы то ни было стратегии развития. Положительным моментом было наличие прямых связей с руководством автозавода.

Основной целью развития бизнеса любого торгово-сервисного Центра является увеличение притока клиентов и, как следствие, процента их повторного обращения именно в данный Центр, а в последствии ‑ налаживание долговременных контактов с клиентами. Принципиальным для достижения данной цели является обеспечение заинтересованности всех участников проекта в долгосрочном получении повышенных прибылей. Для этого необходимо:

‑ увеличить охват различных групп потенциальных клиентов с разными потребностями и покупательной способностью;

‑ провести дифференциацию клиентов на группы с предложением им соответствующего спектра услуг по наиболее приемлемым ценам.

Теоретически эти результаты могут быть достигнуты двумя путями: а) улучшением качества предоставляемых услуг; б) расширением спектра услуг.

В качестве базовых бизнес-идей, направленных на повышение качества обслуживания и расширение спектра услуг, для первоначального исследования были выделены следующие:

  • 1. В области улучшения организации обслуживания клиента:
  • ‑ сокращение времени обслуживания;

    ‑ расширение спектра услуг, предоставляемых клиенту (создание рекреационной зоны, введение должностной позиции «представителя по обслуживанию клиентов», и пр.);

    ‑ предоставление дополнительных услуг без повышения общей стоимости работ (бесплатная диагностика и пр.);

    ‑ предпродажная подготовка автомашин и их гарантийное обслуживание;

    ‑ организация регионального склада запчастей.

  • 2. В области расширения спектра сопутствующих услуг:
  • ‑ прокат, эвакуация, перегон и мойка автомашин;

    ‑ тюнинг;

    ‑ маркировка стекол с регистрацией в соответствующих системах поиска;

    ‑ установка автомагнитол, сигнализации, нейтрализаторов и пр.;

    ‑ установка газобалонного оборудования:

    ‑ улучшение торговой деятельности (открытие автосалона, магазина запчастей и аксессуаров, организация оптовой продажи запчастей и агрегатов, а также автосалона по продаже б/у автомобилей).

  • 3. В области предоставления финансовых услуг:
  • ‑ продажа в кредит и в рассрочку;

    ‑ внедрение лизинга (в т.ч. организация работы такси);

    ‑ страхование автомашин и пр. (работа со страховыми компаниями);

    ‑ организация работ по схеме «trade-in» (зачет старого автомобиля при покупке нового).

  • 4. Совместные проекты:
  • ‑ восстановление рекламационных и замененных деталей в Центре (с последующим пополнением ими склада);

    ‑ сертификация Центра как предприятия, проводящего гарантированно качественную подготовку автомобилей старше 5 лет для прохождения ежегодного техосмотра;

    ‑ автоматическая проверка на угон при проведении работ по обслуживанию автомобиля в Центре;

    ‑ реализация совместных проектов с фирмами, оказывающими дополнительные услуги (продажа шин и колесных дисков, автосигнализации и пр.);

    ‑ перспективные проекты со страховыми компаниями (оценка, оплата работ по калькуляции Центра);

    ‑ внедрение комплексных проектов, вовлекающих в работу сразу нескольких участников рынка (например, банк ‑ страховая компания ‑ автосалон).

    Системообразующая концепция.

    Любые варианты развития торгово-сервисного Центра с учетом всего множества аспектов деятельности должны рассматриваться только в рамках единой системообразующей концепции вне привязки к конкретным направлениям реализации проекта. Такая концепция должна формировать образ обслуживающей организации нового типа, обеспечивая долговременное конкурентное преимущество.

    В качестве системообразующей концепции наиболее целесообразным является полная ориентация Центра на максимальное удовлетворение потребностей каждого конкретного потребителя в отдельности. Индивидуальные клиенты требуют индивидуального подхода.

    Такой подход справедлив в условиях интенсификации и глобализации конкурентной борьбы на рынке производства и обслуживания автомобилей. Это требует смещения акцентов с массового обслуживания (с «однородными», «среднестатистическими» клиентами) на индивидуальную работу с потребителями, так как в последнее время на отечественном рынке произошел перелом, т.е. переход от «рынка производителя» к «рынку потребителя». Сегодня требуется уделять больше внимания не производству автомобилей, а повышению уровня сервиса (от продажи автомобиля до обслуживания в послегарантийный период) и внедрению новых методов обслуживания.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:09:04