Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»6 / 2004

Потребительская кооперация: состояние и перспективы ее развития в условиях рыночной экономики

Салихов Хафиз Миргазямович, профессор кафедры промышленной коммерции и маркетинга Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева, Россия

Хаметова Нурия Гумеровна, ст. преподаватель кафедры промышленной коммерции и маркетинга Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
До конца 80-х годов XX в. система потребительской кооперации (ПК) функционировала в условиях административно–командной экономики. В этот период происходит тотальное огосударствление кооперации, формализация кооперативного движения, ликвидация отдельных видов кооперативов. В начале 90-х годов начался новый этап развития потребительской кооперации, обусловленный ее вхождением в рыночные отношения. Но вопреки ожиданиям потребительская кооперация оказалась в сложных условиях, что объяснялось противоречиями в ее характере и общим состоянием российской экономики, переживавшей период качественного реформирования на рыночных принципах.
Цитировать публикацию:
Салихов Х.М., Хаметова Н.Г. Потребительская кооперация: состояние и перспективы ее развития в условиях рыночной экономики // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 6. – С. 91-95.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


До конца 80-х годов XX в. система потребительской кооперации (ПК) функционировала в условиях административно–командной экономики. В этот период происходит тотальное огосударствление кооперации, формализация кооперативного движения, ликвидация отдельных видов кооперативов. В начале 90-х годов начался новый этап развития потребительской кооперации, обусловленный ее вхождением в рыночные отношения. Но вопреки ожиданиям потребительская кооперация оказалась в сложных условиях, что объяснялось противоречиями в ее характере и общим состоянием российской экономики, переживавшей период качественного реформирования на рыночных принципах.

 

Решающим этапом практического реформирования экономики является создание цивилизованного рыночного хозяйства, ориентированного на социальные цели. Становление рыночных отношений, развитие предпринимательской деятельности наталкивается на социальные и экономические противоречия. Большинство рыночных структур коммерциализируется. Их основная цель - извлечение прибыли. В этих условиях потребительская кооперация остается некоммерческой структурой и ставит социальные задачи по защите интересов своих членов посредством нейтрализации или смягчения негативных тенденций в сфере обращения.

С одной стороны, потребительская кооперация призвана выполнять социальные задачи потребителя, с другой - должна соответствовать рыночным условиям и способствовать развитию предпринимательской деятельности на базе кооперативов. Для развития потребительской кооперации в условиях рынка, обеспечения выполнения ею социальных функций необходимо соблюдение основного требования рыночных отношений: они должны развиваться в правовой среде, которая регламентирует деятельность всех хозяйствующих субъектов.

Под реформой предприятий потребительской кооперации нами понимается изменение принципов действия коммерческих организаций в сторону их реструктуризации, улучшения управления предприятиями, повышения эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой и реализуемой продукции, производительности труда, снижения издержек, улучшения финансово-экономических результатов деятельности. Необходим также комплекс мер по государственной поддержке указанных изменений.

Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту в сфере потребительской кооперации является медленный процесс преобразований на уровне предприятий. К числу наиболее характерных для настоящего времени проблем, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночных отношениях, следует отнести:

1) неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:

‑ отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб средне- и долгосрочным;

‑ недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

‑ неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства;

‑ низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников;

2) низкий уровень ответственности руководителей перед предприятием и работниками за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Несмотря на законодательное закрепление ряда положений, позволяющих работникам (пайщикам) контролировать деятельность предприятия, реальный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между собственниками и управляющими еще не отлажен. Отсутствует механизм получения достоверной информации о финансово-экономическом положении предприятия для собственников, акционеров, пайщиков, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

Подчиненность системы бухгалтерского учета целям налогообложения деформирует реальную картину финансово-экономического состояния предприятия. Действующая система бухгалтерского учета приводит к исполнению соотношения расходов и доходов предприятия, а именно:

‑ обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции ниже себестоимости;

‑ лишению предприятия права самостоятельной классификации расходов на капитальные и текущие затраты, а также расходов будущих периодов.

Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятия и определение степени риска при принятии договорных обязательств.

Для устранения отмеченных негативных тенденций необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного структурного элемента системы потребительской кооперации. Это подразумевает изменение как среды функционирования предприятия, так и методики стимулирования внутренних преобразований на предприятиях потребительской кооперации.

Целью реформирования предприятий и всей системы потребительской кооперации является реструктуризация, способствующая улучшению управления на предприятиях, стимулированию их работы по повышению эффективности производства, конкурентоспособности продукции, развитию заготовительной деятельности и общепита. Сюда же следует отнести комплекс мер, которые позволяют добиться роста производительности труда, снижения издержек, улучшения финансово-экономических результатов.

В условиях экономического спада и кризиса неплатежей система потребительской кооперации не способна реформироваться самостоятельно без государственной поддержки.

Приоритетными задачами реформы предприятий и всей системы потребительской кооперации являются:

а) обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

б) защита прав акционеров;

в) четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале АО;

г) обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов, кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении предприятия;

д) создание эффективного механизма управления предприятием.

Для реализации поэтапного стимулирования государством перехода предприятий потребительской кооперации на рыночные принципы функционирования необходимо:

1. Определить требования (оценочные критерии), предъявляемые к реформируемому предприятию, включая:

‑ ведение реестра акционеров;

‑ наличие бизнес-планов на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

‑ отсутствие текущей задолженности по уплате налогов;

‑ снижение доли неденежных форм расчетов;

2. Разработать комплекс мер по стимулированию выполнения предприятиями предъявляемых требований

3. Создать предпосылки к реформированию предприятий путем значительного увеличения уставного капитала для обеспечения гарантий удовлетворения возможных требований кредиторов. Это подразумевает:

‑ повышение ответственности руководителей предприятия за сокрытие информации от участников (соучредителей), акционеров;

‑ организацию подготовки и переподготовки руководителей и специалистов предприятий.

4. Способствовать улучшению экономического положения предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции, стимулированию инвестиционной деятельности на основе мер, предусматривающих:

‑ изменение амортизационной политики в части обеспечения свободного выбора методов этой политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации;

‑ организацию переподготовки бухгалтеров и экономистов предприятий по специально разработанным программам обучения.

Переход к рыночной экономике требует серьезного финансового оздоровления всех звеньев и отраслей кооперативного хозяйства. В наибольшей мере это касается сельских потребительских обществ и основной сферы их деятельности – торговли. Неотъемлемой частью коммерческого расчета в потребительской кооперации является режим экономии, который заключается в рациональном расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Важной задачей для финансового оздоровления торговой деятельности сельских потребительских обществ является оптимизация объемов и состава издержек обращения.

Окончание следует


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241