Построение новых глобальных цепочек стоимости в рамках ЕАЭС после событий 24 февраля 2022 года и их влияние на развитие человеческого капитала

Арефьев П.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать:
Арефьев П.В. Построение новых глобальных цепочек стоимости в рамках ЕАЭС после событий 24 февраля 2022 года и их влияние на развитие человеческого капитала // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 11. – С. 4565-4580. – doi: 10.18334/ce.16.11.116540.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051455

Аннотация:
Глобальные цепочки рассматриваются многими авторами и раскрываются с учетом множества факторов, как зависящих от корпорации, так и не зависящих. Но глобальные цепочки в стоимости поставки того или иного вида товара могут быть изменены с учетом политической ситуации в мире. Данный вопрос наиболее остро проявился после событий 24 февраля 2022 года, когда мир был разделен на две противостоящие половины, выступающие за и против данных событий. Наиболее значимо события повлияли на развитие экономических отношений со странами ЕАЭС. Внешнеэкономические связи во всех сферах и направлениях взаимодействия стали под вопросом существования либо были прерваны, что повлекло за собой сбой в формировании глобальных цепочек стоимости товаров и услуг. События 24 февраля 2022 года повлекли за собой и изменения в человеческом капитале стран экономического союза В статье приводится анализ современных взглядов на формирование новых глобальных цепочек стоимости в рамках ЕАЭС после событий 24 февраля 2022 года и роль данных событий в изменениях человеческого капитала стран экономического союза. С учетом выявленных проблемных аспектов в статье приводятся возможности и перспективы развития внешнеэкономических отношений России со странами ЕАЭС.

Ключевые слова: глобальные цепочки стоимости, затраты, экономические взаимоотношения, санкции, человеческий капитал, запрет, увеличение

JEL-классификация: E24, J24, O15, F15

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Геополитическая ситуация в мире на сегодняшний день не отличается стабильностью и устойчивостью. Вопрос развития отношений между государствами относительно вопроса социального, политического и экономического развития и взаимодействия становится достаточно остро и требует детального изучения.

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что и без того нестабильная геополитическая ситуация в мире усугубилась после событий 24 февраля 2022 года. Обосновывая актуальность исследования и значимость геополитических изменений, рассмотрим экономические санкции веденные относительно России после событий 24 февраля 2022 года. Во-первых отключение от SWIFT российских банков: Сбербанк (крупнейший банк России), Московский кредитный банк (МКБ), Россельхозбанк, Банк «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Банк «Россия», Совкомбанк, Внешэкономбанк (ВЭБ), Банк ВТБ, что влечет сбой системы платежей между странами-партнерами; во-вторых, на ряд санкций стан Запада и в условиях поддержки ряда санкций отдельными странами ЕАЭС, Россия принимает решение запретить вывоз отдельных объектов технологического оборудования, что ставит страны в тупик при производстве отдельных товаров, которые в дальнейшем могли бы быть импортированы в различные страны мира. Страны ЕС закрывают воздушное пространство для авиарейсов из России, аналогичная санкция введения и со стороны России, все авиаперевозки, осуществляющие доставку в единой системе логистической поставки стали невозможны [19].

В условиях сложившейся ситуации учитывая географическую протяженность России и широкие экономические связи со странами мира, ограничение и "уединение" России играет негативную роль во всех странах и затрагивает все экономические и логистические цепочки.

В работе раскрываются как теоретические аспекты формирования глобальных цепочек стоимости товаров и услуг, с учетом взаимодействия стран в рамках ЕАЭС, так и практические аспекты реализации процесса формирования конечной стоимости.

Исходя из значимости и остроты вопроса было проведено исследование и оценка различных взглядов на произошедшие в феврале события и их роль в развитии поставок между Россией и странами ЕАЭС, с учетом такого фактора как человеческий капитал стран европейского союза.

Цель исследования – представить варианты формирования новых глобальных цепочек стоимости в рамках ЕАЭС с учетом сложившейся неоднозначной и сложной геополитической ситуации в мире.

Задачами исследования ставились следующие направления:

- раскрыть основные аспекты формирования глобальных цепочек стоимости до и после событий 24 февраля 2022 года;

- изучить основные направления развития экономических отношений России после известных событий в рамках ЕАЭС;

- оценить роль событий 24 февраля 2022 года на формирование человеческого капитала стран экономического союза как один из факторов, влияющих на глобальные цепочки стоимости.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования ставится процесс формирования глобальных цепочек стоимости в рамках ЕАЭС.

Предмет исследования – изменения в формировании глобальных цепочек стоимости в рамках ЕАЭС после политических событий 24 февраля 2022 года. Методы исследования: сопоставление, сравнение, анализ первоисточников, экономический анализ.

Результаты и обсуждение

С учетом событий 24 февраля 2022 года вопрос формирования конечной стоимости и новых глобальных цепочек поставок стал более значимым и актуальным по сравнению с предыдущими периодами.

Сегодня глобальные цепочки поставок могут быть важным показателем экономического измерения глобализации. Но в то же время важно понимать и тот факт, что глобальные цепочки поставок напрямую связаны с глобальными цепочками добавленной и конечной стоимости.

На рис. 1 дается примерное представление глобальной цепи стоимости Apple iPhone.

Рисунок 1. Глобальные цепочки добавленной стоимости [3]

Figure 1. Global value chains

Исходя из представленной схемы, стоимость товара, отправляемого из Китая ниже, чем стоимость, произведенная в других странах.

Отметим и тот факт, что США поставляет в Китай в большей степени отдельные компоненты, по стоимости превышающие добавленную стоимость Китая в процессе сборки готового продукта. Также, очевидно, что объем вкладов в конечную стоимость других стран выше, чем добавленная стоимость Китая. Этот факт можно объяснить сравнительно невысокой стоимостью рабочей силы, человеческий капитал в данной стране не ценится высоко. Но с учетом экономических моделей формирования конечной стоимости, добавленные стоимости и затраты всех стран, поставляющих компоненты для сборки готового продукта, будут учтены в конечной стоимости экспорта. Исходя из этого, конечная цена товара будет достаточно высока. Если оценивать уровень прибыли из представленной глобальной цепи поставки и уровня затрат, США извлекает прибыль с розничной наценки в 64%, а итоговая стоимость продукта на рынке потребителя в среднем 500 долларов США, при себестоимости 179 долларов США. [1]

Данный пример наглядно представляет формирование глобальной стоимости поставки. То есть, по сути, глобальная стоимость поставки представляет собой схему формирования конечной стоимости товара или услуги с учетом взаимодействия корпораций из разных стран.

Но не всегда вопрос формирования глобальных цепочек поставок решается однозначно. Важно оценивать сферу и направления деятельности корпорации или компании.

Должен быть единый процесс фрагментации производства между большим количеством стран. Глобальные цепочки создания стоимости связывают географически разнесенные стадии в единую комплексную цепочку. Именно она будет способствовать формированию единой природы изменений в торговой сети и производственном секторе, взаимозависимости экономик различных стран, повышению степени конкурентоспособности экспорта страны или отрасли, что в большей степени будет сформировано посредством экономического обоснования применения затрат и наличия конечных производителей и потребителей за рубежом.

В целом, вопрос формирования глобальных цепочек поставок и глобальных цепочек стоимости рассматривается не одно десятилетие, были выявлены как основные принципы данного процесса, так и проблемы. В общем виде выводы экономистов и политиков были заключены в том, что вопрос отслеживания итоговой цепочки поставок и глобальных цепочек стоимости достаточно сложен и многогранен, что зачастую вызывает сложности у корпораций. В связи с этим акценты в современной промышленной политике сдвигаются от традиционных отраслей (обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство или услуги) к политике наращивания производственных компетенций и распространению их на другие стоимостные цепочки [Кондратьев В. Б., 2018, с. 170‒177].

Но не только уровень развития страны-участника или корпорации-производителя будет играть роль в формировании глобальных цепочек стоимости.

Существенную роль оказывают мировые экономические и геополитические факторы, к примеру, новая инфекционная болезнь или события 24 февраля 2022 года.

События в мире, как отдельные факторы, практически оборвали существующие глобальные цепочки поставок в ЕАЭС, что потребовало комплексной перестройки экономики в мире.

Если рассмотреть напрямую взаимодействие между странами ЕАЭС (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация), то границы, по сути, не были закрыты, но тот факт, что большинство товаров в глобальной цепочке приходит из Китая, поставил под вопрос дальнейшее взаимодействие стран и корпораций. Китай является ключевым игроком в глобальных цепочках поставок и стоимости.

Исходя из всего выше представленного, можно сделать вывод, что в мировой экономике многие страны, и Россия как член ЕАЭС в их числе, зависит от экономики Китая. Именно Китай играет ведущую роль в глобальных цепочках стоимости и поставок.

Таким образом, можно отметить лидирующие позиции России в ЕАЭС и главного партнера России – Беларусь. Именно эти две страны в большей степени подверглись санкциям со стороны ЕС.

С учетом сложной ситуации в рамках политического и геополитического аспекта после событий 24 февраля 2022 года Россия стала страной, которая подвергается рекордному количеству санкций со стороны всех стан мира. Так или иначе, мировое сообщество пытается оказывать давление на Россию в вопросе военного противостояния в рамках специальной военной операции. Пытаясь оказать давление, страны ЕС выдвинули многочисленные ограничения и запреты, которые не просто нарушают экспортно-импортный товарооборот, но во многом и нарушают и даже разрушают глобальные цепочки поставок, в том числе и в странах ЕАЭС.

Но в тоже время страны ЕАЭС данного рода санкции не поддерживают, либо стремятся к минимизации негативного влияния данного рода ограничений. В частности Казахстан высказал решение придерживаться санкций по итогу событий 24 февраля 2022 года против России. Нарушение существующих партнерских отношений влечет за собой сбой комплексных поставок, которые касаются многих стран, том числе, стран азиатско-тихоокеанского региона.

И до событий 24 февраля экономическое положения и качество взаимодействия стран в ЕАЭС было не стабильным, а после данные отношения стали под вопросом существования в общем виде.

Начало спецоперации России на Украине и последующие беспрецедентно жесткие санкции Запада против Москвы еще больше подорвали экономическую логику взаимодействия ЕАЭС с третьими странами.

Во-первых, все ограничительные меры были направлены не исключительно на Россию, но и на Беларусь, что повышает своего рода токсичность евразийской юрисдикции

Во-вторых, экономическая война между Россией и недружественными странами, вероятно, положит конец всем усилиям ЕАЭС по налаживанию диалога с западными группами в ближайшие годы. В будущем такие попытки, скорее всего, не увенчаются успехом. Не так давно всерьез говорили о создании зоны свободной торговли с развитыми странами, такими как Южная Корея, но сейчас данного рода перспективы перестали существовать вовсе. Кроме того, санкции Сингапура против России как минимум сорвали планы по заключению соглашения о свободной торговле и инвестициях между Россией и Беларусью со странами ЕАЭС (такие соглашения заключаются отдельно для каждой страны-члена). [Королев А. 2022.].

С усилением режима санкций и частичной изоляцией России выбор внешних партнеров ЕАЭС будет все больше зависеть от политических действий европейских стран. Это оттолкнет всех российских партнеров, которые изначально ожидали в перспективе евразийской интеграции.

Таким образом, можно сделать вывод, что цепочки поставок и стоимости в рамках ЕАЭС прервались или нарушились частично в силу введенных санкций. которые были признаны или не признаны странами-партнерами. А относительно не признавших санкции стран были введены ограничительные меры за поддержку России.

В то же время нестабильность позиции правительства Казахстана формирует неоднозначное представление о возможности сотрудничества.

Несмотря на то, что Казахстан не принимал окончательных решений о поддержке антироссийских санкций и намерен расширять взаимодействие.

В июне 2022 года президент Казахстана заявил, что Казахстан будет следовать западным ограничительным мерам, чтобы не попасть под вторичные санкции. Однако страна «ни в коем случае не отказывается от своих союзнических обязательств» [Полякова В. 2022. №7].

Но в то же время стоит отметить и мнение заведующей кафедрой стратегического планирования и экономической политики МГУ Е. Ведута, по мнению которой новые санкции могут лишь незначительно отразиться на товарообороте ЕАЭС. При необходимости Россия сможет закупать необходимые товары у Китая, который осторожно комментирует ситуацию на Украине и не планирует вводить рестрикции против Москвы. Кроме того, возможно, Россия сможет перекупать товары у своих партнеров на постсоветском пространстве [Лежнева Л. 2022. №2].

В данном случае не только внешние санкции и ограничительные меры против стран ЕАЭС, но и непосредственная и явная напряженность между странами-участниками ЕАЭС и разногласия относительно событий 24 февраля 2022 года повлекли за собой нарушения и разрушения существующих глобальных цепочек поставок и глобальных цепочек стоимости товара.

Также встал вопрос о взаиморасчетах в рамках реализации цепочек поставок и стоимости. Если до февральских событий в основе лежал доллар США, то сейчас стоит выбор – в какой валюте производить расчет.

В данной ситуации, в условиях нестабильности и ограничительных мер вопрос развития экономических отношений и функционирования глобальных цепочек стоимости и поставок требует не просто пересмотра, а глобальной перестройки.

Сегодня экономика России, и без санкций крайне слабо задействована в глобальных производственных цепочках, но при существующей мировой структуре экспорта, на фоне различного рода ограничений существуют шансы встроиться в глобальные цепочки поставок.

Об этом факте заявляют непосредственно представители Всемирного банка. Именно такого рода интеграция дает возможность привлечения различного рода иностранных инвестиций и технологий, а также шанс повысить производительность и ускорить экономический рост. Вопрос интеграции в глобальные производственные цепочки определяется основополагающими критериями: обеспеченность страны ресурсами, объем рынка, география и качество институтов.

Если говорить о факторе наличия ресурсов, то в России данный критерий ставится как основной и предопределяет преимущества перед другими участниками глобальных цепочек. В частности первенство определяется в таких секторах как нефтегазовая промышленность, лесная отрасль, металлургия. Но в то же время, по мнению мировых экспертов, доля промышленного экспорта в России примерно втрое ниже, чем в среднем в мире, – 20,6% против 68,8%. Ресурсы предопределяют не только структуру российской внешней торговли, но и структуру инвестиционных потоков. [2]

В то же время изменения наблюдаются не только относительно ресурсов и цепочек поставок товара, но и относительно человеческого капитала стран европейского союза.

В частности, наблюдается движение человеческого капитала внутри ЕАЭС, из азиатских стран в Россию и Беларусь, что снижает стоимость товара в глобальной цепочке поставок и обеспечивает конкурентоспособность предприятий экономического союза.

Таким образом, можно оценить сложившуюся ситуацию как перспективу дальнейшего развития. Несмотря на напряженность отношений между странами-участниками экономического союза, несмотря на экономические санкции со стороны западных стран, все же существуют перспективы развития ЕАЭС в различных направлениях. Особенно внимательно стоит отнестись к перестройке глобальных цепочек стоимости и поставок. Данное направление стоит рассмотреть в контексте таких критериев как:

- наличие территориальной протяженности России как страны-участницы ЕАЭС;

- глобальная ресурсная база в странах ЕАЭС;

- человеческий капитал, который мобилизован в рамках санкционного периода со стороны Запада, что существенно может снизить стоимость товара в формировании глобальной цепочки стоимости;

- существующая интеграция отдельных стран-участников ЕАЭС, к примеру, Россия и Беларусь.

То есть февральские события 2022 года, повлекшие за собой глобальные санкции против России и повлиявшие практически на все страны ЕАЭС в то же время стали стимулирующим фактором смещения централизации глобальных цепочек стоимости и глобальных цепочек поставок товаров с Европейкой части в Азиатский регион.

С учетом взаимодействия России и других стран-участников ЕАЭС можно рассмотреть возможные и приоритетные направления перестройки глобальных цепочек стоимости и поставок.

Во-первых, стоит рассмотреть приоритетные направления взаимодействия России и Киргизии, что по фату позволит оградить председательствующую страну от негативного влияния Запада, утвердит позиции страны на мировой арене и даст возможность использовать весь потенциал, в том числе и человечески капитал. В то же время, стоит понимать, что Киргизия вместе с остальными участниками союза имеет широкий спектр условий для максимально эффективного встраивания экономики в цепочку логистических потоков. Особенно актуален данный вопрос в контексте соседства с масштабным и открытым рынком Китая и наличием логистических каналов, включающих маршрутные линии, разработанные еще во времена Советского Союза. Все это дает перспективы организации и развития торгово-логистических хабов, привлекая огромные грузопотоки. К примеру, Киргизия может взять на себя некоторую часть реэкспорта для России. Помимо грузопотоков, Киргизия и Россия могут создавать в Киргизии совместные российско-киргизские предприятия по производству востребованной на внешних рынках экспортной продукции и, выпуская их под киргизской маркой, обходить эмбарго, введенное в отношении российских экспортеров.

Во-вторых, не стоит упускать тот факт, что как только один производитель освобождает нишу, ее сразу же может занять и другой производитель или продавец. Ярким примеров можно отметить Узбекистан, который, в условиях антироссийских санкций в 2014 году, уже в 2021 году увеличил свой торговый оборот со странами ЕАЭС до уровня в 13 млрд долларов. Узбекистан будет рассматривать антироссийские санкции как перспективы развития в различных сферах.

Республика рассматривает в приоритете развитие туризма и разрабатывает турпрограммы для туристов из России, в условиях закрытых границ Европы. Узбекистан готов стать основным поставщиком и партнером в сфере сельского хозяйства, обувной и текстильной промышленности

В-третьих, существует перспектива налаживания глобальной цепочки поставок и глобальной цепочки стоимости с включением Китая в существующие цепочки. Важнейшей перспективой стоит рассмотреть китайскую инициативу «Один пояс – один путь». С учетом того факта, что еще в 2013 году лидер КНР Си Цзиньпин призывал формировать и развивать на пространстве Евразии абсолютно новые и ранее не используемые модели сотрудничества. В частности, стоит учесть ряд необходимых мер: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, либерализация торговли, свободное передвижение капитала и укрепление взаимопонимания между народами.

В-четвертых, при формировании новых глобальных цепочек стоимости стоит отказаться от привязки и пересчета стоимости в ЕВРО или в долларах США. В условиях санкций и ограничений после февральских событий 2022 года в странах ЕАЭС стоит рассмотреть возможность создания новой валюты или осуществлять операции в рублях, формировать пересчет национальных валют относительно рубля. Это позитивно скажется на экономиках стран евразийского объединения».

В-пятых, в рамках перестройки глобальных цепочек стоимости и поставок товаров необходимо рассмотреть направления промышленной кооперации между участниками ЕАЭС, поэтому правительства должны включить макроэкономические регуляторы, чтобы, используя имеющиеся у союза ресурсы и научный потенциал, оперативно отвечать на вызовы. В рамках данного направления правительствам стран необходимо провести круглый стол и определить приоритетные направления развития, плюсы и минусы кооперации и увидеть, что единение и сотрудничество в одном направлении позволит выстоять перед натиском западных стран. В противном случае, по отдельности и при наличии разногласий страны ЕАЭС могут стать объектом воздействия западных стран, а разрушение постсоветского пространства и экономических связей между странами ЕАЭС – одна из стратегических целей Запада.

В-шестых, необходимо в условиях напряженности отношений найти точки соприкосновения и пути выхода из сложившейся ситуации относительно Казахстана. Именно в Казахстане открываются существенные возможности перестройки глобальных цепочек стоимости и поставок, особенно, если Россия примет курс развития на Восток. В условиях благоприятного сотрудничества и взаимодействия между Казахстаном и Россией могут быть созданы логистические хабы, позволяющие сократить стоимость в глобальной цепочке стоимости и в глобальной цепочке поставок. Особенно значим данный аспект в условиях кооперации в сфере человеческого капитала стран. Взаимодействие Киргизии, Казахстана и России даст возможность построения абсолютно новой цепочки глобальной стоимости и в целом цепочки поставки товаров на мировой рынок с учетом взаимодействия КНР.

Но для эффективного развития отношений между странами в ЕАЭС требуется разработка и согласование между странами-участниками союза единой стратегии развития и дорожной карты в перспективе как минимум на пять лет. Именно данного рода документ позволит видеть перспективы, планы, риски, угрозы и возможности каждой страны союза. В свою очередь каждая из стран-участниц будет видеть свою роль в развитии союза и выгоду, поучаемую от данной кооперации. Стратегия позволит не просто сплотить страны союза но и разработать глобальные цепочки стоимости и глобальные цепочки поставок товаров на мировой рынок.

В-седьмых, учитывая, что санкции коснутся не только экономики, но и сферы информационных технологий, стоит рассмотреть вопрос создания собственных информационно-коммуникативных сетей. Именно сфера IT-технологий позволяет существенно снизить стоимость в глобальной цепочке стоимости товаров и услуг посредством сокращения времени на обработку данных и формирования необходимой документации. Инициативу необходимости создавать свою технологическую инфраструктуру, в частности по корневым серверам выдвинул Китай, а Россия и Индия ее поддержали. Казахстан включен в проект по умолчанию, Киргизия – автоматически, поскольку 99,9% трафика она получает через Россию [12].

Обобщая представленный материал в статье, можно отметить, что вопрос исследования санкций со стороны Запада относительно России затрагивает в комплексе все партнерские страны, в том числе и страны ЕАЭС. Санкции касаются абсолютно всех сфер и направлений, но в первую очередь разрывает создаваемые годами глобальные цепочки стоимости и в целом глобальные логистические цепочки.

В то же время не стоит рассматривать сложившиеся обстоятельства исключительно как негативные. Санкции после событий 24 февраля 2022 года могут быть перспективой построения абсолютно новых глобальных цепочек стоимости, особенно с учетом перспектив интеграции стран ЕАЭС и изменений в человеческом капитале стран союза.

Выводы

В рамках проведенного исследования был определен процесс формирования глобальных цепочек поставок и роль человеческого капитала в глобальной цепочке.

Выявлено, что события 24 февраля 2022 года оказали негативное влияение на структуру и направленность внешнеэкономических связей России после. В частности, страны ЕАЭС после внедрения санкций разделились на тех, кто готов выполнять распоряжения запада под угрозой введения санкций относительно "себя" и тех, кто готов и дальше сотрудничать с Россией, формировать абсолютно новые цепочки поставок. При этом, предполагаемые внедрению цепочки поставок и цепочки стоимости товаров и услуг способны будут привести к интеграции стран против западного влияния.

Взаимосвязь внешнеэкономических связей и человеческого капитала не осталось без влияния после геополичесского изменения в мире. В частности выявлено, что события февраля повлекли за собой движение человеческого капитала в силу нестабильности экономики зарубежных стран. Так, было определено, что в России наблюдается приток рабочей силы и научных кадров, которые возвращаются из Европы, а также происходит замещение иностранных специалистов, занятых в западных компаниях специалистами из стран ЕАЭС в силу развития импортозамещающих отраслей.

В ходе проведенного исследования выявлены проблемные вопросы относительно объекта исследования, в частности:

-нарушены или полностью перекрыты логистические цепочки поставок;

- введенные санкции повлекли перестройку внутреннего производственного процесса;

- нарушение производственного процесса и логистических путей повлекли движение человеческого капитала.

Но не смотря на высокий риск и масштабные угрозы экономике России, предлагается пересмотреть вопрос формирования логистических путей поставок в частности:

- рассмотреть приоритетные направления взаимодействия России и Киргизии;

- заполнение освободившихся ниш отечественными производителями;

- включение Китая в существующие цепочки, стоит рассмотреть китайскую инициативу «Один пояс – один путь»;

- отказаться от привязки и пересчета стоимости в ЕВРО или в долларах США;

- рассмотреть направления промышленной кооперации между участниками ЕАЭС;

- найти точки соприкосновения и пути выхода из сложившейся ситуации относительно Казахстана;

- рассмотреть вопрос создания собственных информационно-коммуникативных сетей.

[1] Глобальные цепочки стоимости: что это такое? / Электронный ресурс, режим доступа: https://globalcentre.hse.ru/news/152187308.html (дата обращения 25.08.2022)

[2] Глобальные производственные цепочки: место для России / Электронный ресурс, режим доступа: https://econs.online/articles/ekonomika/globalnye-proizvodstvennye-tsepochki-mesto-dlya-ro/ (дата обращения 25.08.2022)


Источники:

1. Варнавский В. ЕС и Россия в глобальных цепочках создания стоимости // Сфера экономики. – 2019. – № 1. – c. 92‒103.
2. Глобальные производственные цепочки: место для России. [Электронный ресурс]. URL: https://econs.online/articles/ekonomika/globalnye-proizvodstvennye-tsepochki-mesto-dlya-ro/ (дата обращения: 25.08.2022).
3. Глобальные цепочки стоимости: что это такое?. [Электронный ресурс]. URL: https://globalcentre.hse.ru/news/152187308.html (дата обращения: 25.08.2022).
4. Дробот Е.В., Вартанова М.Л. Экономическая безопасность: концептуальные основы и оценка обеспечения безопасности личности в странах Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2019. – № 4.
5. Клочко О.А. Модели глобальных цепочек создания стоимости в нефтеперерабатывающей промышленности // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – № 1. – c. 99-109.
6. Кондратьев В. Б. Глобальные цепочки стоимости // Журнал новой экономической ассоциации. – 2018. – № 3. – c. 170-177.
7. Кондратьев В. Глобальные цепочки добавленной стоимости в современной экономике. [Электронный ресурс]. URL: https://www.perspektivy.info/print.php?ID=269044 (дата обращения: 25.08.2022).
8. Королев А. Союз под напряжением: как санкции против России влияют на ЕАЭС // FORBES. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/mneniya/462891-souz-pod-naprazeniem-kak-sankcii-protiv-rossii-vliaut-na-eaes (дата обращения: 25.08.2022).
9. Лежнева Л. Совет стран: как в ЕАЭС решили вместе ответить на санкции против РФ. Известия. 2022. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1296683/liubov-lezhneva/sovet-stran-kak-v-eaes-reshili-vmeste-otvetit-na-sanktcii-protiv-rf (дата обращения: 25.08.2022).
10. Дудин М.Н., Усманов Д.И. Неравенство в цифровизации экономик стран участниц ЕАЭС как препятствие для формирования Большого Евразийского Партнерства // Экономические отношения. – 2022. – № 3.
11. Оставаясь в ЕАЭС главной, Россия не может рассчитывать на безусловную поддержку партнеров. Независимая газета. 2022. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/editorial/2022-03-15/2_8391_editorial.html (дата обращения: 25.08.2022).
12. Полякова В. Кремль оценил инициативу Минфина Казахстана ввести санкции против России. Рбк. 2022. №7. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/06/07/2022/62c54dca9a7947c818ec9b81 (дата обращения: 25.08.2022).
13. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Россия в глобальной цепочке создания стоимости: эффективность и угрозы экономической безопасности в контексте COVID-19 // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3.
14. Хмелева Г.А., Неделька Э. Современные глобальные вызовы и риски для трансграничного сотрудничества регионов // Экономические отношения. – 2022. – № 3.
15. Технологические инновации, торговля в цепочках поставок и работники в глобализованном мире. [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/materials/doklad-o-razvitii-globalnykh-tsepochek-sozdaniya-stoimosti-2019-tekhnologicheskie-innovatsii-torgovl/ (дата обращения: 25.08.2022).
16. Рослякова Н.А. Условия участия российских регионов в глобальных цепочках добавленной стоимости // Экономика Центральной Азии. – 2020. – № 3.
17. Флегонтова Т. Трансформация глобальных цепочек добавленной стоимости в условиях пандемии COVID-19. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iep.ru/upload/iblock/6d0/07_109_3_Ponomareva.pdf (дата обращения: 25.08.2022).
18. Хольгер Г. Глобальные цепочки создания стоимости: реконфигурация или распад?. Международный дискуссионный клуб. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/globalnye-tsepochki-sozdaniya-stoimosti/ (дата обращения: 25.08.2022).
19. Санкции против России и российские контрсанкции. [Электронный ресурс]. URL: https://russland.ahk.de/ru/obzor/obzor-sankcii (дата обращения: 25.08.2022).

Страница обновлена: 08.04.2024 в 21:01:22