Влияние COVID-19 на сферу социального предпринимательства: зарубежный опыт

Календжян С.О.1, Кадол Н.Ф.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Высшая школа корпоративного управления, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 4 (Апрель 2022)

Цитировать:
Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Влияние COVID-19 на сферу социального предпринимательства: зарубежный опыт // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 4. – С. 1289-1302. – doi: 10.18334/ce.16.4.114473.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48447156

Аннотация:
Распространение пандемия COVID-19 не только нанесло разрушительный удар по мировой экономике, но и обострило имеющиеся социально-экономические проблемы. Ввиду этого статья посвящена вопросам развития социального предпринимательства в период пандемии COVID-19. Рассматривается опыт социального предпринимательства в преодолении последствий, вызванных распространением COVID-19, который показал, что организации данного сектора активно участвуют в смягчении и преодолении последствий, вызванных пандемией. Успешные проекты в сфере социального предпринимательства, возникшие во время кризиса, вызванного COVID-19, подтверждают способность организаций данной сферы деятельности внедрять успешные альтернативные бизнес-модели, а также культивировать общее благо, социальные инновации и коллаборацию. Социальное предпринимательство не только оказывает поддержку органам власти, но и выступает в качестве надежного партнера, обеспечивающего более эффективное распределение ресурсов при предоставлении некоторых социально-значимых товаров и услуг, остро необходимых для решения насущных проблем. В статье отмечено, что организации социального предпринимательства так же как и другие сектора экономики испытывают определенное негативное воздействие кризиса, вызванного распространением COVID-19, которое варьируется в зависимости от ряда факторов, например, сферы деятельности, размера, режима работы и финансовой структуры организации. Кроме того, в статье особое внимание уделено вопросам оказания поддержки сектору социального предпринимательства как со стороны органов государственной власти, так и общественных институтов. Выделены основные направления его поддержки к которым можно отнести оказание информационной поддержки, а также финансовой помощи посредством предоставления грантов и доступных кредитов

Ключевые слова: социальное предпринимательство, пандемия, COVID -19, кризис, социальные проблемы, поддержка

JEL-классификация: L31, L26, M21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

На протяжении последних десятилетий социальное предпринимательство активно работало над устранением сбоев рыночного механизма и построением более устойчивых моделей функционирования и создания инклюзивной экономики.

Пандемия Ковид-19 показала хрупкость всей мировой системы. Распространение коронавируса привело к объявлению во многих странах чрезвычайного положения, а также к введению беспрецедентных ограничений не только на мобильность, но и по целому ряду видов экономической деятельности. Рост количества заболеваний и увеличение числа смертей создало беспрецедентную нагрузку на систему здравоохранения. Пандемия нарушила глобальные производственно-сбытовые цепочки в системе международной торговли. С закрытием национальных границ значительно ограничилось передвижение людей и туристических потоков. Пандемия Ковид-19 привела к кризису не только системы здравоохранения, но и повлекла за собой самый серьезный экономический кризис, последствия которого неравномерно ощущаются в разных странах, сообществах и экономиках [11,12].

В этих условиях социальные предприниматели одни из первых стали оказывать помощь в предотвращении негативных последствий влияния кризиса, вызванного распространением Кодвид-19. Как отмечалось такими авторами, как А. Amin, С. Borzaga, J. Defourny, социальное предпринимательство работает во многих областях, предоставляет различным социальным группам возможности для социальной активности и экономической интеграции, обеспечивая новые решения целого ряда социальных проблем, которые не удалось решить государственному и частному сектору [3, 5]. Организации социального предпринимательства смогли быстро мобилизовать местные заинтересованные инициативы для совместной разработки локальных и социально инновационных решений социальных проблем, вызванных Ковид-19 [1]. Многим социальным предприятиям удалось адаптироваться к новым обстоятельствам, изменив часть своей бизнес-модели и перейдя в онлайн режим работы, задействовав сотрудников и добровольцев.

Азия одна из первых столкнулась с появлением коронавируса, где социальное предпринимательство стало ключевым партнером в усилиях по оказанию помощи в преодолении влияния последствий распространения Ковид-19. Прежде всего в данный период времени социальное предпринимательство было задействовано в предоставлении медицинских, продовольственных, образовательных и информационных услуг, в особенности, для социально уязвимых групп населения, а также лиц, входящих в группу риска [4]. Например, социальное предприятие SEPAK, которое представляет собой онлайн-платформу, на которой производители изделий художественного промысла продают свою продукцию, в период Ковид-19 начали производить маски ручной работы. Когда покупатель покупает десять масок, SEPAK отдает одну в местную благотворительную организацию. Другое социальное предприятие Bundle помогает с доставкой средств индивидуальной защиты или других предметов первой необходимости.

Значительная часть социальных предприятий старались решать возникшие транспортные проблемы. Например, организация социального предпринимательства из Филиппин Life Cycles активно взаимодействовала с больницами, продуктовыми магазинами, аптеками, чтобы помочь сотрудникам добраться до работы на велосипеде. В Сингапуре социальные предприятия поощряли жителей присылать электронные карты водителям такси и домашним работникам [4].

Учитывая напряженность в медико-социальных учреждениях в результате эпидемии COVID-19 многие социальные предприятия оказывают активную помощь системе здравоохранения. Например, в Австралии был запущен стартап социального предприятия в области телемедицины Umbo. Его деятельность была направлена на разработку и предоставление образовательных курсов для врачей, направленных на освоение навыков удалённой работы. Компания «SOS Medecins» во Франции обеспечивала проведение медицинских осмотров и посещения врачей на дому для тех, кто нуждался в помощи, тем самым сокращая количество ненужных посещений больниц [14]. Например, в Великобритании в сфере социального обеспечения и здравоохранении наблюдался резкий рост спроса на услуги, предоставляемые социальными предприятиями. Так, более 30% всех услуг по уходу за больными и других услуг, оказываемых национальными службами здравоохранения, в период пандемии стали предоставляться социальными предприятиями [16].

Часть организаций социального предпринимательства скорректировали свою работу с учетом изменений, вызванных распространением Ковид-19. Например, социальное предприятие «La Cantine pour tous» в Канаде, деятельность которого ранее была направлена на обеспечение здорового питания для детей в школах, в период пандемии совместно с партнерами стали предоставлять питание наиболее социально-уязвимым категориям граждан, в частности, одиноким пожилым людям, находящимся на самоизоляции. В Италии компания «Progetto Quid» перепрофилировало одно из своих направлений производства одежды. Они стали производить маски для лица многоразового использования, задействовав для их производства уязвимых женщин, тем самым предоставляя им возможность для получения дохода.

Социальное предприятие «Cycle Connect» в Уганде с целью поддержки сельских домохозяйств и сохранения продовольственной безопасности разработали программу предоставления ссуд для приобретения семян. Кроме того, данная организация в связи с процессом социального дистанцирования и в период остановки работы общественного транспорта обеспечила часть медицинских работников велосипедами [18].

Социальное предприятие «PichaEats» в Малайзии, занимающаяся проблемами адаптации и социализации мигрантов и беженцев (им предоставляется возможность овладения навыками профессиональных поваров, с последующим трудоустройством) также скорректировала свою модель работы с учетом введения самоизоляции. В коллаборации с инвесторами, другими социальными предприятиями запустили программу, которая позволяет беженцам готовить из дома и доставлять еду людям, потерявшим работу [18].

Успешные проекты в сфере социального предпринимательства, возникшие во время кризиса, вызванного Ковид-19, подтверждают способность организаций данной сферы деятельности внедрять успешные альтернативные бизнес-модели, а также культивировать общее благо, социальные инновации и коллаборацию.

Однако, несмотря на успешные модели работы социального предпринимательства в период пандемии следует отметить, что организации данного сектора также пострадали от последствий распространения Ковид-19 и переживают заметный спад активности. В частности, ряд организаций социального предпринимательства сталкиваются с проблемой обеспечения ликвидностью. Как показывают различные исследования, организаций социального предпринимательства отмечают, что их положение может ухудшиться без дальнейшей поддержки со стороны правительства.

Например, опрос организаций социального предпринимательства в Республике Корея показал, что организации данного сектора ожидают ухудшение своего положений. В частности, 85,1% респондентов указали, что они ожидают проблемы связанные со снижением денежных потоков и ликвидности, 83,7% ожидают падение продаж. Кроме того 49,5% респондентов предполагают в дальнейшем проблемы, связанные с управлением персонала [11].

По данным исследования, проведенного во Франции Ассоциацией предприятий по интеграции труда, было отмечено, что экономическая деятельность почти все предприятия данного направления была затронута кризисом, вызванным КОВИД-19. Кроме того прогнозируется, что социальные предприятия трудовой интеграции потеряют порядка 27% своих прогнозируемых доходов на 2020 год [6]. Также было выявлено, что за март и апрель 2020 года в регионе Новой Аквитании во Франции около 75% общественных организаций сократили свою деятельность. Кроме того 45% организаций констатируют сокращение своего оборота не менее, чем на 50%. Также 70% общественных организаций данного региона отметили, что кризис, вызванный распространением Ковид-19 ставит под угрозу их устойчивость и жизнеспособность [8].

В Бельгии по данный Европейской ассоциации предоставления услуг для людей с ограниченными возможностями EASPD было отмечено, что пандемия Ковид-19 также существенно повлияла на деятельность социальных предприятий трудовой интеграции. В данном секторе наблюдается сокращение трудовой активности. Так, по данным Ассоциации, на 85% рабочих мест трудовая активность сократилась до 40%, а 21% рабочих мест и вовсе не работают. Кроме того наблюдается и сокращение доходов, что ставит под сомнение финансовую устойчивость этих предприятий [9]. По данным исследования, проведенного в Великобритании, порядка 59 % респондентов среди социальных предприятий отметили, что ожидают снижение спроса на их продукцию в связи с Ковид-19. При этом 36% социальных предприятий, задействованных в сфере социального обеспечения и здравоохранении ожидают роста спроса на их услуги [16].

Кроме того, следует отметить, что экономическое воздействие кризиса, вызванного Ковид-19 на социальное предпринимательство варьируется в зависимости от ряда факторов: сферы деятельности, размера, режима работы и финансовой структуры организации.

Например, в Великобритании наиболее высокий уровень воздействия последствий, вызванных Ковид-19 испытывают социальные предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере туризма, искусства, досуга. Наименьшему воздействию подвержены социальные предприятия, функционирующие в сфере социального обеспечения и здравоохранения, где наблюдался рост спроса ни их услуги [16]. Кроме того, следует отметить, что те социальные предприятия, где основополагающую долю в структуре доходов занимало государственное финансирование не располагали денежными резервами. Это связано прежде всего с тем, что государственное финансирование социального предпринимательства предназначено для реализации определенных целей деятельности и должно быть использовано в полном объеме. Социальные предприятия, имеющие диверсифицированные источники доходов, как правило, располагали собственными финансовыми резервами.

Таким образом, социальное предпринимательство так же как и другие сектора экономики испытывают определенные трудности и негативное воздействие кризиса, вызванные пандемией Ковид-19. Принимая во внимание его вклад и помощь в предотвращении и преодолении последствий, связанных с распространением пандемии осуществляется активная поддержка социального предпринимательства как на государственно, так и негосударственном уровнях.

Так для поддержки социального предпринимательства на Всемирном экономическом форуме в Давосе было инициировано создание Альянса социального предпринимательства по борьбе с Ковид-19, объединивший 60 ведущих организаций, которые оказывают содействие развитию данному направлению деятельности, например, такие фонды, как Schwab, Ashoka, Skoll, Catalyst 2030, Дюкский университет и др.

Основной целью создания данного Альянса является мобилизация ресурсов для оказания поддержки сектору социального предпринимательства, деятельность которого направлена на защиту наиболее социально уязвимых групп населения в условиях кризиса и преодоление последствий, вызванных Ковид-19. Кроме того одной из целей Альянса является повышение осведомленности о жизненно важной роли, которую эти предприниматели играют в преодолении данного кризиса. На различных уровнях члены Альянса поддерживают более 50 000 социальных предпринимателей по всему миру, которые, в свою очередь, прямо или косвенно влияют на социально-экономическое развитие общества, обеспечивая доступ к занятости, еде, доступной энергии и другим важнейшим услугам [7].

Альянсом социального предпринимательства по борьбе с Ковид-19 была разработана собственная программ действий в отношении Ковид-19, которая призывает коллег поддержать социальных предпринимателей. В рамках данной программы было определено пять принципов реагирования на Ковид-19. А именно следует «сделать так, чтобы голоса социальных предпринимателей и их сообществ были услышаны; быть готовым отреагировать, восстанавливаться и перезагружаться, воспользовавшись возможностью сформировать новое будущее; сотрудничать между секторами, осознавая сложность и масштаб кризиса; не ограничиваться работой только в сфере здравоохранения, а учитывать, что Ковид-19 затрагивает все сферы жизнедеятельности людей; необходимо поддержать готовые к работе решения, которые социальные предприятия уже сегодня могут предложить».

Одним из членов Альянса Центром содействия развитию социального предпринимательства Школы бизнеса им. Фукуа Дюкского университета была создана база данных для социальных предпринимателей, которые ощущают последствия влияния Ковид-19 [2]. Данная база данных предоставляет возможность социальным предпринимателям найти источник финансирования, где уже было собрано более 550 млн долларов [10].

Например, на территории Азии следует отметить деятельность инициативы AVPN, которая работает в векторе предоставления социальных инвестиций. Для поддержки социального предпринимательства в период пандемии AVPN была создана база данных, ориентированная на краудфандинговые инициативы в Азии, которые оказывают поддержку данному сектору деятельности [4]. Также AVPN располагает финансовым, человеческим и интеллектуальным капиталом, которые поступают от социальных инвесторов (фондов, инвестиционных фондов, банковских учреждений и т.д.) и в последующем инвестируются в социальные предприятия.

Также отметим работу информационной платформы NextBillion, созданная при Институте Уильяма Дэвидсона (WDI) Мичиганского университета, которая объединила бизнес-лидеров, социальных предпринимателей, руководителей некоммерческих организаций, политических деятелей, ученых. Для поддержания социального предпринимательства в период пандемии была создана информационная ресурсная база. Благодаря работе данной ресурсной базы социальные предприниматели имеют возможность получить информацию об источниках финансирования, ознакомиться со стратегиями адаптации к кризису, проводимыми онлайн-мероприятиями. Кроме того она содержит аналитические материалы и новости о том, как бизнес и сектор организации реагируют на данный кризис. Также следует отметить, что работа NextBillion содействует повышению осведомленности о деятельности социального предпринимательства и предоставляет платформу для обмена идеями [17].

На государственном уровне правительства стран активно вводят в действие меры поддержки для различных субъектов хозяйствования, в том числе и социального предпринимательства. Следует отметить, что первоначальные принимаемые меры органов государственной власти были сосредоточены на поддержании текущей деятельности субъектов социального предпринимательства, а также на развитии коллаборации, которая имеет решающее значение для преодоления последствий, вызванных Ковид-19. Первоначальные меры поддержки текущей деятельности социального предпринимательства были направлены на оказание финансовой помощи в покрытии их постоянных расходов посредством предоставления грантов и доступных кредитов. Так, например, в одном из итальянских регионов местными органами власти был создан фонд с предельным размером 350 000 евро для поддержания деятельности социальных кооперативов. Во Франции на субнациональном уровне для обеспечения упрощенного доступа к кредитам были созданы различные фонды, которые предоставляют краткосрочные и среднесрочные займы с отсрочкой их погашения для поддержки социальной экономики, субъектом которой являются социальное предпринимательство.

Правительствами стран для поддержания текущей работы субъектов социального предпринимательства были разработаны соответствующие меры в сфере налогообложения. Так во многих странах организациям социального предпринимательства была предоставлена отсрочка уплаты местных налогов, НДС, подоходного налога, а также взносов на социальное обеспечение. Данные преференции, как правило, предоставляются от трех до шести месяцев. Кроме того имеются отсрочки в отношении сроков представления административных документов, например представления налоговых деклараций [14].

Первоначальные меры поддержки социального предпринимательства в осуществлении их текущей деятельности со стороны местных органов власти были связаны с предоставлением информации об имеющихся общих программах поддержки развития предпринимательства, а также руководств по преодолению последствий, вызванных Ковид-19. Например, в Корее были разработаны брошюры по вопросам здравоохранения, касающихся Ковид-19, для работников социальных предприятий, а также содержащие информацию о имеющихся программах экономической поддержки субъектов хозяйствования, включая социальные предприятия, помогающие покрывать их текущие расходы.

Так же на первоначальном этапе правительствами многих стран активно поддерживалась разработка механизма поощрения коллаборации социального предпринимательства с другими заинтересованными сторонами, деятельность которых была направлена на преодоление последствий, вызванных Ковид-19. В частности, правительством таких стран как Испания, Германия, Бельгия, Франция, Канада и Словения бала оказана поддержка участникам социальной экономики в их процессе цифровизации, разработке онлайн-платформы для координации добровольческой деятельности, в создании хакатонов, как способа решения проблем, вызванных кризисом Ковид-19. Федеральным правительством Германии в коллаборации с общественно-экономическими организациями в марте 2020 года был проведет хакатон «#WirVsVirus», направленный на разработку проектов решения проблем, вызванных Ковид-19 [14]. В Бельгии цифровая платформа «#OurCityHelps» активно сотрудничает с муниципальными органами власти. Она используется в качестве онлайн-платформы для идентификации волонтерской помощи по всей стране, а также в качестве платформы для обращения за помощью [14]. В Испании краудфандинговая платформа «La Bolsa Social» в партнерстве с другими инвесторами использовала свою онлайн-платформу для создания коллективного и партисипативного инвестиционного механизма для поддержки стартапов, работающих над решением проблем, вызванных кризисом Ковид-19 [14].

Для поддержания социальной экономики в целом и социального предпринимательства в частности Департаментом социальной экономики при Европейской комиссии была создана онлайн страница на которой отображен механизм коллаборации организации социальной экономики в борьбе с коронавирусом, который включает технологические решения, услуги для пожилых людей, волонтерские запросы, услуги доставки еды и онлайн-курсы и т.п.

Для дальнейшего оказания помощи социальному предпринимательству Европейская комиссия в 2021 году предоставит «Европейский план действий в интересах социальной экономики», реализация которого предполагает, что социальные предприятия будут включены во все аспекты европейского плана восстановления от последствий Ковид-19 [15].

Рассмотрев зарубежный опыт работы социального предпринимательства во время распространения пандемии Ковид-19 можно сделать вывод, что данный сектор деятельности быстро и эффективно отреагировал на решение проблем, возникших в результате пандемии. Подобные тенденции характерны и для Российской Федерации, где развитие социального предпринимательства имеет большой потенциал. Российский опыт свидетельствует, что социальное предпринимательство на ряду с другими организациями и бизнес-инициативами участвует в решении социальных проблем в условиях распространения Ковид-19. Актуальными направлениями его работы как в зарубежных странах, так и на территории Российской Федерации в этот непростой период стали обеспечение нуждающихся категорий граждан товарами первой необходимости, продуктами питания, средствами индивидуальной защиты, предоставление информационной поддержки, оказание образовательных услуг в онлайн режиме, поддержка учреждений сферы здравоохранения и их работников [1].

Заключение

Социальное предпринимательство смогло быстро адаптироваться к новым реалиям в условиях пандемии и полностью переосмыслив свою деятельность. Организации данного сектора трансформировали свои бизнес-модели, переориентировались на новых клиентов и сегменты, внесли изменения в продуктовый портфель, обратились к альтернативным источникам финансирования и начали сотрудничать с новыми организациями. Однако несмотря на это сектор социального предпринимательства так же как и другие сектора экономики испытывают определенные трудности и негативное воздействие кризиса, вызванные пандемией Ковид-19, переживают спад своей активности. В период пандемии организации данного сектора сталкиваются с проблемой обеспечения ликвидностью, падением доходов, управлением персоналом. Учитывая важную роль социального предпринимательства в решении социально-экономических проблем правительствами стран и различными институциональными инициативами осуществляется его активная поддержка. Первоначальные меры поддержки социального предпринимательства были направлены на обеспечение и поддержание его текущей деятельности. Прежде всего к ним можно отнести оказание информационной поддержки, а также финансовой помощи посредством предоставления грантов и доступных кредитов. В дальнейшем органными власти, а также различными институциональными инициативами разрабатываются программы помощи по восстановлению и смягчению последствий, вызванных пандемией Ковид-19.


Источники:

1. Кадол Н.Ф., Календжян С.О. Развитие социального предпринимательства и социальных инициатив в условиях пандемии COVID-19 // Креативная экономика. – 2021. – № 3. – c. 929–942. – doi: 10.18334/ce.15.3.111757.
2. Кадол Н.Ф., Календжян С.О. Бизнес-образование как направление поддержки социального предпринимательства в период COVID-19 // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 189–200.
3. Amin A. Extraordinarily ordinary: working in the social economy // Social Enterprise Journal. – 2009. – № 5 (1). – p. 30–49.
4. Avpn. [Электронный ресурс]. URL: https://avpn.asia/coc/#coc-about (дата обращения: 24.03.2022).
5. Borzaga C., Defourny J. The Emergence of Social Enterprise. - London: Routledge, 2001.
6. COVID Response Alliance for Social Entrepreneurs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/covid-alliance-for-social-entrepreneurs (дата обращения: 23.03.2022).
7. Duforestel, P. Défis et stratégies de soutien à l’ESS en période de crise du COVID-19. Région Nouvelle-Aquitaine //. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cress-na.org (дата обращения: 23.03.2022).
8. European Association of Service Providers with Persons with Disabilities. COVID-19: how social enterprises are fighting back //. [Электронный ресурс]. URL: https://www.easpd.eu/en/content/covid-19-how-social-enterprises-are-fighting-back (дата обращения: 23.03.2022).
9. Chamba J. Etude de l’impact du Covid-19 sur les entreprises d’insertion et perspectives de relance du secteur. Ernst & Young Advisory. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ey.com/fr_fr/economie-sociale-et-solidaire (дата обращения: 23.03.2022).
10. Helping Entrepreneurs During COVID-19. [Электронный ресурс]. URL: https://centers.fuqua.duke.edu/case/2020/03/26/helping-entrepreneurs-during-covid-19 (дата обращения: 23.03.2022).
11. ILO: As job losses escalate, nearly half of global workforce at risk of losing livelihoods //. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_743036/lang--en/index.htm (дата обращения: 23.03.2022).
12. OECD. COVID-19 and Responsible Business Conduct. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/covid-19-and-responsible-business-conduct-02150b06 (дата обращения: 23.03.2022).
13. Projected poverty impacts of COVID-19 //. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/poverty/brief/projected-poverty-impacts-of-COVID-19 (дата обращения: 23.03.2022).
14. Social economy and the COVID-19 crisis: current and future roles //. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/social-economy-and-the-covid-19-crisis-current-and-future-roles-f904b89f (дата обращения: 23.03.2022).
15. Social Economy in the fight against Corona //. [Электронный ресурс]. URL: https://webgate.ec.europa.eu (дата обращения: 23.03.2022).
16. Social enterprise UK. Social Enterprise and COVID-19. SEUK. [Электронный ресурс]. URL: https://www.socialenterprise.org.uk/wp-content/uploads/2020/05/Social-Enterprise-COVID-19-research-report-2020.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
17. Tappe A., Kurtz A. Another 6.6 million Americans filed for unemployment benefits last week. CNN Business //. [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2020/04/09/economy/unemployment-benefits-coronavirus/index.html (дата обращения: 23.03.2022).
18. Unity During the Pandemic: How the Social Enterprise Community is Coming Together to Survive COVID-19 //. [Электронный ресурс]. URL: https://nextbillion.net/unity-during-pandemic-social-enterprise (дата обращения: 23.03.2022).

Страница обновлена: 19.04.2024 в 06:13:24