Факторы и критерии успешности предпринимателей малого и среднего бизнеса

Дроздов И.Н.
Success factors and criteria of small and medium-sized business - View in English
Аннотация:
Рассмотрены понятия, позволяющие аргументировано и обоснованно определять рамки исследования феномена успешности предпринимателя. Описаны значимые факторы, обусловливающие успешности предпринимателя малого и среднего бизнеса. Уточнены критерии, позволяющие оценивать уровень успешности предпринимателя малого и среднего бизнеса. Обозначены теоретическая и практическая применимость результатов исследования.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Дроздов И.Н. Факторы и критерии успешности предпринимателей малого и среднего бизнеса // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 11. – С. 2923-2934. – doi: 10.18334/ce.14.11.110837

Drozdov, I.N. (2020) Success factors and criteria of small and medium-sized business. Kreativnaya ekonomika, 14(11), 2923-2934. doi: 10.18334/ce.14.11.110837 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Введение

Успешные предприниматели важны для развития общества, потому что они способствуют созданию возможностей трудоустройства и прогрессу экономического роста. Предприниматели часто рассматриваются как люди, которые способны к разработке новых идей, оценке возможностей и рисков или старту и ведению бизнеса.

Несмотря на многочисленные исследования, которые направлены на выявление предпосылок успешности предпринимателей, до сих пор среди исследователей нет единого устоявшегося мнения [1, с. 113] (Drozdov, 2017, р. 113). Более того, по результатам проведения различных исследований зачастую выявляются противоречивые результаты [20, с. 865] (Rasca, Deaconu, 2019, р. 865).

Соответственно, в настоящее время актуальным и востребованным является получение ответов на следующие исследовательские вопросы: Какие движущие силы влияют на успешность предпринимателя? Как измерять успешность предпринимателя?

В контексте обозначенной проблематики была постановлена цель исследования – выявить факторы и критерии успешности предпринимателя малого и среднего бизнеса.

Научная значимость исследования заключается в выделении и группировке факторов и критериев, использование которых в рамках эмпирических исследований позволяет оценивать и прогнозировать уровень успешности предпринимателя малого и среднего бизнеса.

Методической основой исследования является системный подход, методы вторичного анализа результатов эмпирических исследований, контент-анализ документов, сравнительный анализ.

Информационная база исследования: научные публикации, размещенные в отечественных и зарубежных электронных базах данных (Web of Science, Scopus, EBSCOhost, eLIBRARY.ru), словари, энциклопедии, диссертации, аналитические статьи в электронных специализированных изданиях, открытые публикации в сети Интернет. В ходе исследования изучены публикации в период с 1990 по 2020 г.

Теоретическая основа исследования

Существует множество подходов к исследованию факторов и критериев успешности предпринимателей. Вместе с тем направленность и результаты исследований зачастую опосредованы содержательной характеристикой терминов, которые были изначально определены в качестве рабочих понятий. В связи с этим необходимо выявить или самостоятельно сформулировать такие рабочие понятия, которые позволят аргументированно и обоснованно определять рамки исследования в области факторов и критериев успешности предпринимателей.

В рамках данного исследования рабочего понятия «предпринимательство» было выбрано определение Х. Стивенсон и К. Яррилло, характеризующее данный феномен как «процесс создания ценности благодаря уникальному набору ресурсов, позволяющих воспользоваться благоприятной возможностью; стремление воспользоваться благоприятной возможностью, невзирая на то, имеются ли для этого необходимые ресурсы» [24] (Stevenson, Jarrillo, 1990).

Следующим, ключевым термином в рамках настоящего исследования является понятие «успех». Данное понятие в научных публикациях зачастую практически не истолковывается. Это связано с тем, что многие исследователи считают, что понятие «успех» является таким термином, который не нужно никому объяснять, так как он и так понятен. Вместе с тем все люди разные и у всех разное мнение и представление обо всем. Соответственно, понимание успеха у каждого тоже разное. И это может приводить к тому, что у различных исследователей может быть совершенно различное понимание успеха и неуспеха предпринимателя.

В толковом словаре Ожегова понятие «успех» трактуется следующим образом: удача в достижении чего-нибудь; общественное признание; хорошие результаты в работе, учебе [3] (Ozhegov, 2014). Л. Раска и А. Дьякону, являющиеся исследователями в области предпринимательства, определяют успех как достижение целей и задач в любой сфере человеческой жизни [20] (Rasca, Deaconu, 2019). Понятие «успех» может трактоваться как: достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо [4].

По результатам анализа вышеописанных определений в рамках данного исследования понятие «успех» будет определяться как упорное движение к целям, на которые человек себя запрограммировал, а также их достижение.

Какими бы схожими ни казались понятия «успех» и «успешность», все же они имеют свои особенности и, соответственно, трактуются по-разному. Например, успешность может трактоваться следующим образом: постоянное осознанное и активное участие в определении направления, в котором лежит ваша мечта, и движение в избранном направлении, несмотря ни на что [5, 25]; наступить, произойти или оказаться таким, как надеялись; добиться успеха; получив богатство, славу, возвышения (или что-то желаемое или намеренное и т. д.), и при этом иметь благоприятный исход [25].

В контексте данного исследования за основу взято толкование термина «успешность» – это показатель предпринимательской деятельности, результаты которой соответствуют целям предпринимателя, а также требованиям и ожиданиям потребителей [19] (Oyeku, Oduyoye, Asikhia, Kabuoh, Elemo, 2014).

Соответственно, «успешный предприниматель» – это личность, которая в процессе осуществления бизнес-деятельности способна стабильно достигать значимых целей и задач, а также обеспечивать непрерывность развития бизнеса и устойчивое конкурентное преимущество [19] (Oyeku, Oduyoye, Asikhia, Kabuoh, Elemo, 2014).

Факторы успешности предпринимателя

Фактор – это причина, движущая сила. То есть факторы успешности предпринимателя – это рычаги, благодаря которым предприниматель идет к успеху, движется вперед к своим намеченным целям.

Говоря о факторах, стоит заметить, что в различных научных источниках каждый автор классифицирует факторы успешности предпринимателей малого и среднего бизнеса по-своему, но есть основные классификации, на которые ссылаются большинство авторов. По мнению Э.Г. Рогофф, М.С. Ли, Д.К. Сух, успешность предпринимателя зависит от внешних и внутренних факторов [21] (Rogoff, Lee, Suh, 2004).

Внешние, или экологические факторы успешности предпринимателя находятся вне контроля личности и включают в себя: налоги, возможности финансирования, инфраструктуру, возможности обучения, рыночные условия, доступность ресурсов, экономические условия и др. А внутренние факторы успешности предпринимателя, в свою очередь, связаны с характеристиками самого предпринимателя и его предприятия (в контексте мотивации, компетенций сотрудников), а также с уровнем поддержки его членами семьи и его окружения.

Вместе с тем достаточно часто в научных источниках в основном учитывают только внутренние факторы успешности предпринимателя: пол [2, 26] (Drozdov, Filatkina, Filatkina, 2017; Suleeman, Riyanti, 2017), мотивационные черты [8] (Baum, Locke, Smith, 2001), впечатление и экспертные знания [9] (Chandler, Jansen, 1992) и т. д.

На основе анализа научных публикаций был определен список факторов успешности предпринимателя малого и среднего бизнеса, который разбит на несколько групп:

· личностные (возраст, пол, уровень образования, предыдущий опыт, деловые связи, новаторские идеи);

· мотивационные (потребность в успехе, независимость, обеспеченность работой, работа на себя, личные финансовые возможности, поддержка семьи и друзей, поддержка внешнего окружения);

· управленческие (организаторские способности, умение принимать решения);

· корпоративные (размер компании, финансовые ресурсы, человеческий капитал организации, развитие рынка и продукта/услуги);

· внешние (благоприятная рыночная ситуация, удовлетворенность потребителя, правительственная поддержка, политические факторы).

Критерии успешности предпринимателя

По мнению Д. Дек, успешный предприниматель как субъект научного изучения является «сложным явлением, для описания которого могут быть использованы различные критерии финансового и нематериального характера» [10] (Dej, 2010). Первоначально успешность предпринимателя измерялась почти исключительно экономическими (финансовыми) индикаторами [30] (Zhou, Zhou, Zhang, Obschonka, Silbereisen, 2017). Некоторые примеры включают следующее: эффективность, рост, прибыль, ликвидность, доля рынка [17] (Murphy, Trailer, Hill, 1996), доход, устойчивый размер, вероятность выживания [14] (Fried, Tauer, 2015) и рост в численности персонала [27] (Sullivan, Meek, 2012). Однако самое простое понимание успешности предпринимателя может отнестись к простому факту продолжения управлять бизнесом и иметь существующий бизнес на рынке (как зарегистрированный бизнес) [12] (Fisher, Maritz, Lobo, 2014).

Рассмотрение успешности в качестве ключевого проявления конкурентоспособности позволяет проводить сравнение результативности предпринимателей [11]. Поэтому предприниматель, который все время действует на рынке, может считаться успешным, хотя успешность кажется значимее, когда на рынке много других конкурирующих компаний, которые терпят неудачу [15] (Karelaia, Hogarth, 2008).

Тем не менее сведение критериев оценки успешности к только экономическим показателям не отражает полноту результативности предпринимателя [29] (Wach, Stephan, Gorgievski, 2016), и таким образом, его определение не должно быть ограничено таким способом [22] (Sarasvathy, Menon, Kuechle, 2013).

С. Митчелмор и Дж. Роули определили финансовые и экономические критерии для оценки бизнес-успешности (рентабельность активов, продажи, доля на рынке, прибыль, количество сотрудников и период выживания и т.д.), а также нефинансовые критерии (качество продукции, внедрение новых продуктов и услуг, удовлетворенность клиентов, хороший имидж, личностное развитие, чувство личного успеха и т.д.) [16] (Mitchelmore, Rowley, 2010). Таким образом, успешность можно оценивать как количественно (например, окупаемость инвестиций, прибыль, продажи, производительность), так и качественно (например, приобретенные знания и опыт, способность предлагать уникальную ценность через продукты и услуги, которые ценят клиенты, способность работать в группах, производительность труда, корпоративная социальная ответственность) [23] (Sarwoko, Surachman, Hadiwidjojo, 2013).

Д. Вах, Ю. Стефан, М.Ю. Горгиевский подчеркнули важность оценивания успешности, используя субъективные критерии, которые исключительно важны для оценки личностной результативности предпринимателя [29] (Wach, Stephan, Gorgievski, 2016). Этот подход перспективен для оценивания уровня успешности предпринимателя [13] (Fodor, Pintea, 2017). Постепенно все больше исследователей используют субъективные критерии для оценки предпринимательского успеха.

По мнению С.А. Сайед, Ф.М.Дж. Мохд, А.О. Нор, успешность предпринимателя может оцениваться с использованием внутренних критериев (свобода, контроль над личной жизнью, быть собственным начальником и т.д.) и внешних критериев (финансовая отдача, личный доход и благосостояние, рост и т.д.) [28] (Syed, Mohd, Nor, 2011).

Дж.Б. Мерфи, Дж.У. Трейлер, Р.С. Хилл полагают, что оценивание успешности предпринимателя через призму внешних критериев незначимо, если предприниматель не рассматривает себя как успешного человека [17] (Murphy, Trailer, Hill, 1996). Это особенно важно, так как множество предпринимателей не приравнивают успех к богатству [6] (Alstete, 2008), и некоторые из них (особенно женщины) высоко ценят баланс продолжительности службы их компании [18] (Orlandi, 2017). Поэтому нужно признать, что любая форма успешности может быть воспринята и субъективно, и объективно [12] (Fisher, Maritz, Lobo, 2014). Восприятие успешности может даже отличаться в зависимости от пола предпринимателя. Мужчины-предприниматели зачастую рассматривают личностную успешность как завоеванный авторитет или признание, тогда как женщины-предприниматели могут считать успешностью сам факт реализации своего бизнес-плана.

Таким образом, неудивительно, что при таком изобилии определений успеха и успешности, в том числе в сфере предпринимательства, исследователи могут совершенно по-разному осуществлять измерение уровня результативности предпринимателя. Феномен успешности предпринимателя является многогранным явлением и может оцениваться с использованием денежных и неденежных критериев, а также на уровне фирмы и на уровне личности предпринимателя [7] (Angel, Jenkins, Stephens, 2018).

Анализ различных публикаций позволил сформировать перечень из наиболее часто упоминаемых в научной литературе критериев успешности предпринимателя малого и среднего бизнеса:

· рентабельность, высокая доходность, хорошая прибыль;

· вклад в общество, социально сознательные, устойчивые методы производства;

· личное удовлетворение через достижение важных вещей в жизни, таких как автономия, вызов, безопасность, власть, творческий потенциал и т.д.;

· выживание фирмы / непрерывность бизнеса, что позволяет передавать из поколения в поколение или продать его с прибылью;

· рост числа сотрудников, продаж, доли рынка;

· внедрение новых инновационных продуктов или методов производства;

· довольные и заинтересованные участники взаимодействия (сотрудники, клиенты, партнеры и т.д.);

· организация удовлетворяет потребности общества; обеспечивает важность, выгодность или полезность услуги или продукта;

· хороший баланс между работой и личной жизнью, возможность полноценно выделять время для себя, семьи и друзей;

· общественное признание, хорошая репутация.

Заключение

Описанные факторы позволяют понять, как движущие силы влияют на успешность предпринимателя малого и среднего бизнеса, а выделенные критерии создают возможность оценить уровень успешности предпринимателя. Результаты исследования могут представлять интерес для представителей научного сообщества, занимающихся исследованиями в области предпринимательства; сотрудникам организаций, реализующих программы поддержки и развития предпринимательства; специалистам и бизнес-консультантам, содействующим повышению успешности предпринимателей; сотрудникам учебных заведений, обеспечивающим формирование у слушателей значимых компетенций в области предпринимательства; начинающим и действующим предпринимателям.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Дроздов И.Н. Представления студентов об успешном предпринимателе // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2017. № 2 (82). С. 112-122.
2. Дроздов И.Н., Филаткина М.Д., Филаткина И.Д. Женщины-предприниматели: стратегии обеспечения успешности в бизнесе // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-1 (89-1). С. 1143-1147.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с.
4. Успех [Электронный ресурс] . – Электрон. дан. – Режим доступа : https://ru.wikiquote.org/wiki/Успех
5. Успешность – это личный выбор каждого [Электронный ресурс] . – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.cluber.com.ua/lifestyle/samorazvitie-lifestyle/2018/11/uspeshnost-eto-lichnyiy-vyibor-kazhdogo/
6. Alstete J.W. (2008). Aspects of entrepreneurial success. Journal of Small Business and Enterprise Development, 15(3).
7. Angel P., Jenkins A., Stephens A. (2018). Understanding entrepreneurial success: A phenomenographic approach. International Small Business Journal: Researching Entrepreneurship, 36(6), 611-636.
8. Baum J.R., Locke E.A. Smith K.G., (2001). A Multi-Dimensional Model of Venture Growth. The Academy of Management Journal 44(2).
9. Chandler G.N., Jansen E. (1992). The founder's self-assessed competence and venture performance. Journal of Business Venturing, 7(3), 223-236.
10. Dej D. (2010). Defining and measuring entrepreneurial success. Entrepreneurship: A psychological approach, 89–102.
11. Fairlie R.W., Robb A.M. (2008). Race and Entrepreneurial Success: Black-, Asian-, and White-Owned Businesses in the United States. The MIT PressCambridge.
12. Fisher R., Maritz A., Lobo A. (2014). Evaluating entrepreneurs' perception of success: Development of a measurement scale. European Journal of Marketing, 20(5).
13. Fodor O.C., Pintea S. (2017). The «emotional side» of entrepreneurship: A meta-analysis of the relation between positive and negative affect and entrepreneurial performance. Frontiers in Psychology, 8, Article 310.
14. Fried H., Tauer L. (2015). An entrepreneur performance index. Journal of Productivity Analysis, 44(1), 69-77.
15. Karelaia N., Hogarth R.M. (2008). "Determinants of linear judgment: A meta-analysis of lens model studies": Correction. Psychological Bulletin, 134(5), 741.
16. Mitchelmore S., Rowley J. (2010). Entrepreneurial competencies: a literature review and development agenda. International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research, 16(2), 92-111.
17. Murphy G.B., Trailer J.W. Hill R.C. (1996). Performance in the Construction Industry – A Conceptual and Theoretical Analysis. Journal of Business Research, 36, 15-23.
18. Orlandi LB. (2017). Organizational capabilities in the digital era: Reframing strategic orientation. Contemporary Economics 11 (4), 487-498.
19. Oyeku O.M., Oduyoye O., Asikhia O., Kabuoh M., Elemo G.N. (2014). On entrepreneurial success of small and medium enterprises (SMEs): a conceptual and theoretical framework. Journal of Economics and Sustainable Development, 5(16).
20. Rasca L., Deaconu A. (2019). Entrepreneurial motivators and competencies – main drivers of entrepreneurial success. De gruyter poland sp zoo, 12(1), 864–874.
21. Rogoff E.G., Lee M.S., Suh D.C. (2004). Who done it? Attributions by entrepreneurs and experts of the factors that cause and impede small business success. Journal of Small Business Management, 42(4), 364-376.
22. Sarasvathy S.D., Menon A.R., Kuechle G. (2013). Failing firms and successful entrepreneurs: serial entrepreneurship as a temporal portfolio. Small Business Economics, 40(2), 417-434.
23. Sarwoko E., Surachman A., Hadiwidjojo A.D. (2013). Entrepreneurial characteristics and competency as determinant of business performance in SMEs. Journal of Business and Management, 35(2), 26-36.
24. Stevenson H., Jarrillo C. (1990). A paradigm of entrepreneurship: entrepreneurial management. Strategic Management Journal, 11, 17-27.
25. Successful [Электронный ресурс] . – Электрон. дан. – Режим доступа : https://www.yourdictionary.com/successful
26. Suleeman M.J., Riyanti B. (2017). Why do women have less opportunity for entrepreneurial success compared to men? (Case study: Indonesian entrepreneurship). Proceedings of the 2nd international conference on education, science, and technology (icest 2017).
27. Sullivan D.M., Meek W.R. (2012). Gender and entrepreneurship: A review and process model. Journal of Managerial Psychology, 27(5), 428-458.
28. Syed S.A., Mohd F.M.J., Nor A.O. (2011). An empirical study of success factors of women entrepreneurs in Southern Region in Malaysia. International of Journal of Economics and Finance, 3 (2).
29. Wach D., Stephan U., Gorgievski M.J. (2016). More than money: Developing an integrative multi-factorial measure of entrepreneurial success. International Small Business Journal, 34(8), 1098-1121.
30. Zhou M.J., Zhou Y.X., Zhang J.X., Obschonka M., Silbereisen R. K. (2017). Person-city personality fit and entrepreneurial success: An explorative study in China. International journal of psychology, 54(2), 155-163.