Большие задачи малого бизнеса

Федцов В.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (2), Февраль 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Федцов В.Г. Большие задачи малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 2. – С. 3-7.

Аннотация:
Предпринимательство - это творческое выражение личности человека или предприятия в сфере производства новых продуктов, предоставления качественных услуг или производства работ.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Cтремление к познанию природы и превращение новых знаний в новые реальные продукты и услуги заложено в самой природе человека и присуще творчески организованным предприятиям.

Если общество осознает важность предпринимательской способности как важнейшего ресурса развития, то оно создает для предпринимателей соответствующие экономико-правовые условия. В свою очередь, если местные власти и крупные организации (монополии, корпорации) содействуют предпринимательству, то региональная экономика обогащается творческой энергией множества активно работающих людей, которые достижения научно-технического прогресса быстро и эффективно переносят в экономику страны.

Отсюда следует, что главную роль в развитии экономики играет экономический интерес конкретных носителей передового знания, а не принуждение чиновников. Основной задачей для органов власти в государстве является формирование конкурентной среды и предоставление действительной, а не мнимой "экономической свободы" для предпринимателей. Необходимо создавать такие условия, чтобы предпринимателей становилось все больше и больше.

Крупные организации современной экономики обладают большим научно-производственным потенциалом и участвуют в выполнении государственных заказов. Это дает им возможность развиваться за счет государственных средств. Диверсификация производства позволяет находить и производить продукцию современного уровня и качества, отслеживать тенденции развития научно-технического прогресса и создавать новые хозяйственно-стратегические подразделения для реализации новых направлений.

Крупные организации отличаются тем, что преимущественно производят передовую, но "стандартного" уровня качества продукцию, адресованную массовому потребителю. Следовательно, они достигают производственного эффекта за счет "масштаба" производства, а рыночного эффекта – за счет ценовой конкуренции.

Предприятия малого и среднего бизнеса не в состоянии конкурировать с крупными производителями по ценовым показателям. Хозяйственно-стратегические подразделения крупных предприятий, пользуясь поддержкой всей организации, работают более успешно. Поэтому они легко вытесняют малые и даже средние предприятия из своего сегмента рынка.

Предприятия малого и среднего бизнеса могут строить свою стратегию только в области неценовой конкуренции, т.е. в сфере производства продукции уникального качества. Малый и средний бизнес не может обеспечить достижение положительного эффекта за счет "масштаба" производства. Поэтому он ищет на рынке "нишу", не занятую крупной организацией.

Но в такие "ниши", как правило, легко входят многие организации. Это и является причиной ожесточенной конкуренции малых предприятий. Малые и средние предприятия производят ограниченное количество высококачественной продукции, поэтому, обладая меньшей производительностью, чем крупные фирмы, они используют значительное количество рабочей силы.

Вклад малых и средних предприятий в экономику различных стран достаточно велик и составляет 20-40% ВВП. К тому же, эти предприятия обеспечивают преимущественную занятость населения. Количество привлекаемой ими рабочей силы достигает 60–80%.

В нашей же стране наоборот. Доля крупного бизнеса в ВВП достигает 60 – 80%, а общее число работающих – 20–40% от всего трудового потенциала России.

В развитых странах создан специфический механизм малого предпринимательства, который обеспечивает использование научных достижений государственных научных центров, оборонных технологий и предприятий военной сферы.

Оборонные технологии в этих странах создаются, в основном, на частных предприятиях большого бизнеса, но на деньги налогоплательщиков. Поэтому люди – носители знаний оборонных технологий и, особенно, технологий двойного применения, спокойно и уверенно переносят свои знания на предприятия малого предпринимательства. А далее, через организацию малого бизнеса, - на гражданские предприятия большого бизнеса.

Данное обстоятельство усиливает значение малого предпринимательства в наукоемких инновационных сферах. Согласно зарубежной статистике, три четверти малых предприятий создаются на основе внутреннего предпринимательства, когда малое предприятие образуется при поддержке предприятий большого бизнеса.

Именно механизм переноса знаний на предприятия малого предпринимательства, а затем через него в большой бизнес, позволяет неоднократно использовать в экономике результаты инвестиций в фундаментальную науку и оборонные технологии.

Экономические ресурсы большого бизнеса позволяют выполнять, как правило, только прикладные исследования, поскольку фундаментальные слишком дороги для них. Поэтому бремя основных затрат по фундаментальным исследованиям берет на себя государство.

В развитых странах именно государство вносит значительный и определяющий вклад в развитие наукоемких технологий через уникальный предпринимательский механизм передачи научных результатов во все виды и сферы предпринимательства – через интрапренерство.

И только после этого для коммерциализации научных достижений в действие включается тот или иной эффективный механизм привлечения людей и предприятий, способный решить стоящие перед обществом экономические проблемы.

Все экономически развитые государства выделяют на науку постоянно возрастающие ресурсы, т.к. только через использование научных достижений может быть обеспечено конкурентное преимущество национальной продукции и получен устойчивый рост экономики.

Сегодня отмечается, что в США "… сложилась развитая система государственного финансирования теоретических исследований и безвозмездной передачи их достижений в руки частного бизнеса".

Новые экономические условия России вызвали подъем предпринимательской волны. Это проявилось прежде всего в том, что те, кто обладал личной квалификацией или новой технологией, реализуют это свое преимущество на практике. В результате этого создано большое число малых предпринимательских структур. Они создавались либо как самостоятельные фирмы, либо внутри предприятий большого бизнеса.

В настоящее время каждое большое предприятие связано с множеством малых внутренних предприятий, позволяющих более гибко и быстро вывести свою продукцию на рынок. Именно малые предпринимательские структуры обеспечивают на рынке большое количество новых разнообразных услуг. Они же являются центрами разработки новых товаров в крупных организациях.

Но, как известно, любое успешное предпринимательство возможно только при использовании уникальных знаний: научных, социальных, экономических, специальных (по виду деятельности) и управленческих. Только благодаря этим знаниям деловое предприятие может обладать уникальным торговым предложением (УТП) и производить продукты, обладающие уникальной ценностью для рынка.

Полезные знания можно «вырастить» только в процессе развития того или иного вида деятельности (при условии, что эта деятельность обеспечена интенсивным и свободным движением информации). В развитых странах предпринимательство процветает благодаря тому, что государство не только ждет вклада предпринимателя в экономику страны, но и активно создает условия для развития бизнеса.

Выделим две основные составляющие такого вклада со стороны государства в малое инновационное предпринимательство для начинающих свое дело предпринимателей:

1) Прямая материальная помощь.

2) Представление возможности безвозмездного переноса знаний из областей фундаментальной науки и оборонных технологий в малое предпринимательство.

Опыт показал, что разумные рыночные условия для развития экономики создаются при ограничении возможностей крупных предпринимателей и запрещении недобросовестной конкуренции.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:04:29