Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»12 / 2003

Управление развитием хозяйственных систем: методологические основы и региональные особенности

Морозов А Н, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Россия

Нелидов Андрей Витальевич, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 22

Аннотация:
Применение инструментария стратегического и инновационного менеджмента в предпринимательской деятельности в значительной степени направлено на управление развитием хозяйственных систем. В свою очередь, под развитием в экономической теории обычно понимается любое прогрессивное изменение в составе, структуре и/или основных параметрах функционирования хозяйственной системы. На практике развитие форм и методов управления предпринимательскими процессами всегда имеет определенную направленность, обусловливаемую целью ее создания и способами достижения поставленной цели. В случае положительной направленности говорят о прогрессе в ее развитии, в случае отрицательной направленности – о регрессе или деградации.
Цитировать публикацию:
Морозов А.Н., Нелидов А.В. Управление развитием хозяйственных систем: методологические основы и региональные особенности // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 12. – С. 58-62.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Применение инструментария стратегического и инновационного менеджмента в предпринимательской деятельности в значительной степени направлено на управление развитием хозяйственных систем. В свою очередь, под развитием в экономической теории обычно понимается любое прогрессивное изменение в составе, структуре и/или основных параметрах функционирования хозяйственной системы. На практике развитие форм и методов управления предпринимательскими процессами всегда имеет определенную направленность, обусловливаемую целью ее создания и способами достижения поставленной цели. В случае положительной направленности говорят о прогрессе в ее развитии, в случае отрицательной направленности – о регрессе или деградации.

В специальной экономической литературе при управлении развитием предприятия и/или группы взаимосвязанных предприятий, рассматриваемых в виде хозяйственной системы, предлагается использовать два методологических подхода из общей теории систем: онтологический и телеологический.

В соответствии с онтологическим подходом процессы развития хозяйственной системы интерпретируются как саморазвивающиеся или «управляемые изнутри». С этой точки зрения любое инновационное (в том числе стратегическое) решение и/или какое-либо нововведение характеризуются как результат деятельности саморазвивающейся системы, а сам процесс ее развития рассматривается как реакция на существующие возможности и проблемы. Причем с позиции онтологического подхода возможности и проблемы, возникающие перед той или иной хозяйственной системой, относятся к группе эндогенных переменных, а, следовательно, динамика их изменений может быть полностью объяснена и описана, исходя из используемой модели управления.

Согласно телеологическому подходу процессы развития хозяйственной системы «управляются извне» и являются реакцией на внешние стимулы (потребности, нужды, цели). В этом случае инновационные решения и нововведения, реализуемые в рамках системы, рассматриваются как результат воздействия на нее «объективного процесса», качественные и количественные характеристики которого определяются потребностями общества, либо соответствующим экономическим спросом.

Учитывая объективную взаимосвязь между внутрисистемными процессами и процессами, происходящими во внешней среде, можно констатировать, что в идеале при управлении развитием любой хозяйственной системы необходимо совместное использование онтологического и телеологического подходов. Поскольку только при совместном рассмотрении характеристик хозяйственной системы и внешней среды у предприятия и/или группы взаимосвязанных предприятий появляется возможность не только управлять внутрисистемными изменениями, но и обеспечивать сильные конкурентные позиции на рынке.

Следует подчеркнуть, что при разработке форм и методов управления развитием хозяйственной системы необходимо наряду с общеэкономическими факторами, стимулирующими или сдерживающими предпринимательскую активность в конкретных отраслях и сферах российской экономики, учитывать и социально-экономические характеристики отдельных регионов, оказывающие существенное влияние на выбор месторасположения предприятий и производств.

В зарубежной и современной отечественной литературе, всю совокупность факторов, характеризующих потенциал и инвестиционную привлекательность однородных территориальных образований, именуемых экономическими районами и/или регионами, принято дифференцировать на так называемые «жесткие» и «мягкие» группы факторов.

Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы, ориентируемые на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал), на процесс производства и сбыта продукции (близость партнеров по кооперации, наличие соответствующей инфраструктуры, состав и структура населения и потребления), а также установленные государством (налоги, субсидии, программы поддержки). Чаще всего к группе «жестких» относят следующие факторы:

- затраты на используемое сырье;

- затраты на комплектующие, полуфабрикаты и услуги со стороны;

- затраты на электрическую и тепловую энергию;

- цена (стоимость) земельных участков;

- уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды;

- наличие соответствующих трудовых ресурсов;

- транспортное положение и транспортные связи;

- транспортные издержки;

- наличие телекоммуникационной инфраструктуры;

- покупательная способность населения;

- территориальное расположение, близость рынков;

- нагрузка на окружающую среду.

В свою очередь, «мягкими» считают количественно трудноизмеряемые факторы, характеризующие уровень социально-экономического развития региона, его конкурентоспособность и привлекательность для бизнеса. В качестве «мягких» факторов, прежде всего, упоминают:

- стабильность политической ситуации в регионе;

- стабильность общественного климата;

- квалификацию наемных работников;

- региональную структуру экономики и отдельных предприятий;

- качество системы образования и профессиональной подготовки кадров;

- оснащение региона высшими учебными заведениями, технологическими центрами, исследовательскими организациями;

- наличие факторов, ориентированных на производство услуг (экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);

- отношение к бизнесу основных действующих лиц региона (общественных организаций и союзов предпринимателей, наемных работников и профсоюзов, местных и региональных администраций, политиков);

- качество жизни в регионе (качество жилья, экологическая ситуация, культурные и рекреационные возможности и т.д.).

С середины 1990-х годов «мягкие» факторы приобретают все большее значение в процессе социально-экономического развития российских регионов и формирования хозяйственных систем разнообразной предметной специализации и субъектного состава. В современных условиях в числе этих факторов, прежде всего, учитываются стабильность экономического, социального и политического состояния региона, близость к научно-исследовательским центрам, существование необходимой инфраструктуры для жизнедеятельности высококвалифицированных работников. Кроме того, немаловажным считается наличие тщательно проработанной стратегии развития региона, направленной на повышение его конкурентоспособности и формирование благоприятного инвестиционного климата.

В тоже время, существует целый ряд «жестких» факторов, которые имеют определяющее значение при создании и развитии разнообразных промышленных производств. Например, при размещении предприятий, специализирующихся на изготовлении трудоемкой, энергоемкой и/или материалоемкой продукции, необходимо обязательно учитывать издержки на соответствующие производственные ресурсы.

Как показывает проведенное исследование, значение тех или иных факторов для формирования и управления развитием хозяйственных систем неодинаково и зависит от целей создания, отраслевой специфики и стадии жизненного цикла конкретной хозяйственной системы. В табл. 1 приводятся экспертные оценки, отражающие ранжирование факторов территориального размещения промышленных предприятий с учетом их отраслевой специализации.

Таблица 1

Ранжирование факторов размещения промышленных предприятий

по отраслям специализации (в порядке убывания значимости)

Факторы

размещения

Машино-

строение

Автомобилестроение

Электротехника

Химическая промышленность

Пищевая

промышленность

Лесозаготовительная промышленность

Издержки на заработную плату

 

1

 

3

 

5

 

 

 

3

Наличие телекоммуникаций

 

2

 

1

 

1

 

5

 

 

Наличие квалифицированной рабочей силы

 

3

 

 

 

4

 

2

 

 

5

Стабильность политического положения

 

4

 

4

 

3

 

4

 

3

 

4

Надежность энергоснабжения

 

5

 

2

 

2

 

1

 

1

 

2

Низкие налоги с предприятий

 

 

5

 

 

 

 

Наличие сырья

 

 

 

 

2

1

Близость рынков

 

 

 

 

4

 

Возможность посменной работы

 

 

 

 

3

 

 

Близость к сети магистральных автодорог

 

 

 

 

 

5

 

Из табл. 1 видно, что для промышленных предприятий практически всех указанных отраслей высокую значимость имеют надежность энергоснабжения (относится к группе «жестких» факторов) и стабильность политического положения в регионе (считается «мягким» фактором). В то время как предпочтения и ранги других факторов, оказывающих, по мнению экспертов, существенное влияние на выбор региона для размещения предприятий, обусловливаются, прежде всего, отраслевой спецификой деятельности последних.

Таким образом, можно констатировать, что при формировании и управлении развитием хозяйственных систем необходимо учитывать в первую очередь те факторы размещения производительных сил, которые характерны для избранного региона и которые оказывают преимущественное воздействие на выбор месторасположения предприятий конкретной отрасли.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241