Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»2 / 2011

Взаимодействие территориальных органов ФСИН и Росимущества в вопросах эффективного использования государственной собственности

Аменитский Виктор Георгиевич, зам. начальника отдела контроля состояния и использования федерального имущества, Территориальное управление Росимущества по г. Москва, Россия

Relationship Between Local Government Agencies of the Federal Service for Execution of Punishment and Federal Property Management Agency in a field of Efficient Utilization of State Property - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 42

Аннотация:
В статье даны предложения по организации взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в сфере управления объектами государственной собственности, находящимися в распоряжении ФСИН.
Цитировать публикацию:
Аменитский В.Г. Взаимодействие территориальных органов ФСИН и Росимущества в вопросах эффективного использования государственной собственности // Экономические отношения. – 2011. – Том 1. – № 2. – С. 43-47.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Управление государственной собственностью является осо­бой, целостной и самостоятельной системой государственного управления, в основе формирования которой находится структурно сложный, многофункцио­нальный и в то же время единый по своей природе объект управления [1].

Разные виды государственного управления собственностью отличаются друг от  друга прежде всего объектами собственности, которыми управляет государство в лице уполномоченных органов, наделенных правами владения, распоряжения, пользования указан­ными объектами. К числу таких уполномоченных агентов относятся территориальные органы ФСИН.

В 2010 г. принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (Концепция), которая предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества [2].

Имущественный комплекс (государственная собственность, находящаяся на правах владения) ФСИН включает более 4 тысяч различных объектов и их групп, которые можно классифицировать согласно их организационно-правовому статусу и специфики их деятельности.

В предлагаемой классификации объекты государственной собственности, находящиеся в распоряжении ФСИН, делятся на:

  • учреждения, обеспечивающие правоприменительную практику (СИЗО, тюрьмы,    колонии для различных категорий осужденных, лечебные учреждения для осужденных, уголовно-исполнительные инспекции);
  • объекты, обеспечивающие производство (мастерские, производственные участки);
  • учреждения, обеспечивающие деятельность ФСИН (органы управления различного уровня, медицинские учреждения для сотрудников, вузы).

В зависимости от профиля к различным объектам должны предъявляться требования, связанные с правами владения, распоряжения, пользования указан­ными объектами.

Однако исследователями выделены типичные недостатки, отрицательно влияющие на эффективность управления федеральной (государственной) собственностью ФСИН. К ним относят:

  • частичный учет объектов федеральной собственности в реестре федерального имущества;
  • отсутствие полноты и достоверности со­держащихся в реестре федерального имущества сведений об указанном имуществе;
  • отсутствие взаимодействия территориальных  Управлений ФСИН с территориальными органами Росимущества [3].

Представляется, что при организации взаимодействия с территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) ряд из них можно минимизировать или устранить.

Речь идет о том, что территориальные управления Росимущества наделены определенными правами в сфере контроля за использованием государственного имущества, находящегося на подотчетной им территории, а именно:

  • осуществляют полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • осуществляют контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;
  • подготавливают и предоставляют в установленном порядке в Росимущество предложения о реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий;
  • осуществляют в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества;
  • проводят в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначают и проводят документальные и иные проверки, в том числе организуют проведение ревизий и принимают решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;
  • осуществляют в установленном порядке анализ эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий;
  • принимают в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом [4].

Территориальными органами Росимущества выработан определенный алгоритм правового реагирования на нарушения в сфере пользования указан­ными объектами, находящимися во владении ФСИН на праве оперативного управления и хозяйственного  ведения (табл. 1).

Таблица 1 

Взаимодействие территориальных органов ФСИН и  Росимущества в вопросах эффективного использования государственной собственности 

Нарушения, допускаемые ФСИН

Методы воздействия             Росимущества

1.Передача балансодержателем федерального недвижимого имущества сторонним организациям по договорам аренды, не соответствующим требованиям действующего законодательства (без согласования с собственником Росимущества и его территориальным органом — Территориальным управлением, без проведения конкурса, без проведения оценки рыночной ставки арендной платы объекта недвижимого имущества), без заключения договоров аренды, по «скрытой форме» арендных отношений (договора хранения, оказания услуг и т.д)

Территориальное управление направляет материалы в правоохранительные органы для принятия мер реагирования в соответствии с действующим законодательством, в том числе для принятия мер прокурорского реагирования и привлечения виновных лиц к административной ответственности, согласно ч. 1 и 2 ст. 7.24 КоАП РФ (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, и использования указанного объекта), а также привлечение виновных лиц к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством

2. Недопуск комиссии на объекты федеральной формы собственности

Территориальное управление направляет материалы в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования в соответствии с действующим законодательством

Прокуратура в течение 2-3-х дней принимает решение о возбуждении или об отказе в возбуждении административного дела по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом органа служебных обязанностей)

3. Снос или продажа объекта федеральной формы собственности без согласования в соответствии с действующим законодательством

Территориальное управление направляет материалы в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством, в том числе для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности

4. Наличие свободных, неэффективно используемых помещений

Территориальное управление, руководствуясь действующим законодательством, в лице собственника имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им в соответствии с Законом

Указанные в таблице нарушения, допускаемые по отношению к государственной собственности должностными лицами ФСИН, в какой-то степени вызваны отсутствием как правоустанавливающих документов, так и должной регламентации их деятельности, в рассматриваемой сфере. Это предполагает разработку совместной  Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ФСИН инструкции «О порядке взаимодействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и  Федеральной службы исполнения наказаний в сфере управления объектами государственной собственности, находящимися в распоряжении ФСИН на праве оперативного упра-вления и хозяйственного ведения», а также дополнение инструкций ряда должностных лиц.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мишустин М. Мировой опыт описания и учета объектов недвижимости // Вопросы экономики. ‒ 2006. ‒ № 2. ‒ С. 43.
2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (Ут-верждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р).
3. Шлыков В. К вопросу об эффективности управления федеральной собственностью УФСИН по Краснодарскому краю // Экономика, предпринимательство и право. ‒ 2011. ‒ № 10. ‒ C. 43-48. ‒ http://epp.enjournal.net/article/399/.
4. Выдержки из типовой инструкции территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом.