Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2015
DOI: 10.18334/ce.9.11.2167

Оценка возможности реализации инноваций на стадии спада экономического цикла

Бельский Сергей Игоревич, аспирант, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

Assessment of the feasibility of the innovations implementation at the stage of the economic cycle downturn - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Аннотация:
Проблема сохранения конкурентных позиций российскими организациями в период экономического кризиса является наиболее актуальной в настоящее время. РФ, как и другие государства, переживает вторую волну экономического кризиса, что в свою очередь приводит не только к снижению темпов роста в целом, но и оказывает негативное влияние на все компании. Существующие прогнозы перспектив и способов выхода российской экономики из кризиса в большей степени расходятся с действительностью. Оценка роли инноваций, как фактора, необходимого организациям для выхода на стадию стабильного экономического роста, определяет цель предлагаемой статьи. Изложенный в статье материал будет полезен аспирантам и магистрантам экономических специальностей, а также менеджерам организаций инновационной направленности.
Цитировать публикацию:
Бельский С.И. Оценка возможности реализации инноваций на стадии спада экономического цикла // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 11. – С. 1343-1350. – doi: 10.18334/ce.9.11.2167

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Кризис – не случайное разовое и неожиданное явление, обрушившееся на нас, а нормальное и регулярное состояние экономики, в некоторые моменты развития обостряющееся, но не прекращающееся (Бычков, 2009). Как правило, предпосылки и причины экономических кризисов на разных этапах экономических циклов могут кардинально различаться, но последствия в большинстве случаев всегда схожи и характеризуются следующими явлениями:

-        падение объемов производства промышленной продукции;

-        интенсивное сокращение рабочих мест и, как следствие, повышение уровня безработицы;

-        падение котировок на фондовых рынках;

-        снижение ВВП и рост инфляции;

-        отток капитала, а также снижение импорта и экспорта;

-        массовое банкротство компаний;

-        сокращение реальных доходов большинства социальных групп;

-        недостаток наличных средств;

-        труднодоступность финансирования за счет кредитных средств.

Обращение к истории экономического развития свидетельствует, что кризис в большей степени является отправной точкой для реализации и внедрения инновационных проектов. Например, результатом Великой депрессии в США стало создание Федеральной корпорации страхования депозитов, а также отмена привязки американского доллара к реальным активам. В 2008–2010 гг. США произвели целый ряд изменений законодательства в сфере поддержки финансовой системы, стимулирования спроса населения.

В масштабах страны использование нововведений не только не вредит выходу из экономического кризиса, но и абсолютно точно способствует выходу из него. Известны примеры, когда во время Великой депрессии создавались важнейшие технологические новинки. Именно в эти годы форсированно развивалась химия полимеров. В 1935 г. в лаборатории Карозерса был получен нейлон, а в 1938 г. фирма «Дюпон» триумфально вывела его на рынок (за один день этого года было продано более 5 млн пар нейлоновых чулок) (Ахромеева, Малинецкий, 2009).

Другой компанией, которая на своем примере уже несколько десятилетий доказывает, что инновационное развитие представляется приоритетным направлением для роста в любых экономических условиях, является южнокорейская группа компаний Samsung Group. Данному промышленному конгломерату удается преодолевать каждый экономический кризис, укрепляя свои позиции, что подтверждается увеличением доли рынка, а также ростом операционной и чистой прибыли компании. В 1998 г. за счет смещения акцентов производства компании в сторону собственных высокотехнологичных продуктов (телефоны с сенсорным экраном, микропроцессоры) Samsung Electronics смогла значительно увеличить объем продаж.

Ряд организационных инноваций в виде предоставления самостоятельности многим вспомогательным подразделениям компании, созданию отдельных финансовых и управленческих структур также позволил укрепить позиции компании на рынке. Экономический кризис 2008 г. компания Samsung Electronics успешно преодолела за счет выпуска на рынок телевизоров нового поколения с технологией LED, а также посредством запуска линии высокотехнологичных телефонов в высоком ценовом сегменте. 

Рассмотрев исторические аспекты, дадим краткую характеристику возможности реализации инноваций для преодоления кризисных явлений в экономике. В таблице представлен обзор реализации инноваций в моменты экономического кризиса на примере России. Показатели инновационной деятельности страны отражены в период стадии спада экономики, соответственно 1998, 2008 и 2013 гг. (табл.).

Результаты обобщения свидетельствуют, что природа всех экономических кризисов, в которых государство было задействовано на протяжении последних 20 лет, в целом сходна, в качестве одной из главных причин следует выделить высокую зависимость России от экспорта энергоносителей. Однако многочисленность и индивидуальность причин, приводящих к экономическому кризису, определяет разнообразие его результатов. Отталкиваясь от последствий экономических кризисов для экономики России, предложен следующий способ ранжирования:

A.   Экономический кризис в России (1998 г.);

B.    Финансово-экономический кризис в России (2008–2010 гг.);

C.   Финансово-экономический кризис в России (2013 г. –настоящее время).

Последствия экономического кризиса 1998 г. представляют собой наиболее сложную экономическую ситуацию, об этом свидетельствует значительное сокращение производства, банкротство крупных кредитных организаций, резкий рост инфляции, а также значительное снижение уровня жизни населения (23,3% населения страны имели доходы ниже величины прожиточного минимума). Паника во власти, которая повлекла за собой отставку премьер-министра страны и главы Центрального банка,  только подтверждает  сложность экономического положения России в 1998 г.

Инновационная активность российских компаний в 1998 г. закономерно снизилась, что подтверждается уменьшением числа организаций, выполнявших НИОКР, и снижением персонала, занятого исследованиями и разработками. Данный факт обуславливается тем, что в условиях кризиса поиск ресурсов для финансирования инноваций является достаточно затруднительным процессом. Кредитные компании не предоставляют значительные объемы финансовых средств данным проектам ввиду высоких рисков и нестабильной экономической ситуации (Владимирова, 2013; Владимирова, Бельский, 2015; Пахалов, 2014). Финансирование и разработка новых технологий и проектов за счет собственных средств в России даже в годы роста экономики не является приоритетным направлением, а в период кризиса является статьей расходов, первой попадающей под сокращение.

Сравнение содержания более поздних экономических кризисов показывает, что в эти периоды в целом экономика государства представляет собой более стабильную систему, последствия кризисов оказали меньшее влияние как на уровень жизни людей, так и на экономический курс развития страны в целом, об этом свидетельствует менее значительный рост инфляции, а также отсутствие массового банкротства компаний.

Рынок предоставления кредитных средств в 2008 и 2013 гг. был обездвижен на некритичные промежутки времени, а государством продолжали исполняться все программы, направленные на развитие и поддержку инноваций. В следствии этого инновационная сфера в 2008 и 2013 гг. пострадала значительно меньше в сравнении с 1998 г., об этом свидетельствует то, что некоторые показатели инновационной деятельности не только не сократились или находились в стагнации, но имели тенденцию к росту.


 


Заключение

Как свидетельствует опыт зарубежных компаний, финансовые средства, направленные на разработку новых технологий и продуктов в период кризиса, дают дополнительное конкурентное преимущество компаниям как в момент самого кризиса, так и в посткризисное время.            Некоторые отечественные компании в настоящее время уже осознали необходимость реализации инноваций, но до уровня наиболее продвинутых компаний Запада остается достаточно длинный путь. После исторических поражений, кризисов экономика России восстанавливалась на более качественном уровне. Хочется, чтобы нынешний мировой финансовый кризис не стал для нее исключением. Ключ к этому форсированное инновационное развитие страны.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241