Глобальная тенденция социального страхования в европейских странах: повышение пенсионного возраста

Лаптев П.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 7 (Июль, 2015)

Цитировать:
Лаптев П.В. Глобальная тенденция социального страхования в европейских странах: повышение пенсионного возраста // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 7. – С. 918-926. – doi: 10.18334/ce.9.7.506.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23815975
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

Данная статья посвящена проблеме повышения пенсионного возраста в ряде развитых европейских стран. В статье автор проанализировал демографическую нагрузку на население Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Италии, Нидерландов и Дании. Были рассмотрены действующие правила по достижению пенсионного возраста в вышеназванных странах, а также отмечены изменения пенсионного возраста.

Ключевые слова: социальное страхование, пенсионный возраст, размер пенсии, увеличение пенсионного возраста

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Для большинства развитых стран развитие сферы социальной защиты и социального страхования происходило постепенно на основе роста числа рисков, покрываемых социальным страхованием, а также увеличения числа застрахованных (Кудрин, Гурвич, 2012; Муравлева, 2011; Строев, 2011; Aglietta, Chateau, Fayolleetall, 2007; Alessie, Kapteyn, 2001; Barannik, 2014; Bingley, Lanot, 2007; Cremer, Lozachmeur, Pestieau, 2004; Díaz-Giménez, Díaz-Saavedra, 2009; Duggan, Singleton, Song, 2007; Fields, Mitchell, 1984; Galasso, 2008; Gonzalez-Eiras, Niepelt, 2012; Magnani, 2011; Messe, 2011; Williamson, Pampel, 1993). В настоящее время в странах Европейского Союза функционируют хорошо развитые государственные системы социальной защиты населения и социального страхования. Так, совокупная доля расходов на страхование, социальную защиту и медицинскую помощь пенсионерам в развитых странах составляет примерно 30-45 % ВВП.

Чрезвычайно существенным фактором, влияющим на национальное социальное страхование, является «старение населения». По оценкам демографов, около 70% западноевропейцев живет более 65 лет, а 30-40% - более 80 лет(Ильминская, 2010). Международные национальные исследования показывают, что в ближайшие десятилетия численный и возрастной состав населения в развитых странах претерпит значительные изменения. Основными причинами служат снижение рождаемости, роста продолжительности жизни, рост доли лиц пожилого возраста, к 2050 г. 37% населения кон­тинента составят пожилые люди.

Проанализировав данные, представленные на рисунке, можно сделать выводы, что темп прироста всего населения развитых стран Европы значительно ниже аналогичного показателя для населения старше трудоспособного возраста. В 2014 году прирост числа пожилых людей вырос почти на 3,5% по сравнению с 2013 годом, когда общий рост населения составил лишь 0,26%. В Германии наблюдается сокращение общего числа резидентов, в то время как прирост населения старше трудоспособного возраста равнялся 1,2% в 2014 году по сравнению с 2013 годом.

Рост доли лиц пожилого возраста и увеличение продолжительности жизни продлевают средний срок выплаты пенсий и страховых пособий, что требует изменения сложившихся страховых механизмов доходов и расходов бюджетов страховых систем, поскольку непрерывно возрастает финансовая нагрузка на работающих, удельный вес которых непрерывно уменьшается. (см. табл.)

Рисунок. Темпы прироста всего населения страны и населения старше трудоспособного возраста, 2014 г, %.

Источник: составлено автором по данным сайтов International LabourOrganisation (ILO) и United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD).

Таблица

Демографическая нагрузка* на население трудоспособного возраста (на 1000 человек)

*Демографическая нагрузка определяется как соотношение численности населения в возрасте 65 лет и старше и численности населения в возрасте 15-64 лет.

**Прогноз

Источник: составлено автором по данным сайта InternationalLabourOrganisation (ILO)

За последние 10 лет наблюдается тенденция к увеличению демографической нагрузки в ряде развитых европейских стран. Самое большое изменение показали Нидерланды - в 2014 году демографическая нагрузка увеличилась на 50 человек по сравнению с 2004 годом и достигла до 240 человек. Высокий уровень демографической нагрузки представила Италия в 2014 году – 330 человек, данный показатель вырос на 18% за 10 лет, и Германия - 320 пожилых лиц на население трудоспособного возраста.

Упомянем и то, что в развитых странах коэффициент замещения (соотношение размера пенсии к средней заработной плате) высок (находится в диапазоне 55-85%). Этот момент важен с точки зрения финансирования всех расходов на социальное страхование на базе действующих подходов. Все это заставляет развитые страны интенсифицировать поиски альтернативных направлений в области социального страхования, поскольку «линейное» следование современной политике, как ожидается, приведет к неуклонному росту как доли государственных расходов, так и нагрузке на предпринимательский класс – и первое, и второе, как предполагают, может отразиться на «затухании» темпов экономического роста в силу чрезмерного «давления» общих социальных затрат на общество.

В связи с рассмотренными тенденциями правительства многих развитых стран, в частности, западной Европы видят увеличение пенсионного возраста как один из способов снизить демографическую нагрузку. Рассмотрим, как изменится пенсионный возраст Австрии, Италии, Испании, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландах и Дании к 2023 году.

В Австрии для мужчин пенсионный возраст начинается в 65 лет, для женщин – в 60 лет. Однако, начиная с 2024 по 2033 гг., произойдет повышение пенсионного возраста до 65 лет только для женщин. Ранняя пенсия будет постепенно ликвидирована к 2014 году. При этом уровень пенсии по старости останется тем же - сейчас застрахованным лицам выплачивается 1,78% от оцененной базы для взносов каждого года. Базой оценки застрахованного служат скорректированные средние заработки за 26 лет общей суммой до € 4,530 (ежегодно период оценки постепенно увеличивается, начиная от 12 месяцев и до тех пор, пока не достигнет 40 лет в 2028 году) [1].

Для застрахованных лиц, родившихся после 1 января 1955 года, пенсия рассчитывается исходя из суммы взносов за каждый календарный год, плюс суммы скорректированных ежегодных взносов за все годы, разделенные на 14. Выплаты по ранней пенсии сокращаются на 0.35% каждый месяц.

В Дании лица, достигшие возраста 65 лет, могут получать универсальную базовую пенсую (на основе прибыли), универсальное дополнение к пенсии (на основе дохода) и добавку к пенсии от биржи труда, однако пенсионный возраст будет повышаться на шесть месяцев до уровня 67 лет начиная 2024 года по 2027 год). Полный размер пенсии выплачивается в том случае, если лицо являлось резидентом Дании в течении 40 лет в промежутке от 15 до 65 лет [2].

Размер универсальной базовой пенсии составляет 70,896 крон в год, лицо, которое не состоит в браке и живет отдельно, получает универсальное дополнение к пенсии в размере 73,644 крон в год, в противном случае - 35,592 крон в год.

Сумма пенсии ATP, или пенсии от биржи труда, основывается на длительности периода и количестве совершенных взносов. Максимальная годовая плата составляет около 25000 крон. Пенсии выплачиваются по 2500 крон в качестве единовременной суммы.

Начиная с марта 2014 года во Франции был установлен минимум пенсионного возраста для получения выплат из социального страхования по старости - 61 год и 2 месяца. Однако к 2017 году возраст повысится до 62 лет. Возраст автоматического права на полный пансион составляет 65 лет (постепенно повысится до 67 лет в период с 2016 по 2022). Те же изменения коснутся и правил выплаты частичной пенсии. Размер выплаты пенсии по старости (социального страхования) составляет 50% от среднего заработка, максимальные ежемесячные доходы, используемые для расчета пособия - 3129 евро [3].

Количество выплачиваемой пенсии по старости (дополнительная схема) зависит от количества «точек», начисленных за карьеру застрахованного, данное число умножается на значение точки, когда застрахованное лицо уходит в отставку. Так, например, для служащих с фиксированным докладом значение составляет 1.25 евро, для менеджеров - 0.43 евро, 0.47 для работников частного сектора.

На данный момент пенсионный возраст в Германии составляет 65 лет и 3 месяца, однако он будет повышаться на один месяц до 67 лет каждый год до 2024 года и на два месяца до 2029 года. Таким образом для тех, кто был рожден после 1964 года, пенсионный возраст составит 67 лет.

Пенсия по старости основана на общих единицах индивидуальных доходов, умноженные на пенсионный фактор и стоимость пенсий. Величина среднего заработка составляет € 34,857 [4].

В Италии пенсионный возраст наступает в 66 лет и 3 месяца для мужчин и женщин, занятых в государственном секторе, и в 62 года и 3 месяца – для женщин, занятых в частном секторе, однако к 2018 году возраст повысится до 66 лет и 3 месяцев [5].

На получение ранней пенсии могут претендовать лица, которые совершали вклады на протяжении 42 лет и 6 месяцев для мужчин и 41 года и 6 месяцев для женщин (правило вступило в силу в 2014 году).

Пенсия по старости (NDC) основана на условных взносах, ежегодно корректируется в соответствии со средней скоростью роста валового внутреннего продукта в течение последних пяти лет и актуарного коэффициента, который изменяется в соответствии с возрастом страховщика (от 4,304% в возрасте от 57 до 6.561% в возрасте 70 лет и старше).

Минимальная ежемесячная пенсия составляет 1,5 минимального ежемесячного социального пособия, которое составляет 447.61 евро.

Пенсия по старости по социальному страхованию основана на среднегодовых заработках страхователя за последние пять лет, количестве взносов (до 40 лет) и коэффициенте, который варьируется в зависимости от уровня годового дохода: от 2% для ежегодного дохода до 46,076 евро до 0,9% для годового заработка больше, чем 76486,16 евро за (до декабря 1992 года) , и больше, чем 87544,40 евро (с января 1993 года).

В Нидерландах пенсионный возраст составляет 65 лет и 2 месяца, к 2023 году повысится до 67 лет. На полную и частичную пенсию имеет право претендовать резидент Нидерландов или работающий в Нидерландах с возраста 15 лет до 65 лет (17 лет и 67 лет соответственно с 2023 года) при условии, что на протяжении указанного периода ежегодно совершались взносы. Изменения коснутся также постоянных выплат по нетрудоспособности: начиная с 2023 года пенсия будет выплачиваться работникам, не достигшим возраста 67 лет.

Выплаты пожилым лицам, не находящимся в браке, составляют 1,099.37евро в месяц. Пенсионеры старше 65 лет, живущие в парах, получают 759.53 евро ежемесячно. В случае, если пенсионер является единственным родителем ребенка до 18 лет, размер выплат составляет 1,387.32 евро ежемесячно [6].

Испанцы имеют право претендовать на пенсию по старости (по социальному страхованию) по достижении возраста в 65 лет и 2 месяца (к 2027 году пенсионный возраст повысится до 67 лет) и при условии, что они совершали взносы в течение 15 лет и 2 года за последние 15 лет. Однако полная пенсия выплачивается, если длительность взносов составляла 35 лет и 6 месяцев ( 37 лет с 2027 года).

Возраст для получения вынужденной досрочной пенсии составляет 61 год и два месяца (постепенно возрастет до 63 лет к 2027), для добровольной досрочной пенсии - 63 года и 2 месяца (65 лет к 2027).

Размер пенсий по старости по социальному страхованию составляет 50% от дохода застрахованного лица, выплачивается на основе первых 15 лет взносов плюс меньший процент от доходов на 16‑ый и 17 годы. Уровень минимального дохода увеличивается каждый год до тех пор, пока не достигнет 25 лет в 2022 голу. Начиная с 2027 года величина пенсии будет уменьшаться на 2,27% ежегодно, если общий срок взносов составит менее 37 лет.

Максимальный ежемесячный доход, используемый для расчета взносов, составляет 3,597 евро. Минимальная ежемесячная пенсия достигает 632.90 евро, 780.90 евро при наличии иждивенца. Максимальный уровень пенсии - 2,554.49 евро (35,762.86 евро в год) [7].

В Великобритании основную государственную пенсию (с фиксированной ставкой) и вторую государственную пенсию (SSP) получают мужчины и женщины, достигшие возраста 65 лет и 62 лет соответственно. Однако пенсионный возраст для женщин постепенно увеличится до 65 лет к ноябрю 2018 года. Далее возраст выхода на пенсию будет постепенно расти до 66 лет с 2019 по 2020 г. и до 67 лет с 2026 по 2028 годы. Нижний предел заработка составляет 5,772 фунтов в год (с апреля 2014) [8].

Заключение

Главной особенностью пенсионной системы по старости развитых стран является ее обязательный характер, поскольку считается, что большинство людей не могут самостоятельно отложить себе на старость. Выплаты пенсий по старости производятся через системы социального страхования. Ряд стран выплачивает дополнительные пенсии в рамках обязательных или добровольных систем с установленными взносами.

Однако увеличение продолжительности жизни и достижение пенсионного возраста поколения «бейби-бума» определенно повысит число людей, которые полагаются на ВВП [9], а государственные затраты Европейского союза на пенсии увеличатся с 1,5 до 2% от ВВП за следующие 50 лет, что может иметь негативные последствия для экономик европейских стран.

[1]Social Security Programs Throughout the World: Europe. (2014) // Social Security website. P. 39-43.
[2]Social Security Programs Throughout the World: Europe. (2014) // Social Security website. P. 81-86.

[3]Social Security Programs Throughout the World: Europe. (2014) // Social Security website. P. 103-113.

[4]Social Security Programs Throughout the World: Europe. (2014) // Social Security website. P. 114-121.

[5]Social Security Programs Throughout the World: Europe. (2014) // Social Security website. P. 163-171.

[6]Social Security Programs Throughout the World: Europe. (2014) // Social Security website. P. 219-223.

[7]Social Security Programs Throughout the World: Europe. (2014) // Social Security website. P. 283-291.

[8]Social Security Programs Throughout the World: Europe. (2014) // SocialSecuritywebsite. P. 318-330.

[9]OECDPensionsOutlook 2014 // Информационно-аналитический портал «Лаборатория пенсионной реформы».


Страница обновлена: 01.04.2024 в 12:19:02