Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»7 / 2015
DOI: 10.18334/ce.9.7.499

Архитектура построения и оценка инновационного потенциала региона

Литвиненко Инна Леонтьевна, канд.экон. наук, доцент кафедры экономики, управления персоналом и маркетинга, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Россия

Building and the evaluation of regional innovative potential - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
Вопрос формирования и развития региональной инновационной системы (РИС) как ключевого элемента трансформации национальной инновационной системы поставлен во главу угла на уровне власти, научных  и образовательных кругов. Важность данного процесса осознают и бизнес-структуры. Для создания прочного и в тоже время адаптивного фундамента долгосрочного развития РИС особое значение имеет проблема построения и оценки инновационного потенциала региона в контексте деформации экономических парадигм.
Цитировать публикацию:
Литвиненко И.Л. Архитектура построения и оценка инновационного потенциала региона // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 7. – С. 815-836. – doi: 10.18334/ce.9.7.499

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Современное развитие мирового хозяйственного комплекса характеризуется переходом ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.

На данный момент в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики [1].

Как следствие, важной составной частью государственной социально-экономической политики на текущий момент является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Создание эффективной инновационной системы России, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающую взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран, должно основываться на имеющихся в руках государства и регионов силе и средствах. Именно регионы России имеют на сегодняшний день значительный нереализованный потенциал.

В условиях современной России регионы представляют собой новый субъект экономических отношений на уровне мирохозяйственных связей, становясь участником рынка товаров и услуг, как равноправный субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями, участвует в мировой и государственной системе интеграции производства и процессе всемирного разделения труда как системообразующая интеграционная единица. Это подтверждается и тем, что сегодня стратегической целью экономической политики России является обеспечение роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе изменения пропорций воспроизводства и модернизации производственного аппарата, а также осуществление структурных реформ в направлении развития конкурентоспособной среды, совершенствование корпоративного управления и реструктуризация предприятий для повышения их устойчивости и эффективности.

В этой связи исследование проблематики формирования и оценки инновационного потенциала региона как ключевого индикатора развития региональной инновационной системы, выбранное в качестве цели настоящей работы, является на текущий момент одним из самых актуальных. Анализ литературы по теме исследования включал в себя изучение актуальных публикаций отечественных и зарубежных авторов (Александрова, Салмина, 2008; Нестерова, 2012; Buesa, Heijs, Pellitero, Baumert, 2006; Chen, Guan, 2011; Glebova, Kotenkova, 2014; Gerasimova, Mokichev, Mokichev, 2014; Gerstlberger, 2004; Hajek, Henriques, Hajkova, 2014; Kharchenko, Alpeeva, Ovcharova, 2014; Khayrullina, 2014; Keller, Markmann, Gracht, 2015; Kramer, Marinelli, Iammarino, Diez, 2011; Lau, Lo, 2015; Liu, Chen, 2012; Malle, 2013; Mattes, Huber, Koehrsen, 2015; Sleuwaegen, Boiardi, 2014; Vecchiato, Roveda, 2014; Weidenfeld, 2013; Zhao, Song, Zhu, Peng, Cai, 2013).

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность), и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества (рис. 1).

В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста. Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности (Литвиненко, 2015; С. 136). В более широком смысле конкурентоспособность региона можно представить как совокупность устойчивых отношений в области социально-экономического развития региона во взаимодействии с другими регионами, позволяющими создать новые комбинации продуктов, отраслей и сфер экономической деятельности. Эти комбинации, в свою очередь, направлены на формирование и продвижение инновационных продуктов и новых видов деятельности для региона, обеспечивая, таким образом, его инновационное лидерство и конкурентоспособность.

Рисунок 1. Взаимосвязь элементов, определяющая отличительные черты инновации

Примечание: 1- инновации.

Источник: составлено автором.

Как следствие, инновационность региона представляет собой его способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию продуктов научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инноваций.

Проведенный автором анализ показал, что Россия находится в группе стран, не вовлеченных в основной технологический обмен, обладая при этом богатейшими запасами природных ресурсов. Более того, опасность заключается в дальнейшем усилении сырьевого сектора экономики и «стерилизации» финансовых ресурсов, получаемых государством от экспортной продажи энергоносителей и изымаемых из оборота вместо инвестирования в инновационно-активные секторы.

Среди задач региона, которые определяют особенности стратегического управления инновациями, выделим следующие (рис. 2).

Прежде всего, это воздействие оказывается через кадровую составляющую и систему образования. Важнейшей интеллектуальной предпосылкой повышения уровня инновационного потенциала является развитый вузовский и научный сектор региона (Атоян, Жиц, 2003; С. 195).

Рисунок 2. Задачи стратегического управления инновациями на уровне региона

Источник: составлено автором.

В развитии данного вопроса остановимся на определении «инновационный потенциал региона», который является способностью региона привлекать ресурсы с целью его инновационного развития. Совокупность региональных инновационных систем объединены единой целью (устойчивое развитие страны) и действуют в рамках государственной экономической политики и законодательства.

Говоря об инновационном потенциале региона, заметим, что в экономической литературе существует множество способов трактовки такого понятия, как инновационный потенциал, например:

- совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности [2];

- способность системы к трансформации в новое состояние с целью удовлетворения потребностей (индивида, рынка и т.п.) (Кравченко, Кладченко, 2003);

- структура, объединяющая три составляющие потенциала: ресурсную, внутреннюю и результативную, которые существуют во взаимодействии, предполагают и обусловливают друг друга (Кокурин, 2001);

- возможность создания новшеств, осуществления инноваций, готовность воспринять нововведения для последующего эффективного использования на уровне, соответствующем мировому (Хогоева, 2011).

Величина инновационного потенциала является параметром, позволяющим региону оценить возможности его инновационной деятельности и определить стратегию инновационного развития. От состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационной стратегии, вследствие чего необходима его комплексная оценка (Матвейкин, Дворецкий, Минько, Таров, Чайникова, Летунова, 2012; С. 9-10). Способствует формированию инновационного потенциала страны в целом.

В мировой практике разработаны и применяются различные показатели, оценивающие уровень развития инновационной деятельности. Международными организациям разрабатываются системы показателей, предназначенные для определения уровня инновационного потенциала страны (региона). Кратко охарактеризуем некоторые из этих систем (табл. 1).

Таблица 1

Ключевые системы оценки уровня инновационного потенциала страны (регионов), применяемые в развитых странах

№ п/п

Система оценки

Организация - разработчик

Суть

1

Индекс научно-технического потенциала

ВЭФ

Согласно методике, возможность достижения устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в равной степени зависит от трех категорий переменных: макроэкономической среды, государственных институтов и технологии.

2

Система показателей оценки инновационной деятельности

Комиссия европейских сообществ (КЕС)

Применяется для сравнительного анализа уровня развития инновационной деятельности в странах Европейского Союза (ЕС), а также для их сопоставления с показателями США и Японии. Предложенная Директоратом по предпринимательству КЕС система инновационных показателей включает в себя 16 индикаторов, разделенных на четыре группы: человеческие ресурсы; генерация новых знаний; трансфер и использование знаний; финансирование инноваций, результаты инновационной деятельности. Оценка инновационной деятельности по предложенной методике позволяет сопоставить успехи различных стран и определить области, которые требуют дополнительных усилий со стороны частных организаций и государства.

3

Показатели, характеризующие уровень и динамику развития инновационной экономики развитых и ряд развивающих стран

(ОЭСР)

В методике представлены следующие показатели: удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции обрабатывающей промышленности и услугах; инновационная активность; объем инвестиций в сектор знаний (общественный и частный); разработка и выпуск информационного и коммуникационного оборудования, программной продукции и услуг; численность занятых в сфере науки и высоких технологий и др.

4

Европейская шкала инноваций

ЕС

Именуемая как «Европейский инновационный барометр», представляет собой наиболее полную, постоянно обновляемую базу данных о состоянии инновационной деятельности на национальных и общеевропейском уровнях. С ее помощью заинтересованные лица получают аналитическую информацию, статистические данные об инновационных процессах, сведения о мерах по реализации инновационной политики и основных инновационных трендах в ЕС. Trend Chart служит средством распространения и обмена положительным опытом в области инновационной политики.

Источник: составлено автором.

Таблица 2

Системы оценки уровня инновационного потенциала регионов, применяемые в РФ

п/п

Система оценки

Организация-разработчик

Суть

1

Совокупный инновационный потенциал регионов

Рейтинговое агентство «Эксперт»

Совокупный инновационный потенциал региона формируется из восьми частных потенциалов, каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей. Доля инновационного потенциала в совокупном потенциале региона характеризует, какую часть инновационный потенциал региона занимает в совокупном потенциале каждого региона. Соответственно, чем больше доля, тем выше инновационный потенциал.

2

Индекс инновационности регионов России

Проект НИСП

Включает в себя следующие показатели:

- доля населения, проживающего в крупных городах;

- численность студентов государственных вузов;

- доля занятых в науке от занятых в сфере услуг;

- ВРП в сфере услуг на душу населения;

- ВРП в науке и научном обслуживании на душу населения;

- уровень интернетизации региона.

3

Анализ перспектив технологического развития регионов России в рамках проведения научно -технического  форсайта РФ

Проект ЦСР «Северо-Запад»

Включает в себя следующие показатели:

- показатели качества человеческих ресурсов для инновационных разработок;

- показатели создания новых знаний;

-показатели распространения и применения новых полученных знаний;

-показатели вывода инновационной продукции на рынок.

4

Сравнительный анализ методик

Проект BRUIT

Представляет собой наиболее полную, постоянно обновляемую базу данных о тенденциях инновационной политики в ЕС. С ее помощью заинтересованные лица получают аналитическую информацию политики и основных инновационных трендах.

Источник: составлено автором.

Европейские страны накопили довольно богатый опыт межстрановых сопоставлений уровня инновационного развития. Заметим, что названные системы показателей направлены преимущественно на оценку инновационного потенциала развитых стран. Поэтому ими не учтен ряд факторов, характерных для развивающихся рынков (Алексеев, 2009; c. 256).

В России используются отечественные методики (табл. 2).

Так, оценка инновационного потенциала регионов приводится в материалах ежегодных исследованиях национального рейтингового агентства «Эксперт РА» (табл. 3). Ее суть - определить ранги регионов по инновационному потенциалу.

Таблица 3

Перечень регионов РФ с наивысшей оценкой инновационного потенциала в 2012-2014 гг.

Регион

Доля инновационного потенциала в совокупном потенциале региона, проценты

2012

2013

2014

Нижегородская область

20,0

25,2

23,7

Калужская область

17,0

22,6

21,3

Московская область

16,8

22,0

19,1

Томская область

16,9

21,7

22,0

Новосибирская область

14,0

18,6

19,2

Санкт-Петербург

14,0

16,3

21,1

Владимирская область

12,6

15,3

14,2

Воронежская область

12,1

15,2

15,0

Москва

12,0

15,2

13,5

Ульяновская область

9,0

14,4

14,6

Тульская область

10,0

14,3

13,9

Источник: составлено автором на основе данных рейтингового агентства «Эксперт».

В российской экономической литературе существуют различные методологические подходы (простые и комплексного характера) к оценке инновационного потенциала региона с точки зрения его способности формировать инновационно-активную экономику. Как правило, для оценки инновационного потенциала предлагается использовать ряд показателей, характеризующих его различные компоненты. При этом применяются различные подходы для решения проблемы сопоставимости используемых показателей.

Проведенный автором анализ предлагаемых методик российскими учеными дал следующие результаты.

Так, Погодина Т.В. предлагает использовать функциональную модель оценки инновационной активности и конкурентоспособности регионов с использованием системы статистических показателей, в качестве которых приняты:

- внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП или ВРП (показатель Х1);

- доля занятых исследованиями и разработками в процентах к общему числу занятых (Х2);

- доля основных фондов исследований и разработок в общей их стоимости (Х3);

- затраты на технологические инновации в процентах к ВВП или ВРП (Х4).

Таким образом, функциональная модель рейтинга инновационной активности и конкурентоспособности регионов выглядит следующим образом:

R = 0,3 Х1 + 0,2Х2 + 0,2Х3 + 0,3Х4,                            (1)

где R - инновационная активность и конкурентоспособность регионов (Погодина, 2004; C. 18).

К достоинствам этого метода можно отнести относительную несложность расчетов. Недостатками предлагаемой модели является то, что, во-первых, в ней используется ограниченный круг показателей; во-вторых, модель сформирована на основе общих закономерностей развития инновационной активности.

Заусаев В.К., Быстрицкий С.П., Криворучко Н.Ю. для комплексной оценки инновационного потенциала региона предлагают использовать ряд показателей, составляющих пять групп:

- макроэкономические (валовой региональный продукт; численность экономически активного населения; среднедушевые доходы и т.п.);

- инфраструктурные (количество организаций, использующих коммуникационные и информационные технологии, число страховых организаций и т.п.);

- правовые (местные законы, регулирующие инновационную деятельность, предоставляющие налоговые и иные льготы субъектам инновационной деятельности);

- кадровые (численность работников, занятых в сфере науки, исследованиями и разработками и т. п.);

- экономические (объем инновационной продукции по степени новизны; внутренние текущие затраты на исследования и разработки и т.п.) (Заусаев, Быстрицкий, Криворучко, 2005; С. 44).

К достоинствам рассматриваемой методики относится то, что авторы использовали метод экспертных оценок, вывели коэффициент значимости каждого показателя. Положительной стороной данной методики является и то, что отбирался наилучший показатель, а остальные «взвешивались» с максимальным значением, получая соответствующее значение в долях единицы. Интегральная оценка инновационного потенциала региона получалась путем суммирования значений всех показателей по региону.

Однако, несмотря на отмеченные достоинства, данная методика имеет и недостатки:

- во-первых, для оценки инновационного потенциала не используются показатели состояния и использования основного капитала;

- во-вторых вообще не включены показатели информационно-коммуникационных технологий.

Ряд авторов для анализа инновационного развития региона используют метод суммы мест, предусматривающий последовательный расчет показателей. Так, Ореховским П. были использованы следующие показатели:

- персонал, занятый исследованиями и разработками (чел.);

- внутренние затраты на исследования и разработки (тыс. руб.);

- поступление патентных заявок и выдача охранных документов и т.д. (Ореховский, 2007).

Из перечня показателей видно, что для анализа используются различные и не совсем сопоставимые показатели, представленные в абсолютных единицах. При таком подходе анализируемые регионы должны быть практически идентичными, иначе сравнение будет некорректным. Все это вместе взятое предопределяет некоторую неточность определения инновационного развития регионов.

В нашей стране широко используется оценка состояния инновационного потенциала регионов, основанная на вычислении интегрального показателя. Основу его составляют экспертные оценки ряда характеристик, в том числе и качественные показатели (например, законодательные условия для инвесторов), и макроэкономические показатели (Луковцева, 2012; С. 3).

В рамках метода экспертных оценок определяются значения базовых показателей инновационного потенциала регионов за анализируемый период, а затем рассчитываются интегральные показатели исходя из значений базовых показателей и их весов, определяемых группой экспертов. Для исследования производится корректировка значений весов базовых показателей, т. е. рассчитываются показатели, которые наиболее точно оценивают инновационный потенциал региона.

На первом этапе оцениваются значения базовых показателей инновационного потенциала регионов на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

На втором этапе рассчитываются интегральные показатели исходя из значений перечисленных показателей и их весов. Для определения веса каждого базового показателя, используемого при расчете комплексного интегрального показателя, применяется метод экспертной оценки. Весовые коэффициенты выражаются в баллах, значения варьируют в пределах от 1 до 10 баллов (1 балл соответствует наименьшей значимости показателя, 10 - наибольшей).

Определение весовых коэффициентов базовых показателей инновационного потенциала регионов осуществляется с допущением возможности последующей свертки оцениваемых показателей в единый интегральный с использованием следующей формулы:

                                               (2)

где 𝑎𝑘𝐴 агрегированная оценка весового коэффициента, принадлежащего k-му базовому показателю; L – число экспертов, участвующих в оценке; 𝑎𝑘𝑙 - весовой коэффициент, присвоенный k-му базовому показателю l-м экспертом.

Расчет интегральных показателей в свою очередь включает в себя следующие этапы:

1. Приведение базовых показателей инновационного потенциала отдельного региона в сопоставимый вид путем их нормирования относительно средних значений по всем регионам РФ. Для каждого базового показателя инновационного потенциала региона рассчитывается среднее по России значение по формуле:

                               (3)

где 𝑋kRF 𝐹среднее по РФ значение k-го базового показателя;

Qчисло регионов;

𝑋𝑘𝑖kбазовый показатель i-го субъекта РФ.

Все базовые показатели инновационного потенциала региона делятся на две группы. К группе A относятся базовые показатели, связанные обратной зависимостью с комплексным интегральным показателем, в расчете которого они участвуют. В методике оценки инновационного потенциала к показателям группы A относится только один базовый показатель – степень износа основных фондов предприятий и организаций. К группе B относятся все остальные базовые показатели, которые связаны прямой зависимостью с интегральным показателем. Нормирование базового показателя группы A производится по следующей формуле:

𝑋𝑘 =−(𝑋𝑘/𝑋𝑘𝑅𝐹 ).                                     (4)

Нормирование базовых показателей группы B производится по следующей формуле:

𝑋𝑘 =𝑋𝑘/𝑋𝑘𝑅𝐹.                                                       (5)

В формулах (4) и (5):

𝑋𝑘 нормированный относительно среднероссийского k-й базовый показатель;

𝑋𝑘 – k-й базовый показатель.

2. Определение значений интегральных показателей (ИП) на основе соответствующих нормированных базовых показателей и весовых коэффициентов:

                                         (6)

На основе использования базовых показателей инновационного потенциала по формулам, аналогичным формулам (4) и (5), рассчитываются нормированные показатели 𝑋𝑘, которые затем перемножаются на соответствующие значения весовых коэффициентов (Бахтизин, Акинфеева, 2010).

Результат использования приведенных оценок инновационного потенциала регионов РФ за 2013 г. по приведенной выше методике представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Инновационный потенциал регионов в РФ по итогам 2013 г.

В развитие вышесказанного отметим, что инновационный потенциал региона представлен ресурсами, мобилизованными на достижение инновационной цели и организационным механизмом. Как структурный элемент экономического потенциала он близок к понятию «научно-технический потенциал». Функциональная направленность инновационного потенциала заключается в создании условий, при которых наиболее полно реализуются другие потенциалы: трудовой, природно-ресурсный, финансовый, информационный.

В данном контексте необходимо выделить следующие основные факторы, воздействующие на региональный инновационный потенциал, формирующие его масштабы и задающие направления его использования (рис. 4).

Согласно мнению автора, инновационный потенциал региона наиболее полно состоит из системы следующих взаимодействующих и взаимозависимых потенциалов (рис. 5).

Научно-технический потенциал тесно связан с ресурсным блоком, опирается на него. Поскольку появление изобретений, новшеств, инновационных программ невозможно без взаимодействия людей, оборудования и технологий, финансовых ресурсов, а также информации.

Центральными компонентами инновационного потенциала являются его управленческое и организационное звено. Именно от правильных, своевременных управленческих решений зависит, будут ли раскрыты возможности предприятия по созданию востребованной конкурентоспособной продукции.

В этой связи в структуру инновационного потенциала внесен и потребительский сегмент, где оценивается, насколько данная новация нужна потребителю и будет ли она иметь возможность дальнейшего распространения и использования.

Инновационная культура рассматривается как готовность предприятия, персонала, руководящего звена воспринимать получение новшества, переводить их в нововведения, учитывать неудачи и адаптироваться к изменениям окружающей среды, пронизывает все компоненты инновационного потенциала.

Что касается  кадрового потенциала, необходимо учитывать также квалификацию работников, систему обучения и повышения квалификации на предприятиях промышленности; возрастную структуру кадров, систему оплаты труда, мотивацию (оценка среднего уровня заработной платы научно-технических специалистов по отношению к среднему уровню заработной платы в промышленности региона). На основании характеристик показателей можно сделать выводы о технологичности промышленности региона, состоянии его воспроизводственного базы (рис. 6).

Заключение

Инновационный потенциал региона не сводится к простой сумме указанных потенциалов. По сути, данный потенциал является системой, обладающей эмерджентными свойствами. Комплексная оценка инновационного потенциала региона предполагает, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей, во-вторых, наличие статистической базы. Самое главное, показатель инновационного потенциала не только предопределяет дальнейшее развитие региона, но и характеризует степень готовности региона к созданию, освоению и распространению разного типа нововведений, к реализации результатов инновационной деятельности.

Функцией региональных органов управления в данном случае является полноценная адекватная реализация этих свойств обеспечение взаимосвязей между предприятиями, высшей школой и научными учреждениями, финансово-кредитными институтами, органами управления областью (Шляхто, 2007).

Рассматривая инновационный потенциал региона, необходимо учитывать его открытость по отношению к внешней среде, адаптивность к быстроизменяющимся условиям внешней среды и развитию новых информационных технологий, способствующих формированию новой модели инновационного потенциала региона в условиях информационного общества.

Таким образом, можно отметить, что проблема формирования экономической сущности инновационного потенциала является сложной, многоаспектной и нуждается в дальнейшем изучении. Полученные в ходе исследования результаты являются основой для полной характеристики инновационного потенциала и, как следствие, ориентированы помочь в выработке конкретных научно-практических рекомендаций по его формированию и эффективному использованию.



[1]Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики // ИНТЕРФАКС-ЦЭА.

[2] Официальный сайт «Финам».


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241