Статья опубликована в журнале «Вопросы инновационной экономики»3 / 2012

Основные показатели системы управления инновационной деятельности мебельных предприятий

Шанин Игорь Игоревич, аспирант, кафедра экономики и финансов, Воронежская государственная лесотехническая академия, Россия

Безрукова Татьяна Львовна, доктор экон. наук, профессор, зав. кафедрой, кафедра экономики и финансов, Воронежская государственная лесотехническая академия, Россия

Борисов Алексей Николаевич, доктор экон. наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Воронежская государственная лесотехническая академия, Россия

Main Factors of Innovative Activity Management System of Furniture Enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 40

Аннотация:
Инновационная деятельность выступает основой дальнейшего существования и развития промышленных предприятий, а также даёт возможность для повышения конкурентных преимуществ. Современные конкурентные преимущества предприятий все более зависят не от степени владения капитальными ресурсами и материальными ценностями, а от способности сотрудников к разработке и внедрению инноваций, что приводит к расширенному привлечению инвестиций в интеллектуальный капитал и является базой экономического роста на основе научно-технического прогресса.
Цитировать публикацию:
Шанин И.И., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Основные показатели системы управления инновационной деятельности мебельных предприятий // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – Том 2. – № 3. – С. 13-26.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современных условиях быстро растущий научно-технический прогресс дает предпосылки предприятиям для обновления и модернизации машин и оборудования. При этом динамично изменяющиеся условия внешней среды вынуждают мебельные предприятия рассматривать и принимать стратегические решения на долгосрочную перспективу. Причем характеристики инновационных проектов часто отличаются непредсказуемостью эффективности конечного результата, данный факт определяет наличие инновационного риска. Масштабы рисков в инновационной деятельности предприятий промышленного производства таковы, что в среднем успеха достигают лишь 15‒25% подобных начинаний.

Но при высоком риске возможна высокая норма прибыли от внедрения инновационных проектов: к примеру, в промышленно развитых странах за счет использования инноваций обеспечивается от 60% до 100% прироста промышленного производства [2].

Стоит отметить, что существующие подходы к организации и управлению инновационной деятельностью мебельных предприятий рассматривают лишь отдельные аспекты и направления, а комплексная концепция, которая позволила бы предложить системное управление инновационной деятельностью мебельных предприятий, в настоящее время отсутствует. Таким образом, при наличии задач организации и управления инновационной деятельностью мебельных предприятий появляется необходимость систематического изучения, обобщения и переосмысления действующих форм и методов управления предприятиями исследуемой отрасли.

Основная цель исследования заключается в совершенствовании методических подходов по формированию и развитию системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть условия и реализовать системный подход к инновационной деятельности мебельной компании.
  2. Рассмотреть основные элементы системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий.
  3. Рассмотреть особенности построения системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий.
  4. Рассмотреть организационно-экономические аспекты функционирования системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий.
  5. Провести оценку эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий.

Уже имеющееся построение системы управления инновационной деятельностью предприятия в настоящее время не отвечает теории и практике инноваций в передовых и наукоемких отраслях, в том числе мебельной отрасли. Это, прежде всего, связано с тем, что по мере научно-технического прогресса процесс развития мебельной отрасли становится все более динамичным.

Рис. 1. Схема основных элементов системного подхода по управлению инновационной деятельностью мебельного предприятия

При применении системного подхода к управлению инновационной деятельностью мебельного предприятия появляется возможность сформировать процесс, который подразумевал бы наличие у экономических субъектов как осознанных целей и планов своего развития, так и адекватного мотивирования к их достижению.

Использование системного подхода к управлению инновационной деятельностью мебельного предприятия включает в себя в качестве основных элементов деятельность предприятий, которая связана с решением маркетинговых, научно-технических, финансовых, кадровых, организационных и производственных вопросов (рис. 1).

Процесс построения системы управления инновационной деятельностью предприятия должен сопровождаться концентрированием усилий на определенных сегментах рынка и технологических процессах, выбранных в соответствии со стратегией развития и с учетом технической и маркетинговой деятельности предприятия. Целью при построении системы управления инновационной деятельностью является преобразование различного исходного информационного потока в концепцию нововведения, которая может получить свою реализацию в дальнейшем подразделениями НИОКР. При наличии четко обоснованной концепции нововведения появляется возможность к повышению дальнейшего успеха построения системы управления [3].

Построение системы управления инновационной деятельностью на предприятии требует одновременного осуществления следующих моментов, способствующих повышению эффективности инновационного процесса:

  1. Необходимость разработки четко определенной стратегии предприятия. Достигнутые нововведения в случайных направлениях могут оказаться неэффективными. Главную роль в достижении успеха играют механизмы установления взаимосвязи вносимых изменений с общим направлением предприятия. Именно эти механизмы обеспечивают долговременность использования планируемых изменений.
  2. Необходимость полнейшей переоценки основных технологических процессов предприятия. Для повышения эффективности производства в некоторых случаях рекомендуется использовать не частичную замену оборудования, а полный пересмотр технологической схемы на предприятии, результатом которого может стать абсолютно новая, более эффективная технология, которая приведет на предприятие к существенным переменам в общей стратегии.
  3. Необходимость инноваций за пределами предприятия. Так, к примеру, многие предприятия стремятся разработать эффективные организационные системы, для успеха которых необходимо взаимодействие между другими предприятиями, например, создание более быстродействующих и быстро реагирующих систем во всей цепи снабжения.

Инновации должны рассматриваться как непрерывный процесс даже в тех случаях, когда этот процесс может привести к неудаче. В рассмотренном подходе к построению системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия это выражено обратной связью между стадией анализа результатов и концепцией нововведения [1].

При выборе основных элементов системы управления инновационной деятельностью предприятия мебельной промышленности и для обеспечения их эффективной взаимосвязи необходимо проанализировать внешние факторы предприятия, так как это дает возможность выявить ключевые проблемы, влияющие на взаимодействия и обеспечить адаптацию предприятия к требованиям отраслевых рынков.

В настоящее время внешняя среда активно влияет на процесс построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью предприятия (рис. 2).

Рис. 2. Схема процесса построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия

Система управления инновационной деятельностью предприятия зависит от внешних факторов в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей, и при построении и использовании системы управления предприятие должно своевременно реагировать на изменения, выявлять определяющие эти изменения факторы, находить необходимые способы адаптации себя к условиям эффективного функционирования.

Управление инновационной деятельностью в мебельной отрасли предполагает создание рыночной инфраструктуры, которая призвана стимулировать и поддерживать данный процесс, а также осуществлять его непосредственный контроль. Таким образом, проблема рационализации и эффективности использования инновационной продукции в сложившихся в нашей стране социально-экономических условиях, приобретает особое значение и требует новейших подходов для построения системы управления инновационной деятельностью на предприятиях, для совершенствования инновационного процесса в отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности.

Построение системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий для производства мебельной продукции в определенной степени может опираться на накопленный потенциал российских разработок. При этом проблема заключается в нехватке объемов инвестирования для доведения этих разработок до конечного результата — инновационного продукта. С одной стороны, доведение и разработка новых материалов и комплектующих требует значительных денежных средств. А с другой стороны, вложения в российские разработки имеют определенные риски в условиях постоянного интенсивного выхода на рынок новых иностранных инновационных материалов, которые по своим характеристикам более привлекательны потребителю.

В настоящее время основными направлениями организации и управления инновационной деятельностью являются разработки мебельной плиты, ДСтП и отделочных материалов. Новые материалы должны быть более экологичными, долговечными, термо- и вибростойкими. В итоге, готовый продукт получает потребительскую привлекательность, новые свойства, такие как долговечность, меньший вес, быстрота сборки [4].

Процесс организации инновационной деятельности для создания новых разработок в мебельной промышленности требует координированных совместных усилий специалистов, которыми одно мебельное предприятие может не располагать. При этом желательно иметь в портфеле ряд разработок, так как это даст возможность снизить риск неудачи.

Наиболее перспективной формой привлечения работников к управлению инновационной деятельностью становятся группы для решения производственных проблем, сформированные из рабочих и служащих разных производственных подразделений и штабных служб предприятия мебельной отрасли, которым оказывает постоянное внимание и поддержку руководство предприятия. Эти группы получили разные названия в разных странах: группы контроля качества, группы по повышению производительности, группы по совершенствованию производства.

Система управления инновационной деятельностью мебельных предприятий реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления ряда функций. Рассмотрим эти функции:

  • разработка инновационной стратегии мебельных предприятий как неотъемлемой составной части общей стратегии экономического развития хозяйствующих субъектов;
  • создание организационных структур управления, которые обеспечивают принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам инновационной деятельности мебельных предприятий;
  • формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование инновационных и инвестиционных решений. При этом должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей эффективного управления инновационной деятельностью, определены соответствующие внешние и внутренние источники информации, организован постоянный мониторинг экономических процессов предприятий и рыночной конъюнктуры;
  • анализ эффективности управления инновационной деятельностью мебельных предприятий;
  • планирование инновационной деятельности с учетом текущих и оперативных операционных и финансовых средств мебельных предприятий;
  • разработка системы премий, доплат при реализации управленческих решений в сфере управления инновационной деятельностью мебельных предприятий за выполнение и перевыполнение установленных нормативов и плановых заданий;
  • проведение эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в сфере инновационной деятельности мебельных предприятий.

Необходимо выделить основные функции, реализуемые в рамках построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий:

  • процесс управления реальными инвестициями. При использовании этой функции выявляются потребности в восстановлении действующих внеоборотных активов, в том числе нематериальных, а также потребности в объеме и структуре новых основных средств, связанных с внедрением инновационных проектов, а также поиск, оценка и анализ эффективности отдельных реальных проектов и выбор наиболее привлекательных из них;
  • управление потоком финансовых инвестиций. Здесь происходит формирование портфельных финансовых инвестиций по критериям уровня доходности, риска и ликвидности с учетом главной цели финансового инвестирования;
  • процесс управления формированием инвестиционных ресурсов. При реализации данной функции происходит прогнозирование общей потребности в инвестиционных ресурсах, необходимых для реализации инновационной стратегии исследуемых мебельных предприятий по отдельным этапам ее осуществления, оптимизации структуры источников инвестиционных ресурсов за счет обеспечения рационального соотношения привлекаемого собственного и заемного капитала.

Реализация эффективной системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий позволит в полном объеме выполнить задачи и обеспечить максимизирование финансового состояния собственников и повышение конкурентных преимуществ [5].

При рассмотрении системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий удалось выявить два основных фактора актуальной необходимости улучшения организационных аспектов функционирования этой системы:

  • рост уровня требований к полноте исследований со стороны собственников и, как следствие, потребителей инновационного продукта;
  • достаточно высокий уровень внутренней конкуренции предприятий между собой.

Дальнейшая судьба инновационного продукта, в которую мебельное предприятие-инноватор вкладывает средства, не имеет стопроцентного успешного внедрения на рынок, на рис. 3 рассмотрены этапы, участвующие в создании нового инновационного мебельного продукта.

Рис. 3. Основные этапы создания нового инновационного продукта

Для улучшения организационных аспектов функционирования системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий на основе лизинга необходимо предпринять следующие меры, обеспечивающие сокращение срока создания нового инновационного продукта:

  1. Создание для субъектов лизинга со стороны государства благоприятных условий в налоговой и кредитной сферах, путем снижения налоговых и кредитных ставок, напрямую влияющих на привлекательность лизинга. При этом на мебельных предприятиях лизинг должен использоваться, в первую очередь, для осуществления высокоэффективных инноваций, результатом которых является получение высокой нормы прибыли, достаточной для покрытия всех издержек по осуществлению лизинговой сделки.
  2. Со стороны государства требуется существенное упрощение государственных разрешительных процедур в области организации и осуществления лизинговой деятельности, а также ликвидация противоречий в законодательстве, регламентирующем лизинговую сферу. Со стороны мебельных предприятий, в свою очередь, необходима тщательная проработка различных вариантов лизинговых схем обновления производственной базы.
  3. Восстановление с помощью государственного доверия между субъектами лизинговых отношений, путем осуществления институциональных преобразований, направленных на защиту прав собственности, укрепление правопорядка и институтов государственной власти.

Рассмотрим предлагаемый механизм процесса оценки эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий, который имеет довольно сложную структуру, направленную на привлечение инвестиций именно в развитие производственных возможностей исследуемых предприятий (рис. 4).

Рис. 4. Оценка эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия

 

Рассмотренная оценка эффективности системы имеет конечную цель определить степень воздействия реализуемых проектов и нововведений:

  1. На повышение конечных результатов за счет экономии трудовых, материальных затрат, уменьшения затрат на амортизацию и прочих расходов, снижения себестоимости продукции.
  2. На улучшение конкурентоспособности продукции и улучшение финансового состояния мебельных предприятий за счет повышения уровня рентабельности продукции и увеличения дохода и доли прибыли.
  3. На изменение рентабельности имущества, внеоборотных активов и собственного капитала.

При оценке эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельных предприятий важную роль играет выявление тенденции в масштабе влияния реализуемых проектов и нововведений на изменение обобщающих и частных показателей, характеризующих эффективность производственной, финансовой и инвестиционной деятельности исследуемых предприятий в целом.

Оценку эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия необходимо проводить в следующей последовательности:

  • на первом уровне необходимо построить схему взаимосвязей между показателями эффективности производственной, финансовой и инвестиционной деятельности мебельного предприятия в целом с соответствующими показателями эффективности реализации проектов и внедрения инноваций;
  • на втором уровне рассчитываются обобщающие и частные показатели производственной, финансовой и инвестиционной эффективности реализуемых проектов и внедренных инноваций;
  • на третьем уровне необходимо рассчитывать изменение обобщающих и частных показателей производственной, финансовой и инвестиционной эффективности в целом по предприятию за счет совместного действия всей совокупности технических и экономических факторов, включая реализуемые проекты и внедренные инновации;
  • на четвертом уровне определяется изменение обобщающих и частных показателей производственной, финансовой и инвестиционной эффективности мебельного предприятия в целом за счет каждого фактора реализации проектов и внедрения инноваций в отдельности;
  • на пятом уровне определяется удельный вес эффективности управления инновационной деятельностью в общее изменение обобщающих и частных показателей, характеризующих эффективность хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности мебельного предприятия в целом.

При оценке эффективности системы управления инновационной деятельностью мебельного предприятия устанавливается степень изменения обобщающих и частных показателей эффективности развития исследуемого предприятия за счет суммарного действия всех факторов и каждого фактора реализации проектов и внедрения инноваций в отдельности [7].

При процессе разработки стратегии развития инновационной деятельности мебельных предприятий, необходимо включить ряд процедур при выборе и принятии решений, направленных на повышение инновационного потенциала исследуемых предприятий. В рамках этого процесса руководство должно определить наиболее целесообразный набор инструментов повышения инновационного потенциала мебельных предприятий на основе экспресс-диагностики уровня их конкурентоспособности и качества производимых мебельных изделий.

Разработка стратегии развития инновационной деятельности мебельных предприятий проводится с целью обеспечения перехода мебельных предприятий с более низкого к более высокому уровню развития менеджмента и более качественному управлению в результате построения и функционирования системы управления инновационной деятельностью предприятий. Стратегия развития инновационной деятельности мебельных предприятий представляет собой детальный всесторонний комплексный анализ, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление и достижение конечных целей предприятий. Процесс разработки стратегии может включать несколько этапов:

  1. Оценка ситуации в долгосрочной перспективе развития мебельной отрасли.
  2. Прогнозирование дальнейшего развития.
  3. Анализирование сильных и слабых сторон.
  4. Обобщение стратегических целей.
  5. Разработка оптимальных критериев.
  6. Выбор оптимальной стратегии.

Исследовательский процесс мебельных предприятий строится на основе стратегии перспективного развития его инновационной деятельности, разрабатываемой с использованием различных производственно-экономических методов, которые в совокупности составляют научно-финансовую методологию формирования данной стратегии предприятий.

Производственно-финансовая методология представляет собой систему общих правил-принципов, а также специальных приемов и методов экономического исследования. Они составляют теоретическую базу теории инновационного менеджмента.

Стратегия развития инновационной деятельности мебельных предприятий разрабатывается в соответствии с целями его функционирования, в этой связи все научные и исследовательские проекты должны рассматриваться как один из основных способов достижения главной цели исследуемых предприятий.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Безрукова Т.Л., Добросоцкий М.К. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов как многоуровневая система // ФЭС: Финансы, Экономика, Стратегия. ‒ 2009. ‒ № 6. ‒ С. 16-19.
2. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Добросоцкий М.К. Управление конкурентоспособностью инновационных проектов промышленных предприятий // Воронеж: ВГЛТА, 2010. – 190 с.
3. Безрукова Т.Л. Управление устойчивым развитием мебельных предприятий : монография. ‒ Воронеж: ВГУ, 2004. – 192 с.
4. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Классификация показателей оценки эффективности экономической деятельности промышленного предприятия // Общество: Политика, Экономика, Право. ‒ 2012. ‒ № 1. ‒ С. 73-80.
5. Борисов А.Н., Безруков Б.А. Структурное построение инвестиционно-инновационного развития предприятий // Социально-экономические явления и процессы. ‒ 2009. ‒ № 4. ‒ С. 13-15.
6. Морковина С.С., Безрукова Т.Л., Воронина В.Ф. Производственный менеджмент и маркетинг в отраслях лесопромышленного комплекса : учебное пособие с грифом УМО / Т.Л. Безрукова, В.Ф. Воронина, С.С. Морковина. ‒ Воронеж: Изд-во ВГЛТА, 2007. ‒ 231с.
7. Шанин И.И. Развитие промышленного производства и внедрение инноваций в восстановительный послекризисный период // Вестник Воронежского государственного технического университета. ‒ 2011. ‒ № 10. – С. 155-158.
8. Шанин И.И., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Формирование и основные элементы механизма по-вышения эффективности экономической деятельности предприятия мебельной промышленности // Лесотехнический журнал. ‒ 2012. ‒ №1(5). ‒ С. 107-122.
9. Шанин И.И., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Стимулирование инновационной деятельности промышленного производства в условиях выхода Российской экономики из кризиса // Лесотехнический журнал. ‒ 2011. ‒ № 4. ‒ С. 138-142.
10. Шанин И.И. Особенности механизма повышения эффективности экономической деятельности мебельного предприятия // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 3. — С. 11-28. — http://www.creativeconomy.ru/articles/23227/