Оценка инновационных стратегий предприятия

Батьковский А.М., Мерзлякова А.П.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (7) за 2011 год

Цитировать:
Батьковский А.М., Мерзлякова А.П. Оценка инновационных стратегий предприятия // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – Том 1. – № 7. – С. 10-17.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17392065
Цитирований: 49 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема анализа инновационных стратегий предприятия. Определены их сущность, цели и классификация. Установлено, что сложность инновационного развития предприятия требует при анализе стратегий данного развития использовать методы моделирования. Предложен экономико-математический инструментарий оценки инновационных стратегий предприятия, учитывающий специфику современного, посткризисного периода развития российской экономики.

Ключевые слова: инновационная стратегия, предприятие, оценка, экономико-математический инструментарий



Обеспечение долгосрочного устойчивого развития предприятия в значительной степени зависит от стратегии его развития, под которой понимается система основных перспективных целей и задач, согласованных по ресурсам и срокам. Как экономическая категория она включает базовую (комплексную) стратегию и функциональные стратегии, конкретизирующие ее в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия (производственная, маркетинговая, финансовая, инновационная и др.). Выбор базовой стратегии зависит от того, на какой стадии цикла своего развития находится предприятие, его финансового состояния и других факторов, в зависимости от которых она может быть стратегией его роста, стабилизации или выживания.

Повышение (или хотя бы поддержание на необходимом уровне) конкурентоспособности предприятия возможно главным образом путем осуществления им инновационной деятельности. Поэтому важнейшую роль среди функциональных стратегий предприятия играет его инновационная стратегия, разработка которой представляет собой целенаправленную деятельность по определению важнейших задач и приоритетов перспективного инновационного развития предприятия и выработке требующегося для их достижения комплекса инновационных мероприятий. Она призвана конкретизировать цели, методы и средства внедрения различных новшеств, уточнить область их применения, оценить целесообразность совершенствования производимых продуктов (услуг) и используемых технологических процессов, а также выявить реальные инновационные возможности предприятия в данный момент и в перспективе с учетом современного состояния и прогнозируемой динамики развития экономики страны в целом.

Все инновационные стратегии предприятия, по нашему мнению, можно разделить на три основные группы: стратегии проведения НИОКР; стратегии внедрения нововведений; стратегии массового производства созданной ранее инновационной продукции (услуг) [1]. Первая группа стратегий связана с проведением предприятием исследований и разработок. Они определяют характер заимствования научных достижений и инвестирования в НИОКР. Вторая группа стратегий направлена на обновление производства, вывод новых продуктов на рынки, использование технологических преимуществ. Стратегии, входящие в третью группу, ориентированы на обеспечение устойчивой и эффективной производственной деятельности предприятия. Они, как правило, используются предприятиями, которые находятся в тяжелом экономическом состоянии для своего финансового оздоровления, так как соответствуют базовой стратегии выживания и их реализация требует сравнительно меньших инвестиций.

Закономерности инновационного развития предприятия являются достаточно сложными и поэтому осуществлять их содержательный анализ крайне затруднительно. Его специфика ограничивает возможности применения не только эвристических, но и статистических методов исследования, которые при решении рассматриваемой задачи зачастую не имеют под собой достаточной информационно-аналитической базы. Данное обстоятельство требует применения методов моделирования и экономико-математических моделей, позволяющих выявить важнейшие факторы, определяющие эффективность инновационной стратегии предприятия, и абстрагироваться от частностей и деталей, не существенных для ее анализа. Экономико-математические модели оценки инновационной стратегии предприятия — это гомоморфные отображения ее в виде совокупности логических отношений, уравнений, неравенств, графиков. Они объединяют группы отношений элементов инновационной стратегии предприятия в аналогичные отношения элементов ее модели. Преимущество использования данных моделей заключается в возможности получения с их помощью подтверждаемых расчетами выводов об общих характеристиках инновационного развития предприятия.

Для построения модели оценки инновационной стратегии предприятия необходим соответствующий расчетно-аналитический инструментарий, в качестве которого могут выступать различные методы, основными среди которых являются следующие:

1. Математического анализа, которые позволяют определить функциональные зависимости и оптимальные значения параметров деятельности предприятия. Методы математического анализа работают с известными детерминированными значениями переменных, между которыми существует математически вычисляемая зависимость.

2. Линейного программирования — используются для поиска комбинации изменяемых параметров — переменных, которые соответствует оптимальному значению искомого параметра — целевой функции. При этом она является линейной, значения коэффициентов известны и детерминированы, а на комбинации переменных накладываются ограничения, выражающие количество имеющихся в распоряжении ресурсов или минимальные требования по их использованию.

3. Динамического программирования — применяется, когда процедура принятия решения может быть представлена в виде n-шагового процесса управления инновационным развитием предприятия.

4. Теории игр, которые используются для решения задач с конфликтными ситуациями, в которых два или более субъектов хозяйствования преследуют различные цели, а результаты любого действия каждого из них зависят от мероприятий партнера (потребителей, поставщиков и т.д.).

5. Теории массового обслуживания — позволяют построить математические модели, связывающие заданные условия работы предприятия с показателями ее эффективности, характеризующими его способность справляться с потоком заявок (потребностями потребителей и т.д.).

6. Теории вероятностей — позволяют построить модель для описания случайных явлений, т.е. тех, для которых невозможно точно предсказать, как они будут происходить.

7. Стохастического программирования — представляют собой совокупность методов решения оптимизационных задач вероятностного (стохастического) характера.

8. Параметрического программирования — рассматривает экстремальные задачи с целевыми функциями и ограничениями, зависящими от параметров, разрабатывает методы нахождения оптимальных решений для совокупностей значений параметров.

Применение данных методов предполагает осуществление многовариантных расчетов с целью количественной оценки состояния, в которое перейдет предприятие при использовании некоторого вектора управляющего воздействия (инновационной стратегии).

Моделирование процесса анализа инновационной стратегии развития предприятия требует также выбора системы технико-экономических показателей, характеризующих его инновационное развитие, и алгоритмов их расчета. Решение указанной задачи возможно только на основании достаточно полного и представительного набора показателей, характеризующих анализируемый вариант стратегии. С этой целью модель должна содержать расчеты необходимых показателей, определяемых в динамике. Для построения указанной модели процесс инновационного развития предприятия целесообразно структурировать так, чтобы из множества факторов, влияющих на него, выделить важнейшие, которые определяют содержание данной модели — ее блоки. Внутри каждого блока необходимо выбрать характеристики (показатели) и с помощью математического аппарата, включающего расчетные формулы, установить количественные связи между ними.

Специфические черты инновационного развития предприятия (наличие рисков, высокой степени неопределенности и др.) обуславливают трудности моделирования процесса оценки его стратегии. Это объясняет тот факт, что до настоящего времени не разработаны методические основы, позволяющие комплексно и системно решать данную задачу. Анализ существующего научного инструментария решения рассматриваемой задачи позволил сделать вывод, что для его применения, необходима доработка данного инструментария с целью учета изменения условий инновационной деятельности предприятий после кризиса 2008–2009 гг. [2]. При этом следует учитывать, что моделированию должен предшествовать этап анализа инновационной деятельности предприятия, в том числе не только текущей ситуации, но и возможностей ее трансформации в соответствии с долгосрочными целями функционирования предприятия. Отмеченные обстоятельства затрудняют выявление основных тенденций инновационного развития предприятия и усложняют процесс оценки его инновационной стратегии.

При анализе инновационной стратегии необходимо, в первую очередь, учитывать, что стабильное функционирование и развитие предприятия возможно лишь при объеме прибыли, достаточном для покрытия его обязательных платежей (процентов по кредитам, заработной платы, налогов и т.д.):

, (1)

где: — минимальный необходимый для функционирования предприятия объем прибыли, — обязательные платежи, — коэффициент запаса.

В то же время для активного инновационного развития предприятия необходим более высокий уровень прибыли:

, (2)

где: — коэффициент, отражающий превышение объема прибыли предприятия , необходимого для реализации его инновационной стратегии, над объемом , минимально необходимым для функционирования предприятия; — минимальное значение коэффициента .

Коэффициент характеризует внутренние параметры предприятия и финансовые аспекты его инновационного развития. Также при проведении этого анализа в обязательном порядке необходимо учитывать устойчивость инновационного развития предприятия :

, (3)

где: — часть прибыли, которую предполагается инвестировать в инновационное развитие предприятия, — прогнозируемая среднегодовая сумма собственных средств предприятия.

Коэффициенты и позволяют характеризовать финансовую составляющую инновационной деятельности предприятия и оценивать его инновационную стратегию с точки зрения прогнозируемых финансовых результатов ее реализации.

Сложность оценки инновационной стратегии предприятия заключается в том, что она затрагивает практически все без исключения показатели, характеризующие его функционирование и развитие. Поэтому делать заключение об эффективности той или иной инновационной стратегии на основе анализа изменений лишь отдельных показателей сложно, так как эти изменения часто бывают разнонаправленными. Решение указанной проблемы, с нашей точки зрения, представляется в системном подходе к моделированию оценки инновационной стратегии предприятия, то есть путем разработки и применения нескольких моделей данной оценки или выбора и использования одной из предложенных моделей, в наибольшей степени соответствующей целям и задачам развития конкретного предприятия [3].

Для построения моделей оценки инновационной стратегии предприятия данный процесс целесообразно структурировать так, чтобы из множества факторов, влияющих на указанную стратегию, выделить важнейшие, которые определяют содержание моделей, а также использовать математический аппарат, включающий расчетные формулы, отражающие количественные связи между рассматриваемыми показателями. Для решения указанной задачи, с нашей точки зрения, целесообразно использовать четыре основные модели оценки: экономического эффекта от реализации стратегии; устойчивости инновационного развития; эффективности использования инновационного потенциала предприятия; инновационного эффекта развития капитала. Методические основы и инструментарий моделирования, используемые в данных моделях, близки по своему содержанию и поэтому могут быть рассмотрены на примере модели оценки экономического эффекта от реализации инновационной стратегии предприятия, которая состоит из двух блоков: оценки сравнительного и оценки абсолютного эффекта.

Суть предлагаемого подхода к оценке сравнительного экономического эффекта от реализации инновационной стратегии предприятия состоит в сопоставлении эффектов двух или более разработанных на один и тот же временной период вариантов стратегии. С этой целью для каждого варианта стратегии рассчитывается обобщенная характеристика , при условии, что определен вектор показателей , где и имеется вариантов стратегий . Сравнение вариантов осуществляется с использованием критериев проверки статистических гипотез. При этом более эффективная обобщенная характеристика соответствует более рациональному варианту инновационной стратегии. Далее выбирается наиболее рациональный вариант стратегии . С этой целью ранжируются частные показатели вектора по важности и определяются их весовые коэффициенты, которые рассчитываются по формуле экспоненциального сглаживания:

(4).

Для -го варианта стратегии нормирование значения каждого -го показателя должно осуществляться так, чтобы . При этом следует учитывать, что, если большее значение частного показателя соответствует лучшему варианту стратегии, то нормированное значение частного показателя определяется по формуле:

(5).

Если лучшему варианту стратегии соответствует меньшее значение частного показателя, то:

(6).

Далее для -го варианта стратегии определяются оценки обобщенной характеристики , в частности оценки математического ожидания и среднеквадратичного отклонения :

(7)

(8)

и проводится проверка статистической гипотезы о равенстве оценок математического ожидания обобщенных характеристик, а также выбор рационального варианта инновационной стратегии, который осуществляется путем сопоставления всех определенных альтернативных вариантов стратегии.

Оценка абсолютного экономического эффекта от реализации инновационной стратегии на момент времени осуществляется путем расчета прогнозируемого эффекта от деятельности предприятия за период реализации инновационной стратегии:

, (9)

где: — прогнозируемая на момент времени стоимостная оценка результатов инновационного развития; — прогнозируемые на момент времени затраты на инновационную деятельность предприятия.

Делая вывод, можно отметить, что применение предложенных моделей оценки инновационных стратегий предприятия позволяет выбрать ее оптимальный вариант, что способствует ускорению инновационного развития предприятия и повышению его эффективности.

Материал подготовлен при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 10-06-00146а).


Источники:

1. Батьковский А.М., Белошевич М.М., Кравчук П.В. и др. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и ее неустойчивого посткризисного развития // Под ред. Батьковского А.М. – М.: МЭСИ, 2010. – 360 с.
2. Батьковский А.М. Прогнозирование и моделирование инновационного развития экономических систем. - М.: ОнтоПринт, 2011. – 201 с.
3. Мерзлякова А.П. Моделирование процесса оценки эффективности инновационной стратегии высокотехнологичных предприятий. Материалы ХХI международной научной конференции «Актуальные вопросы экономических наук». – Новосибирск: ЦРНС, 2011.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:12:39