Статья опубликована в журнале «Экономика, предпринимательство и право»2 / 2011

Методологические основы формирования программ инновационного развития предприятий радиоэлектронной промышленности

Батьковский Александр Михайлович, кандидат экономических наук, профессор АВН, действительный член (академик) АПВЭиФ. Начальник научно-исследовательского отделения комплексного экономического анализа и прогнозирования развития радиоэлектронного комплекса ОАО «ЦНИИ «Электроника», Россия

Methodological foundations of the formation programs of innovative development of enterprises of electronic industry - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 33

Аннотация:
Наиболее эффективным инструментом управления инновационным развитием предприятий радиоэлектронной промышленности являются программы данного развития. В данной статье разработаны методологические основы формирования указанных программ, под которыми понимаются комплексные системы целей в сфере науки, техники и производства, пути и средства их достижения. Реализация указанных программ должна обеспечивать не только развитие науки, техники и технологий в области радиоэлектроники, но и решение целого ряда других задач, связанных с инновационным развитием предприятий радиоэлектронной промышленности и повышением эффективности их деятельности.
Цитировать публикацию:
Батьковский А.М. Методологические основы формирования программ инновационного развития предприятий радиоэлектронной промышленности // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 2. – С. 38-54.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Эффективность программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности непосредственно связана с результатами деятельности предприятий и научно-конструкторских организаций, объединенных единством совместной деятельности по созданию новых образцов радиоэлектронной техники и новых технологий ее производства. Реализация указанных программ должна обеспечивать не только развитие науки, техники и технологий в области радиоэлектроники, но и решение целого ряда других задач:

  • ликвидации разрыва в техническом уровне развития между сопряженными производствами, обеспечение выбытия устаревших производственных мощностей в радиоэлектронной отрасли;
  • повышения конкурентоспособности радиоэлектронной продукции, ее надежности и долговечности;
  • создания дополнительных рабочих мест;
  • обеспечения экологической безопасности техники и технологий, применения малоотходных технологических процессов и комплексных безотходных производств;
  • расширения использования техники и технологии новых поколений, увеличения масштабов освоения крупных изобретений;
  • расширения экспортных поставок высокотехнологичной радиоэлектронной продукции и сокращение за счет собственного производства импорта данной продукции.

Рассматриваемые программы должны обеспечивать повышение производительности общественного труда и фондоотдачи, снижение материало- и энергоемкости производства, повышение качества выпускаемой радиоэлектронной продукции.

Научная обоснованность программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности определяется следующими основополагающими методологическими принципами их формирования:

1. Принцип целевой направленности и эффективности программы. Он должен обеспечивать первоочередное формирование системы целей программы и определение наиболее эффективных путей их достижения.

2. Принцип единства средств и целей программы. Его сущность определяется тем, что весь комплекс мероприятий программы обязан соответствовать ее целевой направленности и охватывать все аспекты ее реализации в четко установленной последовательности и взаимосвязи продолжительности, сроков и очередности  мероприятий.

3. Принцип экономической мотивации программы. Сущность этого принципа заключается в создании конкурентной среды, в экономическом стимулировании мероприятий программы в соответствии с их рыночной ценой, а также путем предоставления их исполнителям финансовых средств и четко определенных преференций — налоговых, кредитных, таможенных и др.

4. Принцип адресности мероприятий программы заключается в необходимости установления конкретной ответственности за их выполнение по исполнителям, срокам, качеству и источникам финансирования.

5. Принцип государственного протекционизма. Он должен предусматривать поддержку приоритетных направлений и программ наукоемкой деятельности предприятий РЭП с целью закрепления ключевой роли государства в обеспечении устойчивого функционирования радиоэлектронной промышленности. Государственный протекционизм развития РЭП, как важнейшей наукоемкой отрасли, должен быть приоритетным направлением деятельности государственных органов управления, направленной на поддержку развития науки, техники и технологий в отечественной радиоэлектронике, содействующей добросовестной конкуренции и развитию потенциала предприятий радиоэлектронной промышленности.

Государственная поддержка предприятий РЭП должна осуществляться посредством реализации по отношению к ним принципа государственного протекционизма в сферах бюджетно-финансовой, кредитной, налоговой и таможенной политики, обеспечения материально-техническими ресурсами, в организационно-правовой, социально-экономической и иных сферах деятельности.

Бюджетно-финансовая и кредитная поддержка предприятий РЭП должна предусматривать следующую систему государственных мер [1]:

  • финансирование работ по программам за счет средств федерального бюджета посредством выделения ассигнований государственному заказчику;
  • финансирование наукоемкой деятельности предприятий РЭП в научных и социально-экономических целях;
  • выделение ассигнований за счет средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию предприятий РЭП, оснащение их современным оборудованием, новой техникой, внедрение новых технологий и материалов;
  • гарантирование при выполнении государственного заказа в области наукоемкой деятельности фиксированного уровня рентабельности производства важнейших видов наукоемкой радиоэлектронной продукции, обеспечивающего создание устойчивой финансовой базы производственного развития предприятий РЭП посредством использования механизма формирования цены данной продукции.

Налоговое и таможенное регулирование должно предусматривать комплексную систему государственных мер, в том числе освобождение предприятий-исполнителей государственного заказа от уплаты таможенной пошлины на оборудование и другую продукцию, не производимую отечественной промышленностью, и ввозимую для технического переоснащения их деятельности, связанной с созданием высокотехнологичной радиоэлектронной продукции. В порядке и пределах, которые предусмотрены налоговым законодательством Российской Федерации, предприятие РЭП может быть освобождено от уплаты:

  • налога на часть прибыли, получаемой от выполнения государственного заказа в области наукоемкой деятельности и направляемой на техническое перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства;
  • земельного налога на земельные участки, на которых размещены производственные и научно-исследовательские комплексы предприятий РЭП, в том числе испытательные комплексы.

По важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения государственного заказа в области наукоемкой деятельности предприятиям РЭП независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющим поставки (производство) этих ресурсов, Правительством Российской Федерации устанавливаются квоты (перечень, количество, сроки поставок) обязательных поставок указанных ресурсов государственному заказчику по складывающимся на товарном рынке ценам.

6. Принцип разумной достаточности. Его сущность заключается в обеспечении устойчивого развития радиоэлектронной промышленности при возможной, а не минимальной совокупности необходимых мер, позволяющих предприятиям РЭП выполнять свои задачи.

7. Принцип селективности поддержки приоритетных программ и ключевых технологий в области наукоемкой деятельности предприятий РЭП. Его сущность заключается в том, что государство должно концентрировать усилия на сохранении и развитии ключевых элементов наукоемкой радиоэлектронной техники, на разработке прорывных технологий, обеспечивающих устойчивую наукоемкую деятельность и конкурентоспособность отечественной радиоэлектронной продукции на мировом рынке.

8. Принцип максимальной научной, технологической, производственной и экономической независимости наукоемкой деятельности радиоэлектронной промышленности России от зарубежных стран. Сущность его заключается в необходимости создания опережающих научно-технического и технологического заделов в области базовых наукоемких технологий и ключевых компонентов новой радиоэлектронной техники, в недопущении глобального научно-технического и технологического отставания России от других развитых стран мира в области создания высокотехнологичной радиоэлектронной продукции различного целевого назначения, в финансировании государственных наукоемких программ и проектов за счет средств федерального бюджета со статусом приоритетных статей расходов.

9. Принцип адаптивности потенциала наукоемкой деятельности к структурным и технологическим сдвигам, осуществляемым в результате исполнения государственного заказа, внедрения на предприятиях РЭП новейших достижений науки и техники, а также действия спросовых факторов на внутреннем и внешнем рынках радиоэлектронной продукции. Сущность этого принципа заключается в обязательном решении сложной проблемы — поиска методов регулирования структурных сдвигов в наукоемкой промышленности в соответствии с требованиями рынка. Эффективность деятельности  предприятий радиоэлектронной промышленности зависит от многих факторов и важнейший из них — это их способность быстро и эффективно приспосабливаться к новым потребностям, порождаемыми научно-техническим прогрессом, изменением спроса на внутреннем и внешнем рынках. В результате возникает необходимость в изменении макроэкономических, межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в составе производимой радиоэлектронной продукции; в перепрофилировании и создании новых технологий и производств. Чем выше степень адаптивности предприятий РЭП к структурным сдвигам, тем выше их экономическая устойчивость.

Приведенные принципы предъявляют строгие требования к их применению, которые можно обеспечить только при условии создания научно-практической основы программного планирования их инновационной деятельности на системном уровне. Естественно, что сами предприятия РЭП должны стать элементами научно-производственной системы, обладающей следующими характеристиками: она является сложной, управляемой, динамичной, саморазвивающейся, самоорганизующейся, адаптивной и открытой (с точки зрения восприятия и реагирования на меняющиеся факторы внутренней и внешней по отношению к субъектам хозяйствования среды) [2].

Долгосрочное планирование инновационной деятельности предприятий РЭП, в отличие от планирования только их производственной деятельности, обладает специфической особенностью — при принятии решений оно не может игнорировать неопределенность, связанную с научно-техническими рисками новых исследований и разработок, с созданием и производством на их основе новой продукции, особенно с длительным жизненным циклом. Прогнозирование последствий реализации сложных дорогостоящих инновационных проектов должно осуществляться в рамках программно-целевой методологии. Целевая эффективность каждого  проекта инновационного проекта достигается построением динамического расписания целереализующих мероприятий (организационных, научно-исследовательских, производственных и др.) с указанием объемов и источников финансирования, сроков и исполнителей работ по проекту. Множественность факторов и различная степень их влияния на процесс принятия решений создают предпосылки для вариации путей достижения целей инновационного проекта. В результате возникает необходимость технико-экономического обоснования и выбора лучших из некоторого множества альтернативных вариантов реализации инновационного проекта. Формирование исходного множества вариантов достижения его целей и отбор из их совокупности лучшего варианта, основанный на оценке их эффективности, можно осуществлять средствами компьютерного моделирования процесса формирования и согласования работ проекта (они являются укрупненными составными элементами инновационного проекта), оптимизации затрат на ее реализацию с последующим экспериментированием на моделях и расчетно-аналитических процедурах, осуществляемых специалистами-экспертами в соответствии с логикой реализации программы. Инновационные проекты, в свою очередь, являются элементами инновационных программ (ИП).

Теоретические аспекты процесса формирования инновационных программ развития радиоэлектронной промышленности и управления ими в ходе их реализации на основе описания закономерностей их выполнения в виде оптимизационных, балансовых и имитационных моделей достаточно полно исследованы в литературе по теории оптимального управления, экономико-математическим методам и математическому программированию. Однако в большинстве случаев в указанных источниках решаются лишь задачи распределения «портфеля» заказов и ресурсов между предприятиями отрасли. Структура данных предприятий адекватно описывается нормативными матрицами затрат на производство и различными целевыми функциями. Однако при формировании ИП развития предприятий РЭП необходимо учитывать их специфические свойства. Основными процедурами формирования программы являются: составление расписания ее элементов - мероприятий (циклов) на основе их полных жизненных циклов (ЖЦ); согласование данных циклов между собой с учетом определенных, контролируемых событий программы; сбалансирование объемов работ с внутренними и внешними ресурсами, прежде всего финансовыми и временными ограничениями.

Программное планирование имеет в своей экономической основе ежегодную циклическую процедуру формирования финансовой базы (бюджета) программы. Задача формирования программы инновационного развития радиоэлектронной промышленности как составления расписания ее работ и мероприятий не является самодостаточной в силу того, что главная задача при ее разработке — планирование инвестиций и определение их источников. Поэтому, вследствие постоянно изменяющихся внешних и внутренних условий инновационной деятельности предприятий РЭП, возникает необходимость в периодическом технико-экономическом обосновании степени реализуемости не только инновационной программы в целом, но и управленческих решений, принимаемых в процессе выполнения программных мероприятий после уточнения бюджета программы и другого ее ресурсного обеспечения. Технология программного планирования инновационного развития радиоэлектронной промышленности может быть только скользящей, что обеспечивается проведением анализа текущего состояния выполнения программы; оценкой рассогласований расписания работ и ресурсного обеспечения; формированием обоснованных вариантов возможных отклонений и уточнений от ранее принятых решений; выбором лучшего (уточненного) варианта программы; оценкой его реализуемости. Тем самым устанавливается и поддерживается обратная связь в контуре управления программой и образуется комплексная система, включающая в себя не только элементы программного планирования, но и программного управления на основе оценки  промежуточных результатов выполнения программы.

Создание эффективного механизма управления программой инновационного развития радиоэлектронной промышленности возможно лишь в том случае, когда элементы данной программы в равной степени могут претендовать на ресурсы, а конкурентная среда является здоровой. Принцип селективности поддержки приоритетных задач, реализуемый в данном механизме, направлен на концентрацию усилий по первоочередному выполнению самых приоритетных мероприятий программы. При этом полные затраты на реализацию каждого элемента (мероприятия) программы включают затраты по всему его жизненному циклу.

Основной целью решения задач управления реализацией программы инновационного развития радиоэлектронной промышленности является достижение целей программы. Критерии оптимизации процесса реализации данной программы должны быть тесно увязаны с необходимостью рационального выполнения отдельных ее элементов. Под рациональностью при этом следует понимать минимизацию издержек на выполнение элементов программы (затратная часть программы) и, соответственно, максимизацию прибыли от реализации ее результатов на рынке радиоэлектронной продукции (доходная часть программы).

Построенный таким образом механизм координации мероприятий программы инновационного развития радиоэлектронной промышленности позволяет за счет прибыли от реализации ее результатов оказывать стимулирующее воздействие с целью достижения максимальной эффективности каждого элемента программы и его ресурсного обеспечения [3]. Требования и принципы, которым должен отвечать экономический механизм реализации программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности в посткризисный период, можно сформулировать в виде следующих положений:

  • целевые параметры и задания программы определяются в натуральных показателях, а не в стоимостных, устанавливающих подлежащий освоению объем финансовых средств, как это часто было ранее;
  • осуществляется жесткое сочетание производственных, временных и финансовых параметров программы с обоснованием потребности в ресурсах, а также расписанием последовательности выполнения ее мероприятий;
  • построение системы формализованной оценки эффективности различных вариантов реализации программы инновационного развития радиоэлектронной промышленности обеспечивает градиентную чувствительность различных управленческих решений в зависимости от промежуточных результатов каждого этапа программы. Критериальная оценка альтернативных вариантов программы может быть осуществлена путем анализа их эффективности, являющейся индикатором предпочтений при выборе оптимального варианта программы [4]:
  • абсолютное доминирование экономической мотивации при принятии и поддержке управленческих решений, связанных с разработкой и реализацией программы;
  • сочетание координируемости в иерархической системе управления и контроля взаимодействующих участников реализации программы из центра управления с децентрализацией принятия решений в рамках полномочий ее участников и имеющихся в их распоряжении ресурсов;
  • мотивированная концентрация ресурсов на критических направлениях выполнения программы.

Наряду с особенностями, общими для других видов программ, программы инновационного развития радиоэлектронной промышленности имеют существенные специфические особенности их формирования и организации процесса управления ими. К главным особенностям указанных программ можно отнести следующие:

  • комплексный характер мероприятий, проектов и работ, включаемых в программу,  позволяющий системно решать научно-технические проблемы, стоящие перед радиоэлектронной промышленностью;
  • целевая направленность отдельных мероприятий, проектов и работ программы (включая научные исследования, опытно-конструкторские работы и испытания, а также производство) на конкретные результаты для достижения  целей программы;
  • высокий научно-технический уровень программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности и, как следствие, их большая стоимость;
  • установление тесных кооперационных связей между участниками программы;
  • значительная продолжительность научно-технических программ развития радиоэлектронной промышленности, что усложняет обоснование их эффективности из-за запаздывания во времени эффекта от их реализации;
  • высокая динамичность развития радиоэлектроники (объектов исследований; направлений инвестирования разработок и производства; технологий; информационных потоков и т.д.), что требует периодического уточнения количественных и качественных показателей программы, ее структуры и процесса управления реализацией программы. Динамичность научно-технических и экономических процессов в программном периоде усложняет задачу равномерной реализации и использования потенциалов предприятий РЭП;
  • высокая степень неопределенности процесса управления реализацией программы для достижения ее целей, поскольку при принятии управленческих решений используются, как правило, прогнозные оценки. При этом достижение заданных технологических параметров программы характеризуется высокой степенью научно-технического риска, который обуславливает необходимость использования при ее разработке стратегии, основанной на поисковых исследованиях, а также формирования ее альтернативных вариантов. Однако эта стратегия может привести к значительному увеличению затрат ресурсов, необходимых для реализации программы, целесообразность которых не всегда оправдана:
  • важнейшим объектом планирования ИП является инвестиционный процесс — определяющий фактор достижения программных целей. Проблемы инвестирования в основной капитал на отраслевом уровне, в основном, связаны со способами учета лага времени, приведения затрат и дисконтирования. Оценка потребности в капитальных вложениях, как правило, осуществляется на основе обобщенных нормативов затрат капитальных вложений на единицу прироста продукции. Но, наряду с общими оценками потребности в инвестициях, часто необходимы более детальные исследования воспроизводственного процесса, поскольку объекты капитальных вложений являются неотъемлемыми элементами программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности. Сроки создания и ввода в действие таких объектов необходимо увязывать не только с финансовыми возможностями участников программы, но и со сроками разработки и выполнения других  мероприятий программы.

Учет перечисленных особенностей процесса реализации программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности требует постоянного совершенствования методологии и технологии программно-целевого планирования, исследования проблем не только концептуального характера, но и обновления инструментальной и нормативной базы планирования. Типовую технологию принятия и поддержки управленческих решений в рамках программно-целевой методологии формирования программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности структурно-логически можно представить в виде последовательной совокупности следующих основных этапов (процедур) [5]:

  • постановка научно-технической проблемы, выбор направлений и путей ее решения;
  • оценка принципиальной возможности решения данной проблемы;
  • формирование системы проблемных целей и задач, установление их временного горизонта;
  • определение заказчика (заказчиков), возможных головных исполнителей мероприятий программы и источников финансирования;
  • подготовка состава директивных и организационно-распорядительных документов, необходимых для принятия программы и ее реализации;
  • разработка методического аппарата решения научно-технической проблемы (основные концепции, принципы и требования к результатам исследований; структура документов, порядок и форма их представления, сроки разработки и представления; информационная база; технологические процедуры и методы обработки информации и т.д.);
  • мониторинг программных объектов управления, изучение и анализ технико-экономического состояния предприятий РЭП и динамики их функционирования. Он должен проводиться путем семантического поиска необходимой информации в неструктурированных ее потоках, обработки и анализа  статистической, бухгалтерской, финансовой,  плановой, отчетной информации и т.д.;
  • формирование целереализующих мероприятий, их формализованное описание и технико-экономическое обоснование;
  • определение задач информационного сопровождения процесса реализации программы (учет результатов ее выполнения и др.);
  • разработка механизма управления целереализующими мероприятиями, обеспечивающего эффективное использование финансовых и материальных ресурсов, в том числе решение проблем ценообразования, ресурсосбережения, а также  минимизации трудовых и материальных затрат;
  • построение логической схемы взаимодействия и разработка программно-математического обеспечения интеллектуальных интерфейсов (инструментария управления), встраиваемых в коммуникационную сеть системы управления программой, с набором экономико-математических моделей, методов и параметров расчетов, обеспечивающих отбор целереализующих мероприятий по условию их максимальной эффективности;
  • системное моделирование процесса реализации программы с целью оценки возможных последствий от осуществления управленческих решений и создания замкнутого контура управления программой (с прямой и обратной связью);
  • оценка ресурсного обеспечения (в первую очередь финансового) работ и мероприятий программы, их взаимное сбалансирование;
  • дезагрегация управленческих решений до уровня каждого исполнителя программы или ее отдельного элемента;
  • документальное оформление (протоколирование) и регистрация принимаемых решений;
  • контроль исполнения принимаемых решений;
  • оценка эффективности целереализующих управленческих решений по системе принятых критериев.

Оперативное реагирование на промежуточные результаты расчетов должно осуществляться через диалоговую надстройку технологии управления процессом разработки и реализации программы. Она предоставляет лицам, принимающим решение (ЛПР), прямой доступ к информационным и вычислительным средствам, обеспечивающим данный процесс. Тем самым для ЛПР обеспечивается возможность непосредственного формирования и анализа программно-плановых решений, изучения разносторонних воздействий на них и выбора из них наиболее эффективных. Основные требования к созданию указанной информационной технологии формирования программ можно сформулировать следующим образом: она должна учитывать экономическую мотивацию при выработке программных решений; встраиваться в действующую систему управления программами; быть инвариантна к ней; разрабатываться на единой методологической, организационной, информационной и технической основе; обладать хорошими адаптивными свойствами. Это означает необходимость использования при разработке программы и управлении ею   программно-целевого подхода; единой нормативно-справочной базы; системы показателей и критериев оценки программ и годовых планов; проведение периодической актуализации информации в базах данных; возможность компьютерного обмена информацией в территориально-распределенных базах данных.

Процесс разработки и реализации программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности объективно нуждается в программно-целевой координации, а методология программного планирования — в оперативной и надежной информационной технологии формирования эффективных плановых решений и их технико-экономического обоснования. Современные информационные технологии обладают новыми возможностями для качественного совершенствования программного планирования путем создания специальных проблемно-ориентированных компьютерных процедур формирования и ресурсного сбалансирования программы, оценки хода ее выполнения и рассогласования. Они обеспечивают принятие управленческих решений, учитывающих технические и конструктивно-технологические особенности отдельных мероприятий программы развития радиоэлектронной промышленности. Формирование и согласование крупных программ инновационного  развития радиоэлектронной промышленности является сложной задачей управления. В основе её решения лежит информационная технология, которая опирается на учет специфики планирования научно-технического процесса, использование методов мониторинга состояния и прогнозирования инновационного развития предприятий РЭП. Эффективность технологии формирования данных программ существенно повышается, если при их разработке используются современные методы системного анализа, экономико-математического моделирования и автоматизации задач планирования и согласования работ каждой программы, деятельности её исполнителей, а также ресурсов (производственных, финансовых, трудовых, временных); даются перманентные оценки реализуемости научно-технических программ; используются различные способы экономического воздействия на  их целевую результативность.

При создании системы управления программой участие ЛПР необходимо на всех этапах процесса ее разработки и реализации. Участвуя в проектировании и разработке данной системы управления, ЛПР определяют ее облик, структуру и целевое назначение отдельных блоков данной системы, уровни агрегации, критерии эффективности, приоритеты моделей и методов анализа, переменные факторы, их взаимное влияние и взаимодействие. Участие ЛПР в разработке модельной технологии не может быть опосредованным, поскольку пользователи системы не могут безоговорочно признать результаты решения данной задачи, какими бы совершенными они не были. Каждый специалист, прорабатывающий программные решения, корректирующий или уточняющий их, должен не только сам быть уверен в правильности и максимальной эффективности выбранной альтернативы, но и согласовать ее с заинтересованными сторонами, т.е.  всесторонне обосновать свой выбор. Поэтому результат модельного расчета должен быть не только понятен ЛПР, но и пригоден для интерпретации в принятых условиях согласования программных решений. В самой системе должна быть заложена возможность корректировки результата моделирования программы после анализа всех неформализованных, т.е. неучтенных в моделях факторов и условий.

При программном планировании инновационного развития радиоэлектронной промышленности специалистам приходится решать, как правило, две главные целевые задачи: либо определять прогноз потребности в ресурсах для выполнения программы, либо распределять имеющиеся ресурсы в зависимости от приоритетности ее мероприятий, проектов и работ, а также их стоимости и продолжительности. Интегрирование или дифференцирование ресурсов в ходе модельного эксперимента с проверкой эффективности различных вариантов реализации программы возможно лишь при участии ЛПР. Модельная технология программного управления инновационным развитием радиоэлектронной промышленности позволяет оперативно оценивать соответствие ресурсов, имеющихся в распоряжении координирующего программу органа, прогнозируемым затратам на ее реализацию. Таким образом, с помощью модельной технологии можно прогнозировать деятельность предприятий РЭП, участвующих в  реализации программы в условиях принятой технологии ее реализации. Интерактивный режим работы в среде модельной технологии формирования программы предоставляет ЛПР возможность оперативной интерпретации промежуточных результатов расчетов и более осознанного учета неформализованных факторов, а также привлечения дополнительной информации и выбора рациональных алгоритмов расчета требуемых показателей.

ЛПР могут приспособить имеющиеся модели к решаемым ими задачам и к изменяющимся условиям деятельности предприятия РЭП, что позволяет последовательно прорабатывать альтернативы различных ситуаций, находить если не оптимальные, то наиболее рациональные варианты программы. Они могут не просто принять (или не принять) результат модельного расчета, но и оценить его. Создание и использование моделей для целей программного планирования развития РЭП требует разработки методических средств, обеспечивающих ЛПР возможность выбора необходимой модели, управления ее отдельными параметрами. Такой подход представляется наиболее перспективным, поскольку при этом обеспечивается, во-первых, превращение моделей в рабочий инструмент планирования и, во-вторых, реальное встраивание моделей в технологию разработки программы научно-технологического развития радиоэлектронной промышленности.

Эффективность модельного комплекса, являющегося ядром информационной технологии программного планирования инновационного развития радиоэлектронной промышленности и играющего основную роль в этой технологии, непосредственно зависит от используемой при этом базы данных и системы управления ею, а также управляющих интерактивных интерфейсов, обладающих возможностями формирования сценариев выполнения программных мероприятий, генерации моделей и настройки их параметров, аналитической обработки результатов расчетов и их представления в документированном виде (в виде аналитических таблиц, компьютерной графики и т.п.). Гибкая модельная технология должна удовлетворять ряду определенных условий, которые вытекают из особенностей процесса программного планирования. К этим условиям следует отнести:

  • возможность неформального участия специалистов-аналитиков и лиц, принимающих решения, в разработке программы на всех этапах этого процесса, начиная от выбора и настройки моделей, определения и сбора необходимых данных и кончая оценкой полученных результатов;
  • возможность непрерывной реализации этапов расчетов: подготовки данных и их актуализации; идентификации моделей объекта планирования; выполнения логических и расчетных процедур; представления пользователю аналитической и справочной информации;
  • возможность комплексного решения основных задач программного планирования, в том числе: определения путей развития производственной и научно-экспериментальной баз радиоэлектронной промышленности; ретроспективного анализа процесса выполнения программы и обеспеченности ее ресурсами; выполнения многовариантных расчетов и их сравнительной оценки; анализа реализуемости альтернативных вариантов программы и т.д.;
  • надежность технологии программного планирования, удобство и простота ее применения пользователями, высокий уровень оперативности проведения плановых расчетов в строго определенные сроки.

Помимо методологических аспектов реализации модельной технологии важным с практической точки зрения является решение проблем ее технического и программного обеспечения и, прежде всего, определения места и роли в системе вычислительных платформ, выбора средств автоматизации расчетов показателей программы. Масштаб и сложность целевых программных задач, а также специфические особенности радиоэлектронной промышленности, определяющей в значительной мере научно-техническое и технологическое развитие экономики России и характеризующейся динамичностью, многоуровневой организацией, многообразием внутри- и межотраслевых кооперационных связей, неопределенностью облика перспективной продукции, и связанной с этим проблемой научно-технического риска инвестиционной программы, а также  ресурсного обеспечения разработок и производства, определяют необходимость осуществления комплексных исследований по всестороннему анализу стратегических направлений развития радиоэлектроники.

В качестве инструмента программного планирования инновационного развития радиоэлектронной промышленности в силу ее специфики необходимо использовать возможности компьютерной техники по обработке, передаче и представлению плановой, прогнозной, аналитической и справочной информации, а также  методы математического моделирования в сочетании с экспертными оценками, знаниями и опытом специалистов. Методологические принципы (необходимость согласования целевых установок программы развития науки, техники и технологий со средствами их достижения; выделение хозяйственных и научно-технических приоритетов; согласованность развития научно-экспериментальной и производственной баз; концентрация финансовых и материальных ресурсов на важнейших направлениях научно-технического и технологического развития отрасли и др.) должны определять основное содержание процесса программного планирования, включающего следующие основные процедуры: формирование концепции и основных направлений инновационного развития радиоэлектроники на длительную перспективу; определение оптимального состава мероприятий; оценка потребности в ресурсах; оценка реализуемости мероприятий; составление расписания работ во времени и по исполнителям по каждому мероприятию; достижение сбалансированности целей планирования и ресурсных возможностей (прежде всего технологических и финансовых) исполнителей программы.

Для эффективного выполнения вышеперечисленных процедур важнейшим направлением совершенствования программного планирования инновационного развития радиоэлектронной промышленности является автоматизация процесса разработки  рассматриваемых программ на основе математического моделирования, вычислительных и информационных возможностей компьютерной техники.

Основные причины внедрения модельной технологии в процесс разработки программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности следующие:

  • необходимость автоматизировать не отдельные расчетные процедуры, а весь технологический процесс формирования, обоснования и согласования программ развития радиоэлектронной промышленности;
  • потребность выработки программно-плановых решений на неполной исходной информации с использованием возможностей моделей, а также необходимость повышения качества программных решений, их научной обоснованности и оперативности получения;
  • многократность повторения многих расчетно-логических процедур в процессе выработки и согласования программных решений, необходимость рассмотрения их альтернативных вариантов и связанная с этим многовариантность программных проектировок.

Модельная технология предоставляет ЛПР реальную возможность, используя модели и другие инструментальные средства, формировать альтернативные варианты программы, оценивать их параметры и осуществлять выбор наиболее эффективного варианта.

Основные требования к модельной технологии следующие: обеспечение комплексности решения задач управления развитием радиоэлектронной промышленности; высокий уровень оперативности и надежности, удобство и простота взаимодействия с интеллектуальными интерфейсами, простота освоения для специалистов; возможность повторения отдельных или всех этапов плановых расчетов и обработки информации; возможность корректировки специалистами результатов автоматизированного решения управленческих задач; удобство восприятия выходной информации, использование компьютерной графики; открытость для дальнейшего развития, гибкость программного и методического обеспечения.

Использование экономико-математических методов и моделей для целей программного планирования и управления должно поддерживаться системой нормативов и методик, а также выявленными закономерностями развития  различных производств радиоэлектронной продукции, положенными в основу информационной технологии принятия управленческих решений. Для этого необходимо сформулировать, формализовать и включить в состав технологии программного планирования инновационного развития радиоэлектронной промышленности соответствующую изменяющимся условиям хозяйствования систему критериев оценки эффективности затрат на реализацию программ; учесть в ней правила организации взаимодействия заказчиков и исполнителей работ, структуру и объёмы финансирования программ из различных источников; обеспечить многовариантное генерирование программ методами моделирования; осуществлять согласование, принятие и поддержку наиболее эффективных планово-управленческих решений. При этом необходимо максимально адаптировать, усовершенствовать и использовать уже созданный экономико-математический и программный инструментарий программной технологии планирования, её техническую, методическую, организационную базу.

Актуальность работ по совершенствованию методологии и инструментария программного планирования инновационного развития радиоэлектронной промышленности обусловлена:

  • происходящими изменениями функций государства в области управления экономикой с одновременным сохранением его определяющей роли при реализации крупномасштабных программ общенационального значения;
  • институциональными и структурными изменениями в экономике страны;
  • необходимостью принятия эффективных экономических решений в условиях ограниченных финансовых ресурсов и связанным с этим ранжированием целей и приоритетов программ;
  • многообразием стратегий научно-технического развития, альтернативностью путей достижения его целей и соответствующих им программных мероприятий, необходимостью оперативного реагирования на различные экзогенные ограничительные условия, вытекающей из этого необходимостью многовариантных расчетов в режиме реального времени;
  • усиливающейся потребностью практики управления крупными инновационными программами в эффективных информационных технологиях и объективной необходимостью критического осмысления накопленного опыта и трансформации теоретических основ интеллектуализации технологий принятия и поддержки управленческих решений применительно к процессу управления инновационным развитием радиоэлектронной промышленности.

Следовательно, совершенствование планирования программ инновационного развития радиоэлектронной промышленности требует решения проблемы развития методологии, технологии и организации их формирования и оптимизации, учета особенностей развития радиоэлектроники, как объекта планирования.

 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проекты № 10-06-00146а и № 11-06-00129а) и РГНФ (проект № 11-02-00178а).


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М. Экономические стратегии развития предприятий радиоэлектронной промышленности в посткризисный период. - М.: Креативная экономика, 2010. - 509 с.
2. Батьковский А.М., Булава И.В., Кравчук П.В. и др. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и ее неустойчивого посткризисного развития / Под ред. Батьковского А.М. - М.: МЭСИ, 2010. - 360 с.
3. Батьковский А.М. Управление инновационным развитием предприятий радиоэлектронной промышленности. - М.: онтоПринт, 2010. - 248 с.
4. Батьковский А.М., Булава И.В., Мингалиев К.Н. и др. Стратегия развития российских предприятий в современный период: теория и методология. - М.: МЭСИ, 2009. - 405 с.
5. Батьковский А.М. Управление инновационным развитием предприятий радиоэлектронной промышленности. - М.: онтоПринт, 2010. - 248 с.