Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»12 / 2014

Значение «креативной экономики» в современном инновационном развитии: зарубежный опыт

Левченко Ирина Ивановна, старший преподаватель, Российская академия народного хозяйства и государственной службыпри Президенте РФ (Смоленский филиал), Россия

The meaning of the "creative economy" in the contemporary innovative development: foreign practices - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 93

Аннотация:
В настоящее время креативная экономика стала одним из важнейших направлений инновационного развития, таким направлением бизнеса, в основе которого лежит оригинальная идея создания качественно нового подхода к продукту. Термин «креативность» может быть объяснен как творческий поход к чему-либо с привлечением новых, ранее не использованных идей. Автором рассматриваются технологии креативной экономики на основе зарубежного опыта и определяется потенциал применения креативных технологий в России.
Цитировать публикацию:
Левченко И.И. Значение «креативной экономики» в современном инновационном развитии: зарубежный опыт // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 12. – С. 44-54.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В последнее время одним из важнейших направлений инновационного развития стала креативная экономика. В основу данного направления заложена определенная идеология создания абсолютно нового подхода к продукту. Креативный – значит творческий, т.е. креативные процессы – это творческие подходы с привлечением новых инновационных методов и идей. Соответственно, мы можем проследить заметную связь инноваций и креативных индустрий.

И прорастают плоды…

Понятие «креативная экономика» впервые появилось в американском журнале Business Week в августе 2000 года. Это новое понятие заинтересовало многих экономистов-исследователей, а также предпринимателей. Но так как механизм развития данного направления экономики не был предложен, это определение несколько лет было не востребовано, хотя креативная экономика набирала обороты и силу. Затем, спустя десятилетие, выходит книга Джона Хокинса с одноименным названием «Креативная экономика», где автор попытался проследить развитие креативной экономики и ее влияние в мировом масштабе. Как замечает Р. Флорида, Хокинс выделяет в ней пятнадцать отраслей «креативной индустрии» (см. рис. 1)

 

Рис. 1. Креативная индустрия США по Хокинсу [18]

Указанные в схеме индустрии производят интеллектуальную собственность в виде:

- патентов;

- авторских прав;

- торговых марок;

- оригинальных разработок.

Здесь представлены не только направления культуры и искусства, но также и научно-исследовательские, опытно-конструкторские направления, издательская деятельность и программирование.

Отметим, что США имеют значительное превосходство в данных креативных отраслях, что объясняется новыми методами и технологиями. Это и стало основной причиной усиления их позиций в международной экономической конкуренции начиная с 1980-х [16].

В способностях воплощаются идеи

Креативную экономику США, определяет Р. Флорида, поддерживает целый комплекс инновационных производств и направлений деятельности, что является фундаментом для формирования «социальной структуры креативности». Выделим наиболее важные формы:

1) креативность в сфере бизнеса;

2) креативность в производстве товаров и предоставлении услуг;

3) креативность внешней и внутренней среды для развития различного вида креативных направлений [16].

Креативная экономика не ограничивается только созданием новой продукции, она также затрагивает способы ее изготовления.

В этом направлении активную позицию занимает Япония. Рассмотрим особенности развития и становления креативной экономики этой страны.

Именно Япония сделала первый шаг навстречу нестандартности и креативности. Сегодня Япония имеет высочайшие показатели ВВП, входит в десятку крупнейших экспортеров. Здесь работают самые развитые креативные предприятия, где помимо физического труда рабочих используются их творческие способности. Необходимо отметить, что на японских производствах постоянно идет процесс непрерывного усовершенствования технологий, методов, направлений, форм, промышленных идей, а также моделей и организации руководства процессами и людьми.

Проанализируем особенности креативной экономики Великобритании.

Именно Великобритания является передовой страной в области креативной экономики. Имея компетентных специалистов, богатейшее культурное наследие, высокий интерес к новым направлениям экономической деятельности, стабильную поддержку государства, что очень важно, стране удалось придать креативным индустриям большую экономическую значимость.

Великобритания на протяжении своего развития претерпевала различные экономические проблемы, после значительных и ущербных кризисов – вновь восстанавливалась, затем опять впадала в экономическую депрессию. Сегодня это богатейшая страна со значительными экономическими активами и влиянием на мировом рынке. В последнее время в Великобритании набирают значение человеческие ресурсы. В экономическом аспекте рассматриваются творческие способности человека, неординарное мышление, новые представления и современные взгляды. Для сотрудников организаций регулярно проводятся семинары и практикумы, которые способствуют повышению квалификации сотрудников и совершенствованию системы профессионального образования кадров. Все предприятия Великобритании достаточно конкурентоспособны, что является важным для стабильного развития экономики государства.

Сегодня инновации вовлечены во множество сфер деятельности британских компаний, которые выпускают улучшенный продукт или предоставляют усовершенствованную услугу [5].

Чарльз Лэндри в своей книге «Креативный город» очень точно описал основные элементы инфраструктуры города, способствующие развитию креативной экономики. Концепция «креативного города» включает в себя удобную транспортную систему, продуманные места для отдыха и рациональное размещение жилых и рабочих кварталов. Транспортное сообщение играет одну из решающих ролей в определении качества жизни городских жителей [7].

Отметим, что в Великобритании достаточно развита транспортная система, но власти постоянно вырабатывают новаторские идеи в области усовершенствования и стабилизации экологической ситуации. Поэтому ежегодно выделяются существенные средства на развитие велосипедного транспорта. Создаются безопасные дорожки для велосипедистов, строятся велопарковки и т.д., тем самым пропагандируется и поддерживается здоровый образ жизни.

Для свободного времяпрепровождения людей организованы площадки активного отдыха, где каждый желающий может найти себе занятие по интересу, также он может приобрести необходимые услуги для удовлетворения первичных потребностей, повысить уровень своей культуры и интеллекта.

Правь, Британия, креативом

Рассмотрим значение инноваций в бизнесе.

Инновации в бизнесе играют ведущую роль в увеличении производительности. Экономический рост напрямую зависит от способности компаний внедрять новые технологии и инвестировать в различные формы инноваций.

Необходимо отметить, что, несмотря на развитие новых отраслей, крайне важно уделять должное внимание уже устоявшимся индустриям и поддерживать и стимулировать рост инноваций в производство товара или услуги.

Несмотря на творческую активность британских кадров, креативную экономику поддерживает и правительство Великобритании, которое предоставляет разного рода льготы и облегченные условия для создания бизнеса [6].

Как отмечают современные зарубежные экономисты, мы вступаем в эпоху всепроникающей креативности, которая наполняет собой каждый сектор экономики и общества.

С середины 90-х годов, с момента появления терминов «креативная индустрия» или «креативная отрасль», креативная экономика стала приоритетным направлением политики британского правительства.

Рассмотрим структуру экономики творческих индустрий Великобритании.

Американские экономисты, как мы отметили ранее, выделяют 15 отраслей креативной индустрии, а Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании выделил 12 отраслей, которые в совокупности составляют современную британскую креативную экономику.

Рис. 2. Креативная индустрия Великобритании [2]

Если провести аналогию с креативной индустрией США, то здесь можно заметить отсутствие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что, на наш взгляд, достаточно уместно, т.к. креативная экономика Великобритании достаточно приближена к творчеству, искусству и издательству.

Креативная экономика Великобритании основана на интеллекте. Отсюда делаем вывод, что основным двигателем креативных индустрий являются люди, которые предоставляют свои идеи и творческий потенциал для создания конечного продукта отраслей.

Необходимо отметить, что подъем креативной экономики во всех странах серьезно повлиял на распределение членов общества по группам и классам. Различные авторы в течение многих лет обсуждали появление новых классов в развитых промышленных странах (Питер Друкер, Фриц Махлуп, Даниел Белл, Роберт Рейх и др.). Все эти эксперты занимались экономическими аспектами новой классовой структуры.

Классовая структура креативных работников российскими экономистами не рассматривалась, но предпосылки для этого уже возникли.

Отметим, что базой креативного класса (российского или зарубежного) является экономика. Мы выделяем его как экономический класс, т.к. креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности.

Чтобы представить особенности креативного класса России, попробуем вначале сформировать структуру креативной экономики нашей страны.

«Сливки общества»

О.Н. Мельников в своих трудах определяет креативную экономику на основе профессий (рода занятий). Мы же представим креативную экономику как одно из направлений экономики, формирующееся в креативной сфере культуры и искусства [9].

Понятие «креативная экономика» в российской экономической терминологии появляется благодаря современным ученым-экономистам. Одним из основных принципов креативной экономики О.Н. Мельников видит получение прибыли, которое обеспечивается через потребительскую стоимость (полезность) экономических продуктов, в которых основную стоимость имеет их интеллектуальная, а не материальная составляющая. В отдельных источниках речь идет об инновационной экономике, которая базируется на технических и производственных отраслях. В данном случае нас интересуют культура и искусство и непосредственно те механизмы, которые помогут сфере культуры стабилизировать свое неустойчивое экономическое состояние и привлечь внебюджетные источники для усовершенствования, обновления и модернизации данной сферы [10].

Итак, направления, которые должны регулироваться креативной экономикой России. Представим их общими блоками (см. рис. 3)

Рис. 3. Креативная индустрия России

Данная структура, на наш взгляд, не совсем универсальна и точна.

Действительно, все позиции можно отнести в нашей стране к сфере культуры и искусства. Но мы придерживаемся в своем исследовании несколько иной позиции и считаем, чтобы сохранить ценностную ориентацию сферы культуры, укрепить универсальность и уникальность российской культуры, мы должны делать основные акценты не на том, что модно, а на том, что ценно, и популяризировать это ценное и уникальное.

Телевидение, радио и издательскую деятельность мы должны отнести к информационной политике. Бесспорно, это творческие индустрии, к которым можно применить креативный экономический механизм. Но в рамках культурной политики и применения креативного экономического механизма мы будем рассматривать то, что формирует человеческий духовный капитал, то, что включает в себя врожденные способности и талант, приобретенную квалификацию, а также образование, духовный и нравственный облик.

По определению Г. Беккера, «человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке как объекте инвестиций способности приносить доход в процессе творческой экономической деятельности» [18].

Носителями и создателями данного капитала являются люди, т.н. «креативный класс», который, по утверждению О.Н. Мельникова, является источником креативной энергии, от уровня расходования которой зависит эффективность формирования жизненного цикла товара на рынке, который они позиционируют [11].

В нашем представлении креативный класс распадается на две составляющие (см. рис. 4).

Рис. 4. Креативный класс

Люди, принадлежащие к «креативной элите», занимаются творческими разработками (в области науки или искусства) на регулярной основе – именно за это им платят деньги. Их взгляды формируют общественное мнение.

«Креативные любители-непрофессионалы» время от времени могут создавать методы или продукты, находящие широкое применение, однако это не входит в их основные профессиональные обязанности. Они могут быть юристами, врачами, преподавателями и заниматься ведением домашнего хозяйства. Эти люди могут создавать произведения искусства, имея высокий талант, могут совершенствовать новые технологии и методы управления, имея нестандартный ум и креативное мышление.

Выводы

1. Формирование креативной экономики – это сложный многоплановый и длительный процесс, затрагивающий интересы большого количества регионов, предприятий и организаций, а также специалистов, в них работающих.

2. Принципы креативной экономики применимы к формированию и развитию отрасли культуры.

3. Креативный экономический механизм действует по плавающим принципам, поэтому, исходя из зарубежного опыта, необходимо создать такие экономический механизм и методологическую базу, которые будут способствовать накоплению средств в отрасли, грамотно выстроят работу по продвижению на рынок (в том числе и мировой) продуктов и услуг, а также определят работу с кадрами, которые станут работать на результат.

4. Увеличив коэффициент полезного действия каждого сотрудника, а также усиливая его творческую энергию, мы автоматически увеличим конкурентоспособность продукции, а соответственно, и прибыль.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Creative Economy. The Challenge of Assessing the Creative Economy towards informed Policy-making [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.unctad.org/en/docs/ditc20082cer_en.pdf [23.06.2014].
2. Department for culture, media and sport. Digital Britain [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.uk/government/organisations/department-for-culture-media-sport [22.07.2014].
3. Белл Д. Теория постиндустриального общества [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://vikent.ru/author/1017/ [28.06.2014].
4. Друкер П. Работник умственного труда как основной капитал [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://mgt-edu.ru/11-54.php [28.06.2014].
5. Корепанов В.К. Креативная экономика в современном поликультурном сообществе // Alma Mater [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://onto.ru/public/publications/meneghetti_2012/korepanov [28.06.2014].
6. Кудров В.М. Мировая экономика: учебник. – М.: Юстицинформ, 2009.
7. Лэндри Ч. Креативный город. – М.: 2011.
8. Махлуп Ф. Работник интеллектуального труда: кто он? [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://static.ozone.ru/multimedia/book_file/ [28.06.2014].
9. Мельников О.Н. Логистика интеллектуально-креативной деятельности при организации выполнения бизнес-проектов // Российское предпринимательство, 2013. – № 24 . –http://www.creativeconomy.ru/articles/3092 [6.09.2014].
10. Мельников О.Н. Креативная экономика // Креативная экономика, 2007. – № 9. –http://www.creativeconomy.ru/articles/3182 [5.09.2014].
11. Мельников О.Н. Творческая энергия товара // Российское предпринимательство, 2000. – № 5. –http://www.creativeconomy.ru/articles/3012 [6.09.2014].
12. Райт Э.О. Марксистские концепции классовой структуры // Скепсис [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://scepsis.net/library/id_608.html [28.06.2014].
13. Рейхт Р. Финансы и кризис [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://oko-planet.su/finances/financescrisis/33839-robert-rejx-falshivyj-vyxod-iz-krizisa.html [28.06.2014].
14. Фассел П. Креативный класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://hiki.gorod.tomsk.ru/index-1253025448.php [28.06.2014].
15. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. – М.: Классика XXI века, 2005.
16. Хесин Е. Великобритания: спады и подъемы экономики // Мировая экономика и международные отношения, 2000. – №8.
17. Хокинс, Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. – М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2011.