Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2014

Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности

Белякова Галина Яковлевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления бизнес процессами, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

Чайран Юлия Александровна, аспирантка, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск, Россия

Factors affecting the development of innovative activity - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 333

Аннотация:
Представлена систематизация факторов, влияющих на инновационное развитие предприятий. Выделенные факторы оказывают значительное воздействие на инновационную деятельность, ускоряя или замедляя ее, и могут быть учтены для построения эффективной методики инновационного развития предприятий.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Белякова Г.Я., Чайран Ю.А. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 11. – С. 162-170.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современном мире в условиях резкого изменения бизнес-среды, окружающей предприятия, и жесточайшей конкурентной борьбы единственным условием выживания предприятий становится их инновационное развитие.

Только активность принесет плоды

Понимая значимость инноваций, органы государственной власти реализуют основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы, разрабатывают стратегии дальнейшего развития.

В частности, в декабре 2011 г. Правительством России был принят один из основополагающих документов – Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. Целью Стратегии является перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития.

Помимо этого в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. постулируется, что страна не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут ли достигнуты сформулированные в Концепции цели, зависит от инновационной активности предприятий всех отраслей в условиях сложной и нестабильной внешней среды [6].

По уровню инновационной активности российская экономика заметно уступает не только ведущим индустриальным странам (Германия – 79,9%, Япония – 69%, Канада – 65%, Китай – 33%, США – 22%), но и большинству государств Центральной и Восточной Европы, где этот показатель находится в интервале 30–50 %. Для России  в 2010 г. он составил всего 9,5% [3].

Необходимо учесть, что инновационно-активные предприятия в России существенно отличаются от зарубежных, работающих в условиях высокой конкуренции на насыщенном качественной продукцией рынке. Россия заметно отстает от стандартов качества, существующих в развитых странах. Зачастую новая продукция отечественных предприятий является новой лишь на российском рынке и не является конкурентоспособной, а ее доведение до мировых стандартов требует значительных затрат и усилий.

В связи с этим для повышения инновационной активности предприятий, а также для достижения намеченных показателей инновационного развития экономики России необходимо совершенствовать меры стимулирования инновационной активности организаций.

Особенно актуальной задачей при этом является формирование благоприятного инновационного климата для постоянного и целенаправленного осуществления научной и научно-технической деятельности, внедрения полученных результатов в хозяйственную практику.

Для того чтобы определить, как сформировать благоприятный инновационный климат, необходимо провести анализ и систематизацию факторов, влияющих на инновационное развитие.

В ходе исследования факторы были сгруппированы и выделены в следующих аспектах (см. рис.):

Рис. Факторы, влияющие на инновационное развитие предприятий

Высокая марка обновления

Факторами, определяющими инновационное развитие, согласно научно-технологическому и образовательному аспекту, могут являться:

1. Значительный научно-образовательный потенциал, представленный:

а) сетью академических институтов и национальными исследовательскими университетами, проводящими фундаментальные исследования и прикладные разработки в интересах участников инновационной деятельности;

б) наличием высшего, среднего профессионального образования с широким набором специальностей и учебных заведений;

в) наличием высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы непрерывного образования, программ переподготовки и повышения квалификации;

г) наличием в вузах высококвалифицированного педагогического персонала;

д) развитой научной инфраструктурой вузов (мощная научно-исследовательская база: кафедры, учебно-научные базы, институты, научные центры, лаборатории, центры коллективного пользования, исследовательские центры;

е) малыми инновационными предприятиями при вузах в целях применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;

ж) инновационным потенциалом вузов: наличием патентов и результатов, способных к правовой охране, публикаций результатов исследований в ведущих российских и зарубежных научных журналах, научной периодике, индексируемой Web of Science, Scopus и РИНЦ;

з) уровнем развития системы образования, соответствующим мировым и федеральным государственным образовательным стандартам.

2. Взаимодействие образовательных учреждений высшего, среднего специального образования с:

а) профильными предприятиями;

б) ведущими отечественными и зарубежными вузами с целью проведения совместных исследований и экспериментов, международных и российских форумов, научно-технических выставок, ярмарок, сотрудничества по программам академической мобильности для студентов и преподавателей, научных стажировок аспирантов, молодых ученых и научных работников, по проведению симпозиумов и конференций, изданию научных монографий и журналов, учебников и учебных пособий, выполнению научных проектов при поддержке отечественных, зарубежных и международных фондов и программ;

в) со школами в рамках проведения профориентационной работы с учащимися для привлечения их для обучения по специальностям отрасли и с преподавателями с целью усилить общий потенциал среды молодых ученых через повышение квалификации.

3. К нормативно-правовому аспекту относится наличие актуальной нормативно-правовой базы, способствующей:

а) развитию инновационной деятельности: закон об инновационной деятельности, стратегии развития отраслей, целевые программы развития инновационной деятельности, программы инновационного развития предприятий и др.;

б) содействию патентной и лицензионной деятельности, улучшению ситуации с управлением интеллектуальной собственностью в организациях и предприятиях;

в) формированию и развитию эффективных механизмов государственно-частного партнерства и устранению административных барьеров, реализации программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

4. К организационному аспекту можно отнести следующие факторы:

а) внедрение современных методов управления производством и процессами на предприятиях и организациях;

б) использование модели аутсорсинга;

в) формирование корпоративных механизмов и структур, способствующих созданию и внедрению инноваций.

5. В рамках институционального аспекта можно выделить следующие факторы:

а) функционирование институтов развития;

б) развитая образовательная, научно-техническая и инновационная инфраструктура;

в) развитая жилищная, социальная, инженерная, транспортная, энергетическая инфраструктура территории предприятий и организаций, объектов инновационной инфраструктуры.

6. Производственный аспект объединяет следующие факторы:

а) развитая система менеджмента качества;

б) производственно-технологическая база предприятий и организаций, соответствующая современным требованиям по производительности, надежности, способности функционировать в информационной среде на отраслевом уровне и обеспечивающая эффективный контроль качества производимой продукции;

в) развитая промышленная инфраструктура предприятий: научные лаборатории; конструкторские подразделения, испытательные комплексы и др.;

г) состояние основных фондов и уровень их износа;

д) обеспеченность предприятий необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимыми природными ресурсами, территориями и возможностями энергетики для дальнейшего развития предприятий в рамках участия их в объектах инновационной инфраструктуры;

е) динамика объемов производства;

ж) общее число рабочих мест на предприятии;

з) стимулирование диверсификации производства предприятий;

и) реализация программ технического перевооружения и модернизации производства, программ освоения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий), программ освоения и внедрения новых технологий на производстве, в том числе программ повышения экологичности производства.

7. В аспект кооперации и сотрудничества могут входить такие факторы, как:

а) сотрудничество предприятий определенной отрасли с ведущими профильными высшими и средними  учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями;

б) участие вузов и промышленных предприятий в деятельности технологических платформ, создаваемых и поддерживаемых на федеральном уровне;

в) кооперация предприятий и научно-образовательных учреждений с российскими и зарубежными партнерами, с научными и образовательными организациями, институтами развития и организациями инновационной инфраструктуры, финансовыми институтами, с компаниями малого и среднего бизнеса.

8. К кадровому и социальному аспекту можно отнести следующие факторы:

а) обеспеченность предприятий работниками с разным уровнем образования и квалификацией;

б) численность населения;

в) численность занятых на предприятиях отрасли (основные производственные рабочие, вспомогательные рабочие, руководители, специалисты и служащие);

г) организованная система соцзащиты и доступа работников предприятий и организаций ко всем необходимым социальным услугам;

д) обеспечение безопасных и здоровых условий труда (экологичность процесса производства и утилизации отходов, состояние общественной безопасности);

е) развитая система подготовки и повышения квалификации кадров;

ж) обеспечение эффективной системы мотивации и стимулирования труда работников, механизмов стимулирования креативности студентов, аспирантов, сотрудников предприятий и организаций, в том числе участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

з) разный возрастной состав работников предприятий и организаций, проведение работы по омоложению кадрового состава, закреплению и снижению оттока молодых специалистов.

9. Маркетинговый аспект объединяет факторы:

а) востребованность продукции внутренним и зарубежным рынком;

б) объем государственного заказа;

в) емкость рынка;

г) доля предприятий отрасли на соответствующем сегменте рынка;

д) уровень конкурентоспособности предприятия отрасли, уровень конкуренции на рынках и темпы роста рынков.

10. Экономический и финансовый аспект объединяет следующие факторы:

а) финансовая поддержка инновационного развития, оказанная из федерального и регионального бюджета городскими, краевыми администрациями, фондами поддержки научной деятельности, фондами содействия развитию малых форм предприятий;

б) устойчивое финансовое состояние предприятий;

в) состояние инвестиционного климата;

г) уровень развития частно-государственного партнерства;

д) развитие лизинга малых и средних предприятий.

11. К информационному аспекту можно отнести следующие факторы:

а) особый режим обмена информацией и защиты передаваемых сведений при участии в международной научно-технической кооперации;

б) внедрение информационных технологий в управление производством;

в) обеспечение доступности информации о деятельности объектов инновационной инфраструктуры;

г) использование современных информационных технологий в деятельности предприятий.

Выводы

1. Проведенная систематизация позволяет выделить совокупность факторов, влияющих на инновационное развитие.

2. Выявленные факторы оказывают значительное воздействие на предприятия и способствуют деятельности или замедляют ее, в том числе и инновационную.

3. В дальнейшем для построения эффективной методики инновационного развития предприятий необходимо выделить ключевые действующие факторы, способствующие инновационному прорыву, учитывая региональные и отраслевые особенности, что даст возможность строить эффективную стратегию роста инновационной активности на основе анализа и устранения «узких мест».


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Белякова Г.Я. Система показателей для прогнозирования региональных кластеров [Электронный ресурс] / Г.Я. Белякова, Г.И. Краснов // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 4.
2. Белякова Г.Я. Conception of social and economic systems modernization: essence and basic models / Л.Р. Батукова, Г.Я. Белякова // Креативная экономика, 2011. – № 10.
3. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: Сборник статей. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. – 472 с.
4. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р / Правовой сервер «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Тодосийчук А. Наука, образование и инновации – основные факторы экономического роста и социального прогресса // Проблемы теории и практики управления: международный журнал: официальное издание Международного НИИ проблем управления. – М.: Международная Медиа Группа, 2010. – № 2.