Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2014

Совершенствование механизма государственного инвестирования приоритетных отраслей промышленности

Бабикова Анна Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, Южный федеральный университет, Россия

Ханина Анна Владимировна, аспирант, ассистент кафедры инноватики и экономического проектирования, Институт управления в экономических, экологических и социальных системах, Южный федеральный университет, Россия

Improving the mechanism of in priority industries - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 67

Аннотация:
Предпринята попытка выявления факторов инвестиционной сопряженности государственных корпораций и отраслей в процессе структурно-технологического обновления высокотехнологичного сектора экономики для поиска наиболее эффективных инвестиционных механизмов.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Бабикова А.В., Ханина А.В. Совершенствование механизма государственного инвестирования приоритетных отраслей промышленности // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 11. – С. 115-124.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом научного проекта №14-02-00293: «Модели и механизмы сопряженного развития государственных корпораций, регионов и отраслей в трендах экономического роста и технологической модернизации».

                                                                                                                                                                                                                                           

Социально-экономическое развитие России проходит на фоне общемировых интеграционных, информационных и глобализационных процессов в условиях роста мировой конкуренции. В этих условиях кризисная ситуация наиболее характерна для технически сложных отраслей промышленного сектора экономики, поскольку выпуск промышленной продукции в наибольшей степени зависит от качества всех видов ресурсов, уровня техники и применяемых технологий. Уже на протяжении достаточно длительного времени отечественная экономика характеризуется асимметричностью экономического развития в пользу добывающих отраслей и низкой конкурентоспособностью отечественной высокотехнологичной продукции. Становится очевидным, что, несмотря на наличие производственных комплексов, крупных корпоративных объединений и значительную концентрацию финансовых, промышленных и трудовых ресурсов, ряд проблем модернизации инновационного сектора промышленности требует новых форм государственного регулирования указанных процессов.

Смысловая сопряженность

Проблематика вмешательства государства в экономику рассматривается в работах Дж. М. Кейнса, М. Олсона, Дж. Стиглица, Дж. Гэлбрейта и др. Практическое применение теории Кейнса о необходимости государственного вмешательства в экономику нашло отражение в экономической политике США 1950-х годов. Причиной того, что данная теория стала практически применяться в экономике развитых стран, стало стремление правительства смягчить неэффективность, связанную с функционированием рыночной экономики [4].

Одной из форм регулирования отраслевой структуры экономики и осуществления процессов технологической модернизации промышленности являются государственные корпорации, действующие в высокотехнологичных и стратегически важных отраслях промышленности. Государственные корпорации имеют большой технологический и производственный потенциал и финансовую поддержку государства, поэтому могут решать задачи индустриального развития. Дж. Гэлбрейт [3] в своих трудах говорит о том, что производство технически сложных товаров требует больших капиталовложений и сопровождается большими рисками. При этом участие государства может эти риски снизить. Государство «может обеспечить или гарантировать рынок сбыта соответствующей продукции либо возмещать фирмам расходы на научные разработки, если они увеличиваются сверх определенного уровня, либо, наконец, оплатить и предоставить в распоряжение предприятий необходимые технические знания». В российской экономике, являясь организационно-институциональным механизмом регулирования процессов модернизации промышленности, стратегические функции государства в приоритетных отраслях экономики выполняют ряд созданных государственных корпораций. Функционируя как саморазвивающиеся субъекты, они реализуют государственную политику развития наукоемких отраслей, осуществления инновационной деятельности, регулирования инвестиционного процесса.

Инвестиционная деятельность государственных корпораций оказывает влияние на социально-экономическое развитие территорий их локализации. Реализация программ инновационного развития входящих в их состав предприятий, поддержка научно-образовательных программ и проектов обеспечивает рост научного и кадрового потенциала региона и технологическое развитие отрасли. Согласование интересов государства и отраслей с входящими в них предприятиями различных форм собственности требует разработки ориентированного на это механизма регулирования и стимулирования инвестиций. Указанный инвестиционный механизм должен учитывать особенности функционирования отраслей и специфику выпускаемой продукции, другими словами, инвестиционные механизмы должны базироваться на учете и анализе специфических условий, при которых отрасль будет использовать максимум своих возможностей и потенциал государственных корпораций для достижения поставленных целей. В нашей работе предлагается совокупность особенностей и факторов, характеризующих влияние деятельности государственных корпораций на развитие отрасли, в которой данная структура функционирует, охарактеризовать понятием «инвестиционная сопряженность».

Понятие сопряженности используется в различных науках и предметных областях с целью описания процессов взаимовлияния факторов, взаимосвязи явлений, перехода из одного состояния в другое и т.д. Применение данного термина к описанию особенностей функционирования государственных корпораций позволит провести всесторонний анализ места и роли этих структур в процессе модернизации отраслей, в которых они были созданы, и предложить такой механизм инвестирования, который позволит учитывать интересы как собственников инвестиционных ресурсов, так и конечных потребителей. Применение такого механизма позволит обеспечить сбалансированное государственное инвестирование в развитие корпораций высокотехнологичного сектора экономики, а также способствовать разработке детальных целей и стратегий их деятельности.

На основании трактовки понятия «сопряженный» как взаимно связанный, сопровождаемый чем-нибудь [5] можно предположить, что создание государственной корпорации в высокотехнологичном секторе взаимосвязано с деятельностью отрасли в целом. Поскольку это сопровождается инвестиционными вливаниями в государственные корпорации со стороны государства, следовательно, создание государственных корпораций является инструментом государственного регулирования деятельности высокотехнологичного сектора экономики.

Сопряженными системами в химии называют системы с чередующимися двойными и одинарными связями, которые могут быть как открытыми, так и закрытыми [10]. Следуя этой логике, взаимодействие отрасли и государственной корпорации можно представить в виде развивающейся системы в зависимости от целей создания корпорации. Интересно, что подобное развитие может быть двух видов: фрагментарное и фрактальное. В случае, когда развитие государственной корпорации и отрасли частично совпадает на некоторых этапах функционирования, имеется фрагментарное развитие. Фрактальное – развитие государственной корпорации полностью совпадает с развитием отрасли.

В черчении сопряжением называют плавный переход по кривой от одной линии к другой [8]. Данное определение позволяет охарактеризовать цикличность развития государственной корпорации и отрасли. До создания государственной корпорации отрасль развивается по определенному сценарию, при создании в ней государственной корпорации цикл развития отрасли изменяется. Государственная корпорация тоже развивается по определенному жизненному циклу. Для эффективного достижения целей создания государственной корпорации цикл ее развития должны совпадать с циклом развития отрасли.

Сопряженность в математике – это определенное соотношение параметров между собой [6]. С экономической точки зрения факторы развития и взаимодействия государственной корпорации и отрасли сопряжены. Степень сопряженности параметров при решении оптимизационной задачи указывает на наиболее эффективное решение проблем взаимодействия.

Сопряженные реакции в биологии, изученные в начале этого столетия главным образом Н.А. Шиловым, представляют собой такую совокупность процессов, в которой течение одного зависит от одновременного протекания другого. В этих реакциях образуется общий промежуточный продукт, связывающий оба процесса. Природа его исследована далеко не во всех случаях [1]. Анализируя данное понятие сопряженности в контексте модернизации высокотехнологичного сектора, можно сказать, что развитие государственной корпорации в отрасли может сопровождаться появлением в ней других элементов развития, например, кластеров или технологических платформ. На определенном этапе может происходить одновременное инвестирование в государственные корпорации и в отрасль, если данные процессы протекают системно, то цели создания государственной корпорации как инструмента модернизации высокотехнологичных секторов будут достигнуты.

В медицине существует принцип сопряженных подсистем Геодакяна, который говорит, что разделение адаптивных следящих систем, эволюционирующих в изменчивой среде, на сопряженные подсистемы с консервативной и оперативной специализацией повышает их устойчивость [2]. Государственная корпорация сочетает в себе черты конкурентоспособного хозяйствующего субъекта с высоким потенциалом, способного осуществлять фундаментальные исследования и разработки, и положительные особенности предприятия с государственным участием. Таким образом, созданные в отрасли предприятия в форме государственной корпорации способствуют устойчивому развитию высокотехнологичного сектора в изменчивой внешней среде.

На основе рассмотренных понятий можно заключить, что сопряженность в широком смысле – это определенное соотношение взаимосвязанных параметров в изменчивой системе, существующей под воздействием внешних факторов. Под инвестиционной сопряженностью следует понимать совокупность и скоординированность факторов, характеризующих деятельность отрасли, неотъемлемо связанных с параметрами инвестиционной привлекательности отрасли и характеризующих наиболее эффективные возможности воздействия на инвестиционную политику государства в отношении каждой конкретной отрасли с целью ее технологической модернизации посредством инвестирования в государственную корпорацию. Определение «точек» инвестиционной сопряженности развития отраслей и государственных корпораций в промышленном секторе экономики позволит усовершенствовать инвестиционные процессы, для чего следует провести идентификацию факторов инвестиционной сопряженности отраслевого развития и государственных корпораций.

Неслучайная упорядоченность

Когда присутствие одного или нескольких факторов деятельности отрасли оказывает влияние на принятие решения об инвестировании, наличие сопряженности между ними можно выразить математически:

Пусть А – множество факторов, характеризующих деятельность отрасли и ее инвестиционную привлекательность; В – множество факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании. Тогда С – множество, состоящее из факторов, принадлежащих множеству А и В одновременно:

.

Сведения о сопряженности факторов инвестиционной привлекательности и факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании, ценны не только тем, что они позволяют выявить влияния, способствующие инвестиционной активности, но также и распределить факторы по степени их воздействия на инвестиционные процессы в отраслях. Соответственно, чем больше факторов в множестве С, тем сильнее степень их сопряженности, тем больший размер инвестиций получит отрасль. Для каждой отрасли характерен свой набор факторов. Если один или несколько факторов оказывают решающее влияние на принятие решения об инвестировании в данную отрасль, то объем данных инвестиций будет зависеть от распределения разных уровней значения действующих факторов. Предположим что, принятие решения об инвестировании или неинвестировании средств в отрасль зависит только от объемов производства. Если бы объемы производства были бы полностью случайными величинами (не зависящими от других факторов), то и распределение инвестиций было бы случайным и не обнаруживалось бы никакой взаимосвязи с одним контролирующим фактором. В действительности невозможно представить себе случайное распределение инвестиций в отрасль, степень сопряженности факторов можно выразить в виде функциональной зависимости:

Y=F(x;y),

где x – множество внутренних факторов, относящихся к деятельности государственной корпорации; y – это множество внешних факторов со стороны отрасли и государства, оказывающих влияние на процесс принятия решения об инвестировании; тогда Y – степень сопряженности факторов.

Степень сопряженности факторов внешней и внутренней среды определяет количественную зависимость между ними и способствует выявлению зависимости среди действующих или определяющих факторов, которые в наибольшей степени будут способствовать принятию решения об инвестировании в государственную корпорацию.

Наиболее заинтересованной в инвестировании отраслью является высокотехнологичный сектор экономики. Созданный в советский период как неотделимая структурная часть военно-промышленного комплекса, этот сектор представлен совокупностью отраслей, характеризующихся относительно высокой наукоемкостью производства [11]. Важным условием обеспечения эффективного научно-технического развития является обоснованный выбор приоритетов и концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов для их реализации. Для реализации приоритетных проектов необходима разработка ориентированного механизма регулирования и стимулирования государственных инвестиций [9]. При этом инвестиционные механизмы должны базироваться на специфических условиях, при которых отрасль будет использовать максимум своих возможностей для достижения поставленных целей.

Продукция высокотехнологичного комплекса предназначена для удовлетворения не столько индивидуальных, сколько общественных и общенациональных потребностей как текущих, так и будущих, обеспечивает конкурентоспособность страны и ее безопасность [7]. Специфический характер продукции и деятельности данного комплекса обуславливает и набор факторов, влияющих на его инвестиционную привлекательность. А именно факторами, влияющими на инвестиционную активность, выступают процессы и действия, носящие как объективный, так и субъективный характер, которые в совокупности могут изменять степень воздействия государства на функционирование отрасли в целом, посредством вливания инвестиций в конкретные компании и корпорации, действующие в отрасли. Анализируемые факторы можно сгруппировать по различным признакам с целью получения максимально полной и системной информации об их влиянии на инвестиционную привлекательность государственных корпораций в высокотехнологичном секторе экономики: внешние и внутренние, объективные и субъективные.

Внешние факторы, к которым относятся государственное регулирование, взаимодействие с другими отраслями, мировое состояние, оказывают разнонаправленное воздействие на высокотехнологичный сектор как в пространстве, так и во времени. К внутренним относятся все факторы, характеризующие непосредственно деятельность предприятий внутри сектора. Также к объективным факторам инвестиционной привлекательности следует отнести факторы, характеризующие деятельность государственной корпорации в отрасли: инвестиции в основной капитал, коэффициент обеспеченности основными средствами, объемы производства основных товаров, прибыль предприятий, рентабельность, трудовой потенциал, экономические и финансовые риски. Субъективные факторы, влияющие на деятельность предприятий в высокотехнологичном секторе: экологический, нормативно-правовая база, уровень НИОКР, инженерно-геологические показатели и т.д. Выявление и анализ факторов, способствующих инвестиционной сопряженности в высокотехнологичном секторе экономики, показали, что их количество значительно и группировка возможна по различным критериям. Укрупненное общее представление о внутренних и внешних факторах, влияющих на инвестиционную сопряженность, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Матричное представление факторов инвестиционной сопряженности в высокотехнологичном секторе экономики

Факторы

Объективные

Субъективные

Экономические

Внутренние

инвестиции в основной капитал;

коэффициент обеспеченности основными средствами;

объемы производства;

прибыль; риски

Внешние

государственное регулирование

состояние мировой экономки

нормативно-правовая база

Социально-демографические

Внутренние

трудовой потенциал;

условия труда

Внешние

уровень жизни населения;

уровень безработицы

уровень образования

НИОКР

Внутренние

уровень НИОКР на предприятиях;

доля инновационной продукции

Внешние

уровень НИОКР в отрасли;

Экономико-географические и экологические

Внутренние

Инфраструктура

Внешние

взаимодействие с другими отраслями; экологическое состояние региона; инженерно-геологические показатели;

климат; природно-ресурсные факторы

Порядок по схеме

Таким образом, очевидно большое количество параметров, влияющих на инвестиционную сопряженность. Однако для выявления точечного направления инвестирования в отрасль факторы необходимо проранжировать по степени важности для принятия решения об инвестировании. Можно предложить следующий алгоритм ранжирования выявленных факторов.

1) Анализ и выделение наиболее значимых факторов (экономических, социально-демографических, НИОКР, экономико-географических).

2) Определение пороговых значений выделенных факторов.

3) Сравнение и анализ факторов с пороговыми значениями.

4) Оценка факторов и принятие решений об инвестировании.

Принятие решения об инвестировании лежит в плоскости взаимодействия инвесторов, внешней и внутренней среды, влияющей как на деятельность отрасли и корпорации, так и на процессы принятия решений об инвестировании. Также очевидно, что инвестирование в отрасль или конкретное предприятие предполагает не только возврат инвестиций, но и некий набор выходных параметров, под которыми в данном контексте будем понимать цели инвестирования, которые будут совпадать с целями создания и деятельности государственной корпорации. Поскольку не все инвестиционные процессы, в том числе и осуществление государственных инвестиций, являются эффективными, предлагается усовершенствовать схему инвестиционного процесса на основе выявленных ранее факторов инвестиционной сопряженности развития государственных корпораций и отрасли. Определив факторы инвестиционной сопряженности, цели инвестирования, можно предложить укрупненную схему инвестиционного процесса в краткосрочном и долгосрочном периодах, предполагая возможные изменения в отрасли посредством инвестирования в создание государственной корпорации как механизма государственного регулирования деятельности высокотехнологичного сектора (см. рис. 1). Предложенная схема позволяет осуществить поэтапное инвестирование в развитие предприятий, входящих в состав созданной в отрасли государственной корпорации, профинансировать инновационные программы и проекты, осуществляя тем самым инновационное развитие отрасли. Данная схема является частью методического инструментария, направленного на определение факторов отраслевого развития, их классификацию, расчет сопряженности факторов экономического развития отраслей и государственных корпораций. Это необходимо, поскольку осуществление государственных инвестиций и создание государственных корпораций не может происходить во всех отраслях одновременно.

Рис.1. Влияние функционирования государственной корпорации на высокотехнологичный сектор экономики

Используя предложенную ранее матрицу факторов инвестиционной сопряженности и алгоритм ранжирования этих факторов в качестве наиболее значимых с точки зрения принятия решений об инвестировании, можно в качестве примера предложить следующие показатели: темпы роста (снижения) промышленного производства в военно-промышленном комплексе; финансовое состояние предприятий отрасли; экспорт продукции; затраты на НИОКР, и др. Выбор здесь следует проводить на основе анализа статистических данных, позволяющих выявить зависимость между ними. Таким образом, существует ряд показателей, характеризующих отрасли и способствующих выводам о необходимости государственного участия в их деятельности путем создания государственных корпораций. Данные показатели должны находиться в сопряженности друг с другом. По мнению авторов, идентификация факторов инвестиционной сопряженности позволит использовать их для проведения корреляционного анализа с целью выявления степени сопряженности между параметрами развития государственных корпораций и отраслей промышленности, в которых они созданы. Для проведения корреляционного анализа необходимо выбрать статистические данные, характеризующие выбранные параметры высокотехнологичной отрасли и государственной корпорации, функционирующей в ней. Таким образом, проведя корреляционный анализ представленных показателей, можно судить о степени сопряженности между ними.

Выводы

Идентификация факторов отраслевого развития и установление степени сопряженности между ними послужит основой процессов совершенствования инструментарной и методологической базы, обеспечивающей эффективность процесса управления государственными инвестициями при создании государственных корпораций в промышленном секторе экономики. На этой основе могут быть предложены направления, приоритетные для инвестирования, и разработаны инвестиционные программы, позволяющие максимально полно использовать потенциал созданных государственных корпораций для развития высокотехнологичного сектора экономики.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Биохимическая фармакология // Под ред. П.В. Сергеева, Н.Л. Шимановского. Медицинское информационное агентство, 2010.
2. Геодакян В.А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации, 1965. – Т.1. – № 1.
3. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: Пер. с англ. / Под общ. ред. Н.И. Иноземцева. – М., Прогресс, 1969.
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
6. Маклейн С. Категории для работающего математика. – М.: Физматлит, 2004.
7. Николаева Т.П. Высокотехнологичный комплекс и его роль в инновационном процессе // Инновации, 2005. – №9 (86).
8. Техническое черчение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nacherchy.ru/sopryazhenie, свободный (Дата обращения 25.07.2014).
9. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
10. Химическая энциклопедия // Под ред. И.Л. Кнунянца. – М.: Советская энциклопедия, 1988.
11. Энфенджян Т.А. Высокотехнологичный комплекс и обеспечение экономической безопасности России // Проблемы современной экономики, 2009. – №4 (32).