Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2014

Пути развития транспортной сферы в мировой экономике

Титова Зоя Юрьевна, аспирантка факультета мировой экономики, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, менеджер проектов, представительство компании «H&K International», Россия

Ways of development of the transport sector in the world economy - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 174

Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления развития транспортной сферы экономики в различных странах по каждому из видов экономически активного транспорта.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Титова З.Ю. Пути развития транспортной сферы в мировой экономике // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 10. – С. 116-127.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Транспорт не только ключевой фактор в развитии экономической и социальной составляющей общественной жизни, но и источник экологической опасности и других отрицательных внешних эффектов (высокая смертность на дорогах, повышенный уровень шумов).

Эффективность транспортной системы и растущие объемы перевозок пассажиров и грузов напрямую влияют на затраты и экологические проблемы в обществе. Это подтверждается тем, что, например, Европейская политика по транспорту признает важность этой сферы экономики и направлена на создание конкурентоспособной, эффективной и устойчивой транспортной системы.

Инновации в транспортной сфере      

В 2011 г.в Белой книге [ [1]] была поставлена задача сокращения выбросов в транспортной сфере экономики к 2050 г. на 60% по сравнению с 1990 г. [ [2]]. Данные показатели планируется достичь за счет уменьшения зависимости транспортного сектора от нефти и уменьшения его загруженности, но без снижения показателей мобильности. Реализация данных планов возможна только при разработке и внедрении новых технологий, значительном развитии инфраструктуры и применении управленческих инноваций.

Решения рационального использования транспортных средств зависят от инновационной составляющей. Инновации целесообразно использовать в транспортной сфере в таких направлениях, как:

- разработка транспортных средств (приводных систем, материалов, дизайна и т.д.);

- создание и развитие инфраструктуры (строительство новых дорожных сетей, оптимизация пропускной способности дорог, а также использование передовых информационных и коммуникационных технологий и т.д.);

- реализация транспортных услуг;

‑ развитие рационального хозяйствования в результате лучшего планирования использования транспортных средств, улучшения доступа к информации (что крайне актуально, в первую очередь, для городской среды), а также повышения эффективности перевозок (при необходимости за счет использования разного вида транспорта) [ [3]].  

Помимо этого, внедрение инноваций необходимо для развития отдельных видов транспорта:

1) автомобильного (для снижения смертности на дорогах);

2) железнодорожного (для улучшения унификации всей системы международного железнодорожного транспорта).

Инновации на транспорте

Применение инноваций в национальной экономике можно рассмотреть на примере Европейского союза, страны-члены которого, будучи одними из лидеров по производству транспортных средств, развитию инфраструктуры и сектора услуг, одними из первых столкнулись с проблемами транспортного сектора, что поставило перед ними задачу по активной разработке и применению инновационных решений. В последствии эти решения подтвердили, что данная стратегия при росте мирового транспортного рынка может значительно укрепить конкурентоспособность европейской транспортной отрасли в будущем.

В целом транспортная сфера экономики любой страны включает в себя весьма разнородные виды деятельности, представляющие собой различные сектора рынка транспортных услуг.

То, что все сектора транспортной сферы экономики нуждаются в различных инновационных системах, в значительной мере прослеживается и в интенсивности инвестиций в НИОКР в каждом из них, а также в той особенности, что некоторые сектора вкладывают значительные собственные капиталы в научно-исследовательские проекты, в то время как другие предпочитают покупать готовые решения [ [4]] (см. рис. 1). Вследствие этого подход к инновационным процессам должен быть различным в зависимости от потребности разнообразных секторов транспортной сферы экономики.

Источник: составлено автором на основании Статистических данных Организации экономического сотрудничества и развития – 2013.

Рис. 1. Инвестиции в инфраструктуру по подсекторам.

Так, автомобильная промышленность сосредоточена на тех направлениях, которые связаны с ключевыми проблемами в своем секторе:

- мобильность;

- энергия и окружающая среда;

- безопасность;

- доступность;

‑ конкурентоспособность.

Научно-исследовательская деятельность в автомобильном секторе становится все более комплексной, что связано с продвинутым уровнем развития технологий и растущим спросом мирового рынка. Инновационные проекты в этом секторе экономики имеют прикладной характер для скорейшего внедрения результатов и выпуска усовершенствованной продукции [ [5]].        

Инфраструктура автомобильного сектора, как видно из рисунка 1, привлекает максимальное количество инвестиций и обладает самой большой инновационной составляющей с крайне значительным объемом обмена нового знания между поставщиками (возлагают на себя ответственность за разработку, производство и усовершенствование различных модулей автомашины) и производителями в секторе.

Инвестиции в НИОКР    

Принимая во внимание ту особенность сектора, что производство транспортных средств сконцентрировано в нескольких регионах мира (см. рис. 2), инвестиции в НИОКР также локализуются в этих областях под контролем крупных игроков, производителей автотранспорта, однако не менее весом и вклад более мелких участников рынка. 

Источник: составлено автором на основании статистических данных EU Industrial R&D Investment Scoreboard / Европейская комиссия, 2013.

Рис. 2. Инвестиции в НИОКР (млн евро), 2012 г.

Высокие показатели инвестиций в НИОКР приводят к высокой инновационной товарной составляющей в отрасли, что в совокупности с развивающимися маркетинговыми стратегиями по продаже новых продуктов значительно способствует росту товарооборота в секторе. В то же время производители не забывают и об инновациях систем менеджмента и производства [ [6]].

Также необходимо отметить и то, что помимо собственных расходов на НИОКР есть и другая важная статья расходов на инновации, связанная с покупкой новых решений у других секторов.

Легковое и грузовое автомобилестроение

Рассматривая сектор легкового автомобилестроения, можно констатировать, что особенности конкурентной борьбы 2 и большой размер рынка крайне благоприятны для развития инноваций [ [7]].

Зрелая промышленность и инфраструктура создают условия, которые способствуют развитию инноваций за счет создания большой и стабильной системы, которая, в свою очередь, годами шла к использованию эффекта масштаба за счет наращивания массового производства.   

Набирающие популярность в Европе электромобили (гибриды и машины, полностью работающие от электричества) являются одним из наиболее ярких и значительных инновационных проявлений в автомобильном секторе. Не будучи источником выхлопных газов, данный вид транспорта практически не наносит вреда окружающей среде, однако, вследствие достаточно долгого времени зарядки аккумулятора и малому пробегу на одном заряде электромобили не получили достаточную популярность.

Производителям грузового автотранспорта приходится функционировать в более жесткой конкуренткой среде, где бренды и вкусы потребителя значат крайне мало. Транспортные компании внимательно следят за своими расходами и эффективностью бизнеса, когда приобретают новые транспортные средства, и поэтому зачастую не готовы использовать новые технологии, если они не принесут общего сокращения расходов компании. В результате, внедрение инноваций связано в основном с вопросами «топливной экономичности».

«Умные дороги»

Другим концептом, позволяющим усовершенствовать автомобильную инфраструктуру, могли бы стать разработанные несколько лет назад «умные дороги» [ [8]]. Дорожное полотно предлагается компьютеризировать так, чтобы оно могло собирать сведения о числе шин, соприкасающихся с землей и передавать данные другим водителям. Такая система может давать максимально точные данные о состоянии на дорогах и, следовательно, рисовать максимально корректные карты дорожной ситуации. Однако, стоимость внедрения данных технологий огромна.

Железнодорожный транспорт

Рассматривая другой сектор транспортной сферы – железнодорожный транспорт, автором выявлено, что производство железнодорожных транспортных средств похоже своей географией на самолетостроение. Выделяются главные производители в Европе – это Алстом и Сименс, Бомбардир в Канаде, Дженерал Электрик в США, а также Хитачи в Японии.

Инновационная активность в железнодорожном секторе в основном связана с инвестициями в развитие высокоскоростных поездов, как одних из самых конкурентоспособных способов передвижения. В то же время интенсивность НИОКР в данном секторе ниже, чем в других транспортных секторах. В первую очередь это связано с относительно небольшим размером рынка, высокой фондоемкостью, ограниченным количеством железнодорожных операторов, достаточной эффективностью электрических поездов с точки зрения расходования энергии.

Кроме того, сдерживающим фактором выступает существующая инфраструктура, сама по себе требующая радикальных инноваций для внедрения новшеств со стороны производителей железнодорожных транспортных средств. 

Одним из самых интересных инновационных разработок железнодорожного транспорта, который мог бы получить масштабное применение в будущем это поезд на магнитной подушке. Скорость, которую может достигать такой вид железнодорожного транспорта, сравнима со скоростью самолета. Однако возникают трудности с широким использованием таких поездов. Необходимы специальные (намагниченные) дороги, а использование современной инфраструктуры в этом случае невозможно.

Положительными сторонами данных технологий является то, что они не требуют большого количества энергии, топлива, вследствие этого являются более экономичными и экологичными, чем обычные поезда. Безусловно, одной из главных трудностей для массового внедрения этой инновации являются высокие затраты, помимо отсутствия необходимой инфраструктуры. Тем не менее, эти поезда уже находятся в эксплуатации в некоторых странах, таких как Германия, Великобритания, Япония, Китай [ [9]].

Транспортные услуги

К поставщикам услуг на транспорте относятся различные логистические компании, осуществляющие грузовые, пассажирские перевозки, авиакомпании, а также различные предприятия инфраструктуры, оказывающие, к примеру, портовое, вокзальное или дорожное обслуживание, которые в той или иной степени участвуют в инновационной деятельности.

Компании, занимающие сервисом в транспортном секторе, приобретают современное коммуникационное оборудование, программное обеспечение и прочее. Высокий уровень конкуренции и ограниченная выгода от применения инноваций не способствует активному привлечению в них инвестиций.

Низкие барьеры для входа и выхода на рынок автодорожных перевозок также, как и конкуренция, в основном, базирующаяся на снижения цен, создали условия для появления большого количества небольших компаний и ограниченного числа довольно крупных фирм. Небольшие компании не имеют таких же инвестиционных возможностей в инновации, как крупные. А относительно крупные компании в условиях исключительно ценовой конкуренции имеют слишком маленькую маржинальность, что дает им ограниченные возможности для финансирования инновационных приобретений.

Строительство транспортной инфраструктуры

Что касается строительства транспортной инфраструктуры, то данное направление экономики характеризуется, в первую очередь, высокими входными барьерами, связанными с высокими затратами, а также свободной конкуренцией, образовавшейся в силу соблюдения требований стандартизации данного продукта на рынке.

Особенности конкуренции (компании должны производить максимально стандартизированный продукт, соответствующий своему назначению и требованиям сектора) на рынке строительства транспортной инфраструктуры по описанным выше причинам также не мотивирует к увеличению ассигнований на НИОКР. В первую очередь это касается набольших строительных компаний, где технологические разработки внедряются крайне медленно в силу отсутствия возможности их финансирования.

Воздушный транспорт

Производство авиационно-космической техники как перспективных объектов развития транспортной сферы является вторым сектором по величине привлекаемых инвестиций в НИОКР с самым большим относительным приростом финансирования данных инноваций [ [10]]. Это обуславливается тем, что любые нововведения должны отвечать строгим требованиям безопасности и оказывать минимальное воздействие на окружающую среду.

Самолетное авиастроение концентрируется в руках немногих крупных игроков (США, Нидерланды, Франция). Компании-гиганты из этих стран, занимаясь производством корпусов и двигателей, сотрудничают с большим количеством более мелких поставщиков, создавая тем самым пирамидальную структуру бизнеса.  Общая сумма инвестиций за 2012 г. на НИОКР 20 крупнейших компаний мира составила 16 404 млн евро, тогда как общая сумма инвестиций компаний мира равняется 18 031 млн евро [ [11]].

Судостроение

В свою очередь судостроение и производство сопутствующего оборудования сконцентрировано в ЕС. На предприятиях выпускаются продукты различной номенклатуры: круизные корабли, яхты, а также продукция военного судостроения, в то время как производство судов более низкой стоимости в основном имеет место за пределами ЕС.

При этом необходимо брать во внимание разницу между глубоководным судоходством, прибрежным и хождением по внутренним водам. Различные условия эксплуатации и назначения напрямую влияют на инновационную активность в секторах различных производителей.

Интеллектуальные транспортные системы

Интеллектуальные транспортные системы также можно выделить в отдельный сектор транспортной сферы экономики. Данные решения включают в себя разработки информационно-коммуникационных технологий и электронное оборудование, предназначенное для решения задач транспортного сектора. Интеллектуальные транспортные системы уже стали основой, привносящей инновации для производителей транспортных средств, а, следовательно, и для всей автомобильной промышленности. В то же время, интеллектуальные технологии обладают огромным потенциалом по усовершенствованию эффективности всего транспортного комплекса, включая существующую инфраструктуру и услуги как для пассажирских, так и для грузовых транспортировок.  

Спутниковые системы управления воздушным транспортом представляют собой одну из самых активно развивающихся инновационных решений в области интеллектуальных систем, связанных с транспортом. Системы контроля воздушного транспорта в основном представлены наземными радарами. С данной технологией познакомились еще в 60-ые годы, и со временем растет ее неэффективность по ряду направлений. США разработали свою систему, назвав ее NextGen, которая уже применяется в ряде аэропортов страны, что позволяет прокладывать более эффективные маршруты полета, экономить топливо и рационально справляться с трудностями, вызванными непогодой. Однако повсеместное применение данной технологии требует значительных временных и финансовых затрат. Тем не менее, согласно государственной федеральной администрации авиации США к 2020 г. практически все системы контроля управления воздушным транспортом будут спутниковыми [ [12]].

Экологические факторы

Подводя итог, необходимо отметить, что в развитии транспортного сектора все большую роль начинают играть экологические факторы влияния на окружающую среду, в особенности в автомобильном подсекторе. Все это создает потребности на рынке к поискам инновационных решений и созданию конкурентных преимуществ.

Проведя анализ, автор выделяет два основных направления инновационного развития в секторе:

1) стремление увеличить свой рынок сбыта и улучшить качество транспортных средств и услуг, чтобы в конечном итоге увеличить долю рынка, выйти на новые рынки, а также получить возможность пользоваться эффектом масштаба в производственных процессах. С этой целью транспортный сектор прибегает к инновациям не только в продукте, но и в процессах;

2) наличие государственной поддержки и налоговой политики, которые также стимулируют принятие решений в пользу разработки и внедрения новых знаний, а также значительного преобразования рынка.

Однако существуют и ряд барьеров, препятствующих инновационному развитию транспортной системы, среди которых, по мнению автора, самыми серьезными являются:

- высокая капиталоемкость инновационных процессов, которая может вызвать финансовую нестабильность компании;

- непредсказуемость в ряде случаев потребительского поведения: консервативность мышления потребителя и психологическое недоверие к инновационным решениям у потребителя;

- сложность инновационных процессов, требующих скоординированной работы нескольких партнеров, представляющих различные стороны планируемой разработки;

 - рынки с высокими входными барьерами;

 - отсутствие компетентного персонала.

Выводы

1. Различные секторы транспортной сферы экономики в настоящее время используют и нуждаются в дальнейшем развитии различных инновационных системах.

2. Инвестиционная активность и интенсивность инвестиций в НИОКР дает возможность констатировать, что некоторые секторы значительно вкладывают собственные капиталы в научно-исследовательские проекты (автомобильный и железнодорожный транспорт), в то время как другие предпочитают покупать решения в виде готовых инновационных решений (водный вид транспорта).

3. С точки зрения географического разделения автором были выделены страны Европы (Германия, Франция), США и Япония как основные лидеры развития и применения новых технологий на транспорте. 



[1]Белая книга – это официальный документ, содержащий в себе официальное сообщение или описание принятого решения, речь идет о Белой книге Европейской комиссии на тему развития транспорта до 2050 г.

2 на рынке можно выделить олигополистическую конкуренцию: ограниченное число фирм, предлагающих диверсифицированный продукт.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1.Белая книга Roadmap to a Single European Transport Area / Европейская комиссия – 2011. – с. 9. – http://ec.europa.eu/transport/themes/strategies/doc/2011_white_paper/white_paper_com(2011)_144_en.pdf.
2.Статистический отчет International transport forum, Global Transport Trends in Perspective / Организация экономического сотрудничества и развития – 2013. – c. 2. – http://www.internationaltransportforum.org/statistics/StatBrief/2013-12-Trends-Perspective.pdf.
3.Mapping innovation in the European transport sector., статистический отчет / T. Wiesenthal, G. Leduc, P. Cazzola, W. Schade, J. Köhler – Европейская комиссия, 2011. – с. 125.
4.Technology, Transport, and Travel in American History / Post Robert C. – Washington, D.C. – 2009. – с. 46
5.Статистический отчет EU Industrial R&D Investment Scoreboard / Европейская комиссия, 2013. – http://iri.jrc.ec.europa.eu/scoreboard13.html.
6.Статистический отчет International transport forum, Global freight data show diverging trends for developed and developing economies / Организации экономического сотрудничества и развития – 2014. – c. 1. – http://www.internationaltransportforum.org/statistics/StatBrief/2014-07-Freight-Diverging-Trends.pdf .
7.Статистический отчет EU Industrial R&D Investment Scoreboard / Европейская комиссия, 2013. – http://iri.jrc.ec.europa.eu/scoreboard13.html.
8.Статистический отчет EU Industrial R&D Investment Scoreboard / Европейская комиссия, 2013. – http://iri.jrc.ec.europa.eu/scoreboard13.html.
9.Maglev trains / Discovery News, 2012. – http://news.discovery.com/tech/videos/tech-maglev-trains.htm .
10. Wendy Koch. Cities roll out bike-sharing programs // USA TODAY. – 2011. – Economy. – http://usatoday30.usatoday.com/money/economy/2011-05-08-bike-sharing-programs_n.htm.
11.NextGen Update: 2014 / Федеральное управление гражданской. – 2014. –https://www.faa.gov/nextgen/.
12.Michael Totty. Smart Roads. Smart Bridges. Smart Grids // The wall street Journal. – 2009. – http://online.wsj.com/articles/SB123447510631779255.
13.Данные Организации экономического сотрудничества и развития – 2013. – http://stats.oecd.org/; http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=ITF_INV-MTN_DATA