Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»9 / 2014

Новые формы и возможности предоставления образовательных услуг в России в условиях формирования системы открытого образования

Савзиханова Сабина Эминовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Россия

New forms and possibilities of educational services in Russia in the conditions of formation of the system of open education - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 91

Аннотация:
Главным вектором модернизации образования является разработка и внедрение эффективного механизма си-стемы открытого образования. Необходимость открытого образования также объясняется ускоряющимся процессом устаревания знаний и требованиями современного развития гражданского общества. Однако многие вопросы развития системы открытого образования остаются не до конца разработанными и слабо исследованными. Решение этих вопросов как раз является одной из основных задач данного исследования.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Савзиханова С.Э. Новые формы и возможности предоставления образовательных услуг в России в условиях формирования системы открытого образования // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 9. – С. 151-161.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Существующая сфера образовательных услуг характеризуется громоздкостью, многозвенностью, бюрократизацией, нарушением норм управляемости, консерватизмом, недостаточной ресурсообеспеченностью, невысоким качеством общего и профессионального образования, социальной напряженностью в обществе и т.п. Реформирование сферы образовательных услуг должна затрагивать ее сущностные стороны, а не скользить по институциональной поверхности.

Новому студенту – новые технологии!

Автор считает, что для эффективной модернизации образования в целях обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке весьма актуальным становится решение следующих задач:

- глубинное и содержательное реформирование сферы образовательных услуг;

- использование системного метода образования;

- применение как узкой специализации, так и элитного образования;

- изменение отношения к студенту вследствие признания его равноправным партнером;

- горизонтальная интеграция вузов;

- использование современных коммуникаций в управлении и т.д.

Решение вышеизложенных задач в современных условиях видится в развитии системы открытого образования (СОО) и достижении соответствующего синергетического эффекта. Однако до сих пор недостаточно исследованы тенденции и перспективы развития СОО в условиях формирования информационного общества и организационно-экономические механизмы модернизации российской сферы образовательных услуг на основе использования современных ИКТ и формирования единого интерактивного пространства.

Сегодня системы образования большинства стран мира переживают особый этап своей истории. Превратившись из классической в новейшую СОО, они позволяют высшим учебным заведениям выжить и развиваться в условиях конкуренции, а потребителям – выбирать  не только вуз, но и формы, методы, сроки и место обучения.

Уровень развития сферы образовательных услуг в России по многим параметрам ниже, чем в развитых странах, и в настоящее время не удовлетворяет потребности рынка труда, что в перспективе создаст проблемы для инновационно-ориентированной экономики. Реформы в этой сфере были поверхностными и не предусматривали использование современных инновационных и информационных технологий. Изменить ситуацию в лучшую сторону можно модернизировав сферу образования на основе использования новых форм и возможностей предоставления образовательных услуг, современных информационных и коммуникационных технологий.

Использование современных информационных технологий (ИТ) в сфере образовательных услуг позволит решить как глобальную, так и локальные задачи (создания системы открытого образования и повышения качества образования). Эти качества настолько существенны, что их совокупность может рассматриваться как новая образовательная парадигма.

Проблема становления и развития системы открытого образования в России вышла на государственный уровень. Об этом свидетельствует  научно-техническая программа «Создание системы открытого образования». Однако важно не только актуализировать проблемы открытого образования, но и скорейшим образом приступить к их решению.

Возможность получения образования в свободном временном режиме является основным преимуществом мировой системы образования. Достоинством открытого образования является также то, что потребитель образовательных услуг может:

- в свободном временном режиме в различных формах обучения изучить любую образовательную программу определенного вуза;

- по различным формам обучения изучить основную или дополнительную программу в нескольких вузах;

- изучить в соответствующем вузе цикл или группу выбранных им дисциплин по различным формам обучения;

- изучить выбранную им дисциплину, реализуемую конкретным вузом.

В современных условиях открытое дистанционное образование приобретает особую актуальность. Его развитие и внедрение позволяет решать многочисленные задачи – от подготовки большого количества востребованных в экономике специалистов до социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Также дистанционное обучение позволяет сформировать инновационно мыслящего профессионала, что обусловлено широким применением информационных технологий. При этом необходимо помнить, что «развитие общества неразрывно связано с образованием, а существенные инновационные изменения в данной отрасли позволят перейти на новый уровень развития на основе знаний и высокоэффективных образовательных технологий»  [12].

Результативность смешивания

Анализ процессов и опыта работы в сфере образования развитых стран и российских вузов в эпоху информационной экономики позволили отечественным идеологам дистанционного образования (ДО) сделать следующие выводы:

- рассматривать дистанционное образование как естественный эволюционный этап развития всей сферы образовательных услуг (от классического до виртуального учебного заведения, от книжной до электронной библиотеки и т.д.);

- многообразие современных образовательных технологий в рациональном их сочетании позволит достичь максимального эффекта, а именно образовательного – для потребителя, экономического – для производителя образовательных услуг.

Отсюда акцент на концепцию комбинированного (смешанного) обучения, где потребитель образовательных услуг сочетает классическое обучение и новые образовательные технологии. В смешанном обучении основной формой обучения является очная, которая дополняется возможностями дистанционного. Кроме того, сегодня классическое обучение должно базироваться на применении современного прикладного программного обеспечения (ППП) в образовательном процессе.

Внедрение смешанного обучения позволит решать следующие задачи, важные для подготовки будущих специалистов  [4].

1) Проблема пропусков занятий.

2) Повышение мотивации и интенсификация обучения.

3) Учет разного уровня подготовки учащихся и разной скорости восприятия новой информации.

4) Формирование информационно-коммуникационной компетенции у будущих специалистов.

Для построения модели смешанного обучения необходимо определить, какие виды деятельности будут осуществляться очно, а какие посредством дистанционных технологий. Наиболее оптимальной является модель изучения курса, представленная на рисунке 1.

К основным технологиям обучения в системе открытого образования относятся: кейс-технология, TV-технология, сетевая технология.

Наиболее перспективной является сетевая технология, которая основана на использовании интернета для консультаций обучающихся. Модели организации сетевого учебного процесса можно разделить на три группы  [1]: базовая (локальная), брокерская и автономная (самостоятельный виртуальный вуз) модель.

Рис. 1. Модель смешанного обучения [4]

Базовая модель предполагает организацию сетевого учебного процесса в определенном вузе, и степень ее внедрения определяется степенью освоения вузом информационных технологий. Однако вузам в одиночку подготовить в полном объеме электронный учебно-методический материал для организации сетевого учебного процесса очень сложно. Эта задача хорошо реализуется в брокерской модели, которая ориентирована на интеграцию с иными учебными заведениями, работающими в рамках единых корпоративных стандартов, и поэтому является стержнем формирования информационно-образовательной среды. Автономная модель ориентирована только на сетевую среду. Примерами являются Голландский открытый университет, Канадский открытый университет и др.

Сетевой учебный процесс  применяется не только для открытого образования и ДО, но и для очной и очно-заочной форм обучения.

Принципы традиционного обучения можно представить в следующем виде:

- общие принципы (научность, системность, развитие);

- принципы, относящиеся к содержанию обучения (соответствие ГОС);

- дидактические принципы (соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; системность и последовательность в обучении; доступность и др.).

Анализ процессов в системе открытого образования показывает, что данных принципов недостаточно. Это обусловлено существенным изменением фундаментальных представлений о человеке и его развитии при различных системах образования (см. рис. 2) [2].


Рис. 2. Парадигма традиционного и открытого образования

С опорой на человека

Мировой опыт развития СОО позволил сформулировать принципы открытого образования: личностная ориентация; практическая направленность; активность и самостоятельность обучающихся; проблемность содержания; рефлексивность; вариативность образовательных программ; принцип поддерживающей мотивации; модульно-блочный принцип организации содержания образовательных программ.

При максимальном использовании информационных технологий в системе дистанционного образования проявляются дополнительные принципы:

- деятельности – содержание учебных материалов и организация учебного процесса должны выстраиваться вокруг основных видов деятельности обучающегося; формирования поддерживающей дружественной среды;

- интерактивности;

- индивидуализации;

- идентификации;

- регламентности обучения.

Реализация вышеуказанных принципов приводит к качественной трансформации всех составляющих элементов педагогической системы открытого образования, заключающихся в следующем.

1) Ключевой составляющей системы образования становится не логика научного познания, а совокупность профессиональных задач.

2) Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание под деятельность». Соответственно меняется характер самого знания.

3) Изменяются требования к методам и формам организации образования.

4) Студент становится полноценным субъектом деятельности при решении как учебно-профессиональных, так и собственно профессиональных задач, получая при этом необходимую помощь от преподавателя.

Система открытого образования – платформа для модернизации сферы образовательных услуг, механизм повышения их качества. Она формирует справедливую конкурентную среду, обеспечивает снижение рентных административных барьеров и уровня коррупции, создав более высокую организационную культуру, используя современные информационные и коммуникационные технологии. Затем способствует формированию предложений по повышению потребительской ценности образовательных услуг на основе модернизации системы управления высшим учебным заведением, создания инфраструктуры горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне с отдельными элементами в форме сетевых виртуальных организаций. Здесь же разработка механизмов модернизации и формирования инновационно-ориентированной системы образовательных услуг.

Таким образом, открытое образование способно существенно преобразовать всю систему образования, обусловливая развитие и внедрение прогрессивных, инновационных методов, технологий, форм и средств эффективного и качественного обучения. Каждый уровень образования должен быть преобразован так, чтобы обучающийся получил, наряду с конкретными знаниями и умениями, развитие полезных качеств личности, которые будут инвариантны при изучении любого нового производства. Образование должно закладывать основу для дальнейшего саморазвития личности. Одним из реальных механизмов, обеспечивающих возможность использования новейших оборудования и технологий в системе открытого образования, является создание в стране сети виртуальных центров общественного доступа к современным технологиям. Также важно использование интенсивных технологий и перспективных методов обучения, совершенствование профессиональных навыков и умений, позволяющих активизировать проявления системы открытого образования.

Однако требования к оказанию образовательных услуг в сфере высшего образования в России и за рубежом сильно отличаются. В развитых странах исходят из того, что раз студент заказывает и оплачивает услугу, значит, он заинтересован в получении этой услуги, т.е. имеется достаточная мотивация и осуществлять контроль и регулярную оценку знаний нет необходимости. Поэтому при формировании системы открытого образования и организации дистанционной формы обучения отсутствовала необходимость однозначной идентификации студента во время работы в образовательной информационной системе. Такой подход логически вписывается в методологию оказания услуг. Когда человек оплатил и получил необходимую ему услугу без претензии, то некорректным считается заставлять его отчитываться и тем более оценивать уровень получения им этой услуги.

Как известно, в России законодательство при оказании образовательных услуг предусматривает регулярный контроль и оценку уровня знаний получателя этих услуг. Такой подход существенно усложняет методологию формирования системы открытого образования и технологию организации дистанционной формы обучения. При этом появляется необходимость однозначной идентификации студента в информационной системе, что является достаточно сложной задачей. Кроме того, необходимо исключить возможность отказа студента от присланного в электронной форме материала, результатов тестирования в удаленном режиме и т.п.

Выводы

1. Основной причиной отставания России при формировании системы открытого образования и широкого использования дистанционной формы обучения явилось отсутствие технического решения этих задач в рамках создаваемых информационно-коммуникационных систем.

2. Для обеспечения ускоренного процесса формирования системы открытого образования необходимо или изменить законодательство, или все-таки найти техническое решение. Нет уверенности, что в настоящее время есть политическая воля для изменения законодательства и поэтому нужно, как бы тяжело ни было, найти техническое решение. Это позволит говорить о начале новой эры развития сферы образовательных услуг в России.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Агранович М.Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования, 2008. – № 1.
2. Барыбин А.В. О мерах повышения конкурентоспособности современного вуза в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг / А.В. Барыбин, Е.В. Рогинко // Креативная экономика, 2013. – № 12.
3. Беляков С. А. Новые формы образовательных организаций и некоторые проблемы организации и управления образованием/ С.А. Беляков // Университетское управление: практика и анализ, 2006. – № 5.
4. Гасанова З.А. Некоторые аспекты использования смешанного обучения в подготовке будущих специалистов // Информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 28 сентября 2013 г., Дагестанский государственный институт народного хозяйства». – Махачкала: Наука плюс, 2013.
5. Дамянова Л.Т. Опыт европейских стран в создании нового типа университетов // Креативная экономика, 2013. – № 12.
6. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева, С.В. Агапов и др. / Под общей ред. М.Б. Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
7. Ибрагимов И.М. Критерий «знание под деятельность» и модель открытого образования [Электронный ресурс] // Элитариум: Центр дистанционного образования, 2010. – 14 июля. – Режим доступа: www.elitarium.ru.
8. Орлова М.С. Модели смешанного обучения и их применение при обучении программированию [Электронный ресурс] // Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Марий Эл-2008»), Йошкар-Ола 29–30 мая 2008 г.,). – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/IV/IV-0-5.html (Дата обращения: 22.11.2012).
9. Плаксий С.И. Стратегия успешного вуза. – М., 2006.
10. Савзиханова С.Э. Проблемы и перспективы формирования системы опережающего обучения в сфере высшего образования // Креативная экономика, 2010. – №5.
11. Сафонов К.Б. Дистанционное образование как эффективная форма подготовки управленцев // Информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 28 сентября 2013 г., Дагестанский государственный институт народного хозяйства. – Махачкала: Наука плюс, 2013.
12. Черновалова Г.А. Возможности дистанционных технологий в образовании // Международный журнал экспериментального образования, 2010. – № 1.