Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства

Гурунян Т.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (78), Июнь 2013

Цитировать:
Гурунян Т.В. Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 6. – С. 3-9.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19134933
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В институциональной системе «новой экономики» одно из центральных мест принадлежит инновационной активности малого и среднего предпринимательства (МСП). Значимая причина низкой инновационной активности МСП – недостаток кадровых ресурсов и инновационных компетенций самих предпринимателей. На основе проведенных исследований автор предлагает комплекс мер по совершенствованию системы кадрового обеспечения МСП.

Ключевые слова: инновационная деятельность, малое и среднее предпринимательство, экономика знаний, инновационные компетенции, образовательный менеджмент, потребность в кадровых ресурсах, формальное и неформальное образование

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Руководство страны и научное сообщество прекрасно понимают, что переход к инновационной экономике – абсолютно необходимое требование обеспечения развития России на период до 2020 года и в более отдаленной перспективе.

При этом преимуществом национальной инновационной системы (НИС) России остается качество человеческого капитала. Однако сегодня растет разрыв между структурой и уровнем подготовки профессиональных кадров и потребностями инновационной экономики [1].

Люди – главное богатство!

Если система подготовки и переподготовки кадров не отвечает вызовам рынка, то становится невозможным целенаправленно развивать предприятие, отрасль, регион и государство в целом в инновационном ключе.

Сложившаяся в российской экономике ситуация требует системного рассмотрения вопросов управления обучением предпринимателей и персонала для малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в том числе для ведения инновационной деятельности.

Россия находится на 18 месте из 60 стран по привлечению и подготовке квалифицированных кадров, и согласно прогнозам международного исследовательского проекта «Глобальный индекс талантов», такая ситуация не изменится к 2015 г. [2].

Россия выглядит удручающе в исследованиях кадровой ситуации по сравнению с европейскими странами. В рейтингах кадрового благополучия, включающих 31 страну, Россия – явный аутсайдер [3].

Нехватка квалифицированных кадров – значимый барьер развития МСП.

По данным исследовательского проекта «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010–2011», рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах технических специалистах, ни в квалифицированных рабочих. Представители высокотехнологического бизнеса и предприниматели традиционных отраслей отмечают низкую доступность кадровых ресурсов (табл. 1).

Таблица 1

Мнения респондентов относительно доступности кадровых ресурсов

Реальность и ее отражение

Многочисленные исследования показывают необходимость активного развития системы подготовки и повышения квалификации персонала в сфере МСП.

Кроме того, необходимо развитие и совершенствование профессиональных, управленческих и инновационных компетенций самих субъектов МСП.

В соответствии с проведенными исследованиями в СИУ-филиале РАНХ и ГС большая часть предпринимателей районов Новосибирской области испытывают сложности в работе с интернетом и правовыми системами или не пользуется данными ресурсами вообще (рис. 1).

Рис. 1. Оценка субъектами МСП степени сложностииспользования интернет-ресурсов

Необходимо развитие инновационной культуры представителей МСП, а также совершенствование информационного пространства Новосибирской области, в том числе расширение пунктов доступа к интернету.

Система бизнес-образования в России включает как государственные, так и негосударственные образовательные учреждения. В ее состав входят учреждения и организации вузовской и послевузовской подготовки управленческих кадров.

Предпринимателям доступны бесплатные учебные мероприятия: семинары, тренинги, круглые столы. Мероприятия проводятся структурами поддержки. В Новосибирске это местный Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства, Министерство промышленности и предпринимательства, ТПП и др.

Но тем не менее, согласно экспертным оценкам, ежегодный спрос на подготовку и переподготовку специалистов для МСП оценивается в 20–25% от существующего спроса на высшее образование. Это предполагает создание системы устойчивых учебно-консультационных структур, имеющих базовое региональное значение.

По мнению экспертов, в современных условиях резко возрастает значение неформального образования [6].

Трудоемкость и необходимость неформального обучения наглядно демонстрируется тем, что новосибирские фирмы зачастую отказываются брать на свои рабочие места выпускников профильных для своей отрасли вузов, не имеющих стажа работы.

Это связано со следующим: формальное образование исходит из идеальной модели взаимодействия фирм и их инфраструктурного окружения [6]. А в процессе реальной деятельности используется ряд теневых практик (двойная бухгалтерия, «откаты» при проведении тендеров, таможенные конфликты, «откуп» от проверок правоохранительных органов и др.). Формальное образование не дает знаний по этим проблемам.

Кроме того, у российских субъектов МСП все еще нет заинтересованности ставить перед собой цели долговременного стратегического развития. Одна из наиболее приоритетных задач – увеличение прибыли в краткосрочном периоде. Именно поэтому в итоге у российских предприятий нет запроса на серьезные инновации.

Что надо делать

Для приведения с соответствие с требованиями инновационной экономики системы кадрового обеспечения МСП автор предлагает следующие меры институционального регулирования:

1. Совершенствовать обучение в вузах для преодоления недостатка в инновационно компетентных кадрах:

• привлекать в качестве консультантов специалистов-практиков;

• усиливать «инновационную компоненту» образовательных стандартов. Внедрять преподавание для всех специальностей дисциплин «Основы предпринимательской деятельности», «Безопасность предпринимательской деятельности» «Инновационный менеджмент», «Управление интеллектуальной собственностью»;

• вовлекать студентов в МИП и бизнес-инкубаторы в вузах, проектную деятельность.

2. Трансформировать неформальное обучение менеджеров и предпринимателей:

• широко осваивать методы неформального обучения, применяемые в практике ведущих стран: «men to ring», «coaching», «networking» и др.

Организовывать обмен опытом неформального обучения между менеджерами российских и зарубежных фирм;

• использовать телекоммуникационные каналы неформального обучения: чаты профессионалов-специалистов, веб-собрания экспертов, блоги профессионалов-специалистов, внутренние социальные сети;

• развивать долгосрочные гибридные формы объединения формального и неформального образования менеджеров и предпринимателей, которые были практически апробированы и дали положительные результаты: президентская программа, бизнес-кампус. А также краткосрочные: курсы, конференции, семинары, тренинги, деловые игры, распространяющие опыт применения продвинутых практик менеджмента.

3. Проводить мониторинговые исследования сектора МСП региона для уточнения потребностей в кадровых ресурсах и актуализации направлений обучения.

4. Развивать систему дистанционного бизнес-образования:

• при помощи интернета можно обучаться бесплатно без отрыва от производства, выбирая направления более чем из 60 учебных модулей.

Возможна разработка долгосрочной целевой программы;

• использовать СМИ для дистанционного обучения. Например, можно запустить на телеканале ОТС передачу «Час предпринимателя», в рамках которой давать необходимые разъяснения владельцам малого бизнеса, устранять какие-то пробелы в их знаниях.

5. Разрабатывать государственные программы по субсидированию образовательных кредитов для субъектов МСП региона.

6. Внедрять профессиональные стандарты.

Вывод

Реализация предложенных мер по развитию системы формального и неформального образования способно привести к укреплению предпринимательского потенциала региона и совершенствованию человеческого капитала.


Источники:

1. Стратегия 2020: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика» [Электронный ресурс]. – URL: http://2020strategy.ru.
2. Глобальный индекс талантов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.globaltalentindex.com/.
3. Исследовательский проект «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010–2011» [Электронный ресурс]. – URL:http://opora.ru/legal/analysis/research/.
4. Валиева О.В. Кадровые ресурсы для инновационных компаний: ценности и ориентиры // ЭКО.– 2012, № 5.
5. Институциональная поддержка инноваций в системе малого и среднего предпринимательства и оценка ее эффективности: Отчет о науч.-исслед. работе / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Сибирский институт; руководитель темы Т.В. Гурунян. – Новосибирск, 2011.
6. Сарно А. Рост инновационного потенциала менеджеров (на примере промышленности Санкт-Петербурга) // Инновации.–2012, № 6.

Страница обновлена: 29.02.2024 в 10:35:19