Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»4 / 2013

Выбор и обоснование стратегий инновационного развития предприятий

Чехова Анна Юрьевна, аспирантка кафедры экономики и управления проектами в строительстве, Волгоградский государственный архитектурно- строительный университет, Россия

Selection and Grounds of Strategies of Enterprise Innovative Development - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 102

Аннотация:
Представлено авторское определение стратегии инновационного развития предприятия. Обосновывается важность выбора адекватной и правильной стратегии для достижения экономической устойчивости. Автор предлагает использовать алгоритм выбора и обоснования стратегий инновационного развития, состоящий из 7 этапов и позволяющий не только адекватно выбирать грамотную стратегию, но и своевременно корректировать ее в зависимости от изменения текущей ситуации.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Чехова А.Ю. Выбор и обоснование стратегий инновационного развития предприятий // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 4. – С. 67-73.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Стратегию инновационного развития предприятия можно определить как целенаправленную деятельность по определению приоритетов в долгосрочной перспективе и их достижению, в результате чего производство и управление переходит на качественно новый уровень. Ее реализация обеспечивается управленческими решениями, отражающими специфику работы предприятия. Особенности стратегии инновационного развития зависят от профиля деятельности, уровня производственно-технического развития, уровня инновационного потенциала персонала.

Настойчивость придает устойчивость

В авторском представлении стратегия инновационного развития предприятия есть осознанная деятельность по выбору наиболее важных инновационных направлений и приоритетов и выработке необходимого комплекса мероприятий для их достижения. Стратегия инновационного развития решает задачи поиска начальных признаков морального и физического износа выпускаемой продукции или выполняемых работ, возможностей обновления производства; определения уровня инновационного потенциала предприятия для дальнейшего выбора стратегии; обеспечения экономической устойчивости в изменяющихся условиях.

В целях повышения экономической устойчивости предприятия стратегия инновационного развития должна обеспечивать:

-наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей самого предприятия в передовых технологиях и техники;

- конкурентоспособность качества продукции и эффективность производства, достижение равновесия между стабильностью и усилиями по внедрению новой технологии;

- эффективность в широком формате принципиальности нововведений и способность адаптироваться к любым нововведениям, которые возникают во внешней среде;

- организацию взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия;

- как итоговый совокупный результат долгосрочную экономическую устойчивость предприятия.

В ходе решения поставленных задач автором разработан алгоритм выбора и обоснования стратегии инновационного развития предприятия, в рамках которого этот процесс состоит из 7 этапов (рис. 1).

Поэтапный прогресс

На 1 этапе осуществляется формулировка целей инновационного развития предприятия. В качестве цели-миссии (глобальной, социально значимой) автор определяет «производство продукции, работ, услуг, которые всегда востребованы потребителем, поскольку отличаются от аналогов принципиальной новизной и помогают потребителю перейти на качественно новый уровень жизнедеятельности» [1].

В качестве стратегической цели определено «достижение и поддержание долгосрочной экономической устойчивости предприятия на основе стратегий инновационного развития».

Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач: повышение экономической устойчивости; повышение эффективности экономической и инновационной деятельности; повышение потенциала инновационного развития; повышение инновационной активности. С учетом определенной цели и обозначенных задач уточняется определение стратегии инновационного развития как совокупность управленческих решений, мер и действий, направленных на привлечение и эффективное перераспределение инвестиций в наиболее целесообразные инновационные преобразования, программы и проекты, способствующие повышению потенциала инновационного развития и долгосрочной экономической устойчивости предприятия.

На втором этапе проводятся анализ и оценка среды инновационного развития в формате трех составляющих: факторов инновационного развития (нормативных, научно-технических, рыночных), институтов и инфраструктуры инновационного развития предприятий. По результатам анализа среду можно признать благоприятной или неблагоприятной.

Третий этап дает представление об экономической устойчивости предприятия. По средствам методов технико-экономического, финансового, факторного анализа, методов экспертных оценок проводится анализ и оценка организационной и финансовой устойчивости, а также анализ и оценка уровня потенциала инновационного развития.

Следуя логике алгоритма, если 2 и 3-ий этапы дают отрицательные результаты, то следует вернуться к этапу 1 – пересмотреть, скорректировать формулировку цели инновационного развития и этапу 2 – разработать и реализовать меры по улучшению среды инновационного развития. По большому счету, по мнению автора, вся проблема заложена именно в среде. Кто создает среду? Как показывает опыт зарубежных стран, государство в представительстве уполномоченных органов и профессиональная общественность в представительстве ассоциаций формируют среду инновационного развития. Ни первые, ни вторые, по мнению, автора, не ведут своей деятельности в нужном направлении.

На основании теоретического исследования концепций, теорий инноваций, типологии стратегий инновационного развития формулируется стратегия инновационного развития. К примеру, для предприятий строительного комплекса автором рекомендуется «улучшающая стратегия инновационного развития межотраслевого масштаба инноваций, преимущественно технических, используемых в масштабах межотраслевого народнохозяйственного комплекса страны, ориентированная на комбинированные изменения в продукте и в процессе с большим эффектом (46–60%) замещения производимых и реализуемых продукции, работ, услуг на усовершенствованные» [3].

2014-09-12 18-25-23 Скриншот экрана

Рис. 1. Алгоритм выбора и реализации стратегии инновационного развития предприятия

Далее, на 5-ом этапе, следуя формулировке стратегии инновационного развития, определяется тип стратегии. Автором предложена типология стратегий инновационного развития предприятий с позиций оценки влияния на их экономическую устойчивость: по форме инноваций, степени новизны (характеру и глубине изменений), масштабу новизны инноваций, масштабу применения инноваций, масштабу замещения инноваций.

На шестом этапе происходит реализация выбранной стратегии инновационного развития. Она осуществляется методами стратегического и инновационного менеджмента. Это методы прогнозирования, планирования, учета, анализа, оценки и контроля качества, которые реализуются применительно к инновационным преобразованиям – необходимым изменениям для создания предпосылки повышения потенциала инновационного развития предприятия. Преобразования могут коснуться организационной структуры, ресурсной структуры и организации технологического, производственного, сбытового процессов. По ходу проведения инновационных преобразований разрабатывается инновационная программа – это совокупность действий руководства и подразделений предприятия, отвечающих за инновационную деятельность по выбору приоритетных по влиянию на экономическую устойчивость направлений и соответствующих им инновационных проектов, согласованию их в плане практической реализации с учетом достижения поставленных целей инновационного развития, а также состояния среды. Автор считает, что приступать к разработке и реализации инновационных проектов следует только после проведения инновационных преобразований и разработки целостной инновационной программы.

На заключительном седьмом этапе осуществляется контроль и реализация стратегии инновационного развития методами стратегического, технико-экономического, финансового, факторного, трендового анализа, методами экспертных оценок на предмет результативности/нерезультативности стратегии. Результативность характеристика совокупных качественных и количественных эффектов, которые могут быть или получены при реализации стратегии. Соответствует или близка к нормативным значениям организационная и финансовая устойчивость (например, по показателям платежеспособности, кредитоспособности), нормальный и достаточный уровень потенциала инновационного развития – значит, предприятие экономически устойчиво, а стратегия результативна. В динамике полугодовых, годовых значений в различных периодах можно сравнительно судить о результативности стратегии по приросту показателей. Если это так, то можно снова вернуться к этапу 5 и пересмотреть стратегию, выбрать более амбициозный вариант. Если же параметры не удовлетворяют желаемым значениям, нормативам, то следует перейти к этапам 4.5,6 и пересмотреть формулировку, тип и процесс реализации стратегии на предмет выдерживания принципов результативности.

Вывод

Заметим, что разработка стратегии инновационного развития предприятия не должна быть формальной, выбранную стратегию необходимо постоянно корректировать под влиянием изменяющихся факторов внешней среды и внутренних условий предприятия. Поэтому задача руководства предприятия не только формулировка адекватной и грамотной стратегии инновационного развития, но и правильный выбор механизмов ее реализации с учетом текущей ситуации, условий среды и особенностей бизнеса.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Новиков А.В. Миссия фирмы как «связующее звено» управления [Текст] // Российское предпринимательство, 2012, № 3.
2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000.
3. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия [Текст]. – СПб: Питер Ком, 1999.