Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»2 / 2013

Cлучайно ли наступление эпохи креативной экономики?

Мельников Олег Николаевич, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия

Is an Advent of a Creative Economy Accidental? - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 97

Аннотация:
В статье впервые представлена модель круговорота ресурсов биосферы в результате использования интеллектуально-креативных ресурсов ноосферы как основного источника для информационного и материального обеспечения экономики. Показана роль информационной этики и доверия в разработке информационной составляющей при создании и производстве материальных экономических продуктов, формирующих предметный мир как условие обеспечения жизнедеятельности и существования человека. Одновременно отражена роль утилизации предметного мира как процесса возвращения в биосферу использованных в производственных целях ее ресурсов, а также безвозвратно потерянных отходов в результате производства экологически необеспеченных продуктов и материалов.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Мельников О.Н. Cлучайно ли наступление эпохи креативной экономики? // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 2. – С. 118-126.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Ничто в мире не происходит случайно. Все имеет свои законы. И не случаен переход экономики на новый виток своего развития, когда интеллект и креативность каждого человека становится основным ее ресурсом. Можно по-разному называть этот этап – и постиндустриальным, и информационным, и экономикой знаний или креативной экономикой. Но все эти определения будут сводиться к одному: главным экономическим ресурсом является сам человек и его интеллектуально-креативные возможности по преобразованию окружающего мира в предметный. Однако возникает вопрос: «А разве на всех других этапах своего развития человечество не опиралось именно на эти способности, «дарованные» природой каждому из нас?». Попробуем разобраться, и ответить на этот вопрос.

Круговорот ресурсов в биосфере как функция интеллектуально-креативной деятельности человека

Поскольку биосфера (практически это все, что окружает человека) является единственным источником всех видов энергии, которые используются (а сколько еще не используется!) человечеством и миллионами других видов живых существ, населяющих нашу планету, для обеспечения свой жизнеспособности, она, действительно, есть основа поддержания того, чтобы Земля была обитаемой планетой. Но если внимательно посмотреть на то, каким образом эта данность природы используется человеком, каковы механизмы и его роль в воздействии на биосферу, то мы убедимся в том, что двигателем в преобразовании окружающего мира в предметный и его использовании для обеспечения своего существования, является энергия интеллектуальных и креативных способностей человека, которые являются одними из элементов ноосферы [1]. .

На рис. 1 представлена обобщенная (интегральная) модель «круговорота» ресурсов, происходящего в биосфере благодаря креативной (творческой) деятельности человека. Эту деятельность можно с одной стороны классифицировать как одну из движущих сил ноосферы, что подтверждает философские идеи В.И. Вернадского, с другой стороны – как подтверждение того, что ноосфера – это не просто новое состояние, развивающее биосферу, а интеллектуально-креативная среда, обеспечивающая жизнеспособность человека на Земле за счет использования ресурсов биосферы. Другое дело насколько эффективно и экологически оправдано он это делает. Но истина заключается в том, что человечество за счет применения своих интеллектуально-креативных способностей «забирает» у природы (у биосферы) ее ресурсы, «перерабатывает» их в соответствии с уровнем развития своего интеллекта и креативности и «возвращает» их обратно в биосферу (в лучшем случае в виде продуктов, так называемой, безотходной технологии), либо перерабатывая ресурсы превращает их в безвозвратные отходы.

Последнее связано с недостаточным уровнем знаний законов природы и, как следствие, с недостаточным уровнем используемых технологий производства. Однако в настоящее время считается, что наивысшая степень экономического развития достигается в том случае, когда интеллектуально-креативные ресурсы действительно становятся основными, и экономика приобретает статут креативной.

Сегодня мы знаем, что среди ученых есть как сторонники, так и противники учения о ноосфере. И это абсолютно нормальное явление. На одну и ту же проблему можно смотреть с разных позиций. Не вступая в дискуссию как с противниками, так и сторонниками учения о ноосфере, постараемся показать диалектическую связь интеллектуально-креативной деятельности человека, направленной на использование ресурсов, черпаемых из биосферы, с целью сохранения себя как биовида, с проблемами биосферы и ноосферы.

  2014-09-12 23-43-25 Скриншот экрана 

 

Рис. 1. Круговорот ресурсов биосферы в результате использования интеллектуально-креативных способностей человека как основного ресурса ноосферы

Энергия ноосферы

Если исходить из признания факта наличия и биосферы, и ноосферы и их единства [1], то можно сделать предположение о том, что рождение человека как созидателя произошло в тот момент, когда в нем свершились революционные биохимические изменения. А именно, когда образовалась особого рода кислота, получившая название дезоксирибонуклеиновой (ДНК). Как известно, ДНК является носителем всех генов человека, в том числе и генов интеллекта и творчества (Рис. 1, блок 1).

Поскольку, по мнению ряда исследователей-психологов, за интеллектуальное развитие в большей степени отвечает левое полушарие мозга человека, которое при этом развивается благодаря воздействию на него внешней среды, можно предположить, что именно эти гены подверглись первому развитию, и работали как «приемники» информации, поступающей из окружающего мира.

Но не трудно представить себе и тот факт, что интеллект человека без его дальнейшего использования был бы мертв. Поэтому левое («логическое») полушарие человека, восприняв и логически переработав поступившую информацию из вне, «отправляет» ее в правое («творческое») полушарие, которое используя возможности генов творчества генерирует творческую энергию человека и реализует его созидательные способности.

 С позиций экономики развитие интеллекта (левого полушария головного мозга) является ее затратной составляющей, в то время как креативная работа правого полушария отражает доходную часть экономической деятельности человека. Отсюда следует подтверждение справедливости и объективности классификации понятия интеллектуально-креативные способности (ресурсы), присущие каждому человеку. Но эти ресурсы проявляются только в случае генерирования человеком его творческой энергии (отражающей его творческие способности), которую можно характеризовать как один из видов энергии ноосферы.

Если рассматривать творческую энергию всех людей, участвующих в любом виде деятельности – от предпринимателей до деятелей искусства, от старшего поколения до детей и т.д.‑ то сумма всех видов творческой энергии людей, живущих на Земле, и определяет энергию ноосферы.

Информация как проводник творческой энергии

Но картина будет не полной, если творческая энергия, рожденная на генно-социальном уровне (поскольку она зависит не только от природных данных человека, но и от образования, опыта, навыков и других источников творческой энергии, имеющихся в окружающем его социуме) не нашла бы своего выхода. Основным продуктом и «проводником» этой энергии является информация (Рис. 1, блок 2), которую структурно можно представить в виде двух составляющих: условно-постоянной (С) и условно-переменной (V) [8].

Условно-постоянной можно считать ту часть информации, которую составляют конкретные знания в виде тех или иных данных, которые человек хочет донести до тех, кто может ими затем воспользоваться. Например, в виде зависимости, имеющей окончательный вид, и т.п. Но, чтобы эти знания в виде «данных» (условно-постоянная составляющая информации) были, как можно полнее донесены до их потенциальных потребителей, требуется их логическое изложение с объяснением причинно-следственных связей их функционирования (условно-переменная составляющая). При этом логическое изложение должно соблюдать требования информационной этики. Такие как достоверность, полнота, полезность и другие характеристики этики.

Доверие как необходимое условие превращения информации в экономический продукт

Дальнейшая практическая значимость информации невозможна без обеспечения доверительных отношений между субъектом («источником») и объектом («приемником») информации, которая, как известна, всегда дуальна. Другими словами, любая информация, рожденная в результате генерирования субъектом творческой энергии, должна быть кем-то воспринята. Но это может произойти только в одном случае, когда объект («приемник») информации, ей будет доверять (рис. 1, блок 3). Как нами было показано в работе [6], в начале всегда субъект и объект находятся в зоне недоверия. Начав обмениваться информацией недоверие между ними может перейти либо в зону доверия, либо в зону полного недоверия, то есть в зону риска.

Если информация в конечном итоге вызовет практически полное доверие у объекта, он начинает ее использовать в практических целях (рис. 1, блок 4). Причем использование начинается с отработки информационной составляющей будущего экономического продукта. В большинстве случаев приступают к разработке тех или иных видов документов, например, конструкторской и технологической документации, необходимой для организации производства изделий предметного мира [2].

В работе [9] описана спираль эволюционных преобразований информационной составляющей экономических продуктов: традиции – стандарты – этика. Традиции играли роль информационной составляющей на аграрном этапе развития экономики, стандарты – при создании промышленной продукции на этапе индустриальной экономики. Требования информационной этики играют роль информационной составляющей в период развития постиндустриального или информационного этапа развития экономики.

Роль управления интеллектуально-креативными ресурсами в решении экологических проблем биосферы

Однако и в индустриальной и в постиндустриальной экономике производство материальных экономических продуктов не уменьшается, а только увеличивается (рис. 1, блок 5). Но в отличие от животного мира, который тоже потребляя ресурсы биосферы для обеспечения свой жизнеспособности, практически полностью (хотя и в измененном биологически виде) возвращает их обратно в биосферу, человек далеко не все переработанные ресурсы возвращает в окружающую среду в экологически чистом виде

Сегодня для производственных целей все больше используются не натуральные а, так называемые, искусственные, синтетические и тому подобные материалы. Но они по своим свойствам часто выходят за пределы биосферы как системы, которые она не способна переработать. То есть при утилизации эти новые для природы материалы создают многочисленные экологические проблемы. И даже больше. Их количество все увеличивается и увеличивается. И, скорее всего, если этим процессом не управлять, то, в конечном итоге, это может привести к глобальной экологической катастрофе.

Поэтому одной из центральных задач управления интеллектуально-креативными ресурсами человека в современной (креативной) экономике становится направление их не просто на удовлетворение возрастающих потребностей общества, а на соблюдение требований сохранения окружающего мира (биосферы) в состоянии, способном обеспечивать дальнейшую жизнедеятельность человека как одного из биовидов земной цивилизации.

Выводы

1. Креативная экономика – это очередной этап экономического общественного развития, в рамках которого решающее значение приобретают интеллектуально-креативные ресурсы человека.

2. Интеллектуально-креативные способности (ресурсы) человека являются одними из основных характеристик ноосферы как части биосистемы, обеспечивающей его существование как биовида.

3. Круговорот ресурсов, черпаемых человеком из биосферы, обеспечивается благодаря его интеллектуально-креативной деятельности в границах ноосферы, которая направлена на удовлетворение потребностей общества в создании предметной среды, обеспечивающей существование человека как биовида.

4. Важнейшими проводниками творческой (креативной, созидательной) энергии, проявляемой в результате использования интеллектуально-креативных ресурсов человека, являются:

а) информация, необходимая для информационного обеспечения экономики;

б) доверие к этой информации и ее переработка в информационную составляющую любого экономического продукта с соблюдением требований информационной этики на всех этапах передачи информации как основного проводника творческой энергии человека, являющейся основным источником наполнения энергией ноосферы.

5. Интеллектуально-креативная деятельность человека имеет не только положительные, но и отрицательные последствия для биосферы. В отличие от животного и растительного мира, продукты жизнедеятельности которых не выходят за пределы биосферы как системы, часть продуктов жизнедеятельности человека выходят за ее пределы, создавая тем самым экологические проблемы существования биосферы.

[1] Об этом указывается в многочисленных работах от Жана Батиста Ламарка и Эдуарда Зюсса до работ Эдуарда Леруа, Пьера Тейяра де Шардена и Владимира Ивановича Вернадского и его последователей

[2] В случае создания произведений искусства роль информационной составляющей играют ноты или стихи, положенные на бумагу и т.д.  

 

[1] Ноосфера - сфера разума

 


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. – 1944. – № 18. – С. 113–120.
2. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М.: Наука, 2001. – 376 с.
3. Левченко В.Ф. Эволюция биосферы до и после появления человека. СПб: Наука, 2004. – 166 с.
4. Мельников О.Н. Творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе // Креативная экономика. – 2007. – № 1. – С. 11-18.
5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Креативная экономика, 2010. – 386 с.
6. Мельников О.Н., Жаворонков П.В. Человеческие ресурсы и доверие как обязательное экономическое условие получения дохода организации // Креативная экономика. – 2011. – № 5. – С. 11–16.
7. Мельников О.Н., Машнинова Ю.В. Фундаментальная модель организации рыночного обмена знаниями. Информация как товар. // Российское предпринимательство. – 2012. – № 14 (210). – С. 94–99.
8. Мельников О.Н., Машнинова Ю.В. Как информация становится интеллектуальной собственностью // Научная периодика: проблемы и решения. – 2012. – № 5. – С. 17–21.
9. Мельников О.Н., Машнинова Ю.В. Роль информационной этики в создании экономических продуктов // Научная периодика: проблемы и решения. – 2013. – № 1. – С. 6–13.
10. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 228 с.
11. Шарден Т.Т. Феномен человека [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/fenchel.htm.