Перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Республики Татарстан)

Артамонычева А.Р.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (74), Февраль 2013

Цитировать:
Артамонычева А.Р. Перспективы инновационного развития экономики региона (на примере Республики Татарстан) // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 2. – С. 30-35.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18900944
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Выделены институциональные факторы, способствующие развитию конкурентных преимуществ региональных экономических систем. Рассмотрен инновационный сценарий в повышении конкурентоспособности регионов. Отражена роль ИКТ в развитии региона.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инвестиции, человеческий капитал, новая экономика, транзакции, величина производственных ресурсов, институциональная среда и инвестиционная деятельность, организационный менеджмент

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Инновационное развитие экономики региона следует рассматривать в совокупности мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач социально-экономического развития государства. Вследствие изменений ориентиров государства экономическое развитие региона также может изменяться. Не секрет, что в ряде случаев выполнение поставленных задач, прежде всего, зависит от взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, а также от внешнеэкономической ситуации.

В контуре новизны

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует экономику, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Татарстан является одним из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Он расположен в центре крупного индустриального района, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, что дает ему шанс развиваться инновационным путем.

2 августа 2010 года в Республике Татарстан был принят закон № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», определивший контур республиканской инновационной политики и заложивший фундамент правового регулирования инновационной сферы региона.

В современных условиях конкурентоспособная региональная экономика становится основой устойчивого развития не только региона, но и страны в целом [7].

Республика Татарстан имеет потенциал для повышения конкурентоспособности региона. И этому способствует развитие институциональной среды: разработка мер, которые включали бы гибкую систему государственной и частной поддержки малых и средних предприятий, эффективное взаимодействие крупного, малого и среднего бизнеса и т.д.

Ключевым финансовым институтом Республики Татарстан является Государственная некоммерческая организация «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан». Фонд играет ведущую роль в республиканской политике поддержке малого и среднего бизнеса. Реализация программ микрокредитования, кредитования в реальном секторе экономики, компенсации процентной ставки по кредитам коммерческих банков, поддержки малого предпринимательства путем инвестирования в средства производства на основе лизинга, а также программы инновационных проектов позволила: а) оказать поддержку 2820 субъектам малого предпринимательства на сумму 3,1 млрд рублей; б) предоставить поручительство на общую сумму 533,9 млрд рублей; в) привлечь средства коммерческих банков для кредитования малого бизнеса на общую сумму 1,6 млрд рублей; г) сохранить более 16234 рабочих мест и создать 3927 новых рабочих мест [8].

Инновационный центр экономической системы Республики Татарстан включил в себя такие города, как Казань, Набережные Челны, Елабуга и Нижнекамск.

Среда эффективности

На сегодняшний день институциональная среда российской экономики сталкивается с многочисленными административными барьерами на пути реальной конкурентоспособности экономических субъектов. Хотя в последнее время предпринимаются меры по изменению структуры российского производства и формированию инновационного сценария развития.

2014-09-12 12-50-52 Скриншот экрана

Если на уровне страны хорошо будут проработаны законы о защите прав собственности, то и на уровне региона они будут действовать эффективно. В региональном аспекте институциональная среда должна быть направлена на защиту выполнения контрактов, правил и механизмов, обеспечивающих подотчетность исполнительной власти обществу и на создание экономических, управленческих механизмов стимулирования вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции.

К институциональным факторам, способствующим развитию конкурентных преимуществ региональных экономических систем, можно отнести следующее:

1. Разработанную инновационную стратегию (или программу социально-экономического развития региона, города со SWOT-анализом, сценариями развития, в том числе и инновационным, программными мероприятиями и механизмом реализации).

2. Приоритетные региональные проекты, охватывающие национальный и международный уровень.

3. Развитую инфраструктуру рынка (с банками, страховыми организациями, технопарками и т.д.).

4. Развитие инноваций и предпринимательства.

5. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей инновационному развитию региона и устойчивому формированию, развитию и реализации его конкурентных преимуществ.

Развитие региона на современном этапе предполагает довольно серьезные проблемы в области инвестирования. Решение данных проблем лежит на уровне субъекта Федерации, а причиной тому являются знание и понимание основных аспектов реализации инвестиционной политики в регионе. Эффективное развитие региона качественно невозможно без создания оптимальных институциональных основ и рамок действия указанной политики.

В Татарстане ведется постоянная работа по взаимодействию с иностранными инвесторами и реализации перспективных проектов в регионе. На сегодняшний момент по общему объему инвестиций в основной капитал республика занимает первое место среди регионов ПФО.

Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе абсолютный национальный приоритет.

Важным направлением развития инновационной деятельности является работа по формированию инновационной инфраструктуры. В Татарстане действуют 13 технопарков и инновационно-технологических центров различных организационно-правовых форм.

В целях создания благоприятного инвестиционно-инновационного климата ведутся работы с Правительством Российской Федерации по созданию в Республике Татарстан особых экономических зон.

Важный вклад в экономику республики вносит развитие собственно сектора ИКТ как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности и роста во всех других отраслях.

Вывод

Рассматривая величину по программам реализации, Республика Татарстан планировала получить дополнительный доход в федеральный бюджет порядка 106 млрд рублей, а получила 342 миллиарда. Можно сказать, что совмещение всех инструментов финансового развития оказалось эффективным.

В целом Татарстан последовательно реализует стратегию перехода от экспортно-сырьевого к инновационному развитию экономики. Развитая нефтяная и нефтехимическая промышленность является основным конкурентным преимуществом и базисом инновационно-технологического развития экономики республики.


Источники:

1. Индекс готовности регионов России к информационному обществу [Текст] / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника – М. Институт развития информационного общества, 2005.
2. Цапенко И.П., Шапошник С.Б. Человеческий капитал как фактор формирования информационного общества в Москве [Текст] // Информационное общество №№ 2–3, 2006.
3. Львов Д.С. Институциональная экономика [Текст]. – М., 2002.
4. Бобылев Г.В., Кузнецов А.В., Горбачева Н.В. Условия и факторы реализации инновационного потенциала региона [Текст] // Регион: экономика и социология, 2008, № 1.
5. Дасковский В., Киселев В. Совершенствование оценки эффективности инвестиций [Текст] // Экономист, 2009, № 1.
6. Сухарев О. Государственное регулирование экономики: инвестиционные аспекты промышленной и региональной политики [Текст] // Инвестиции в России, 2006. № 1.
7. Кузьминов Я., Юдкевич М.. За пределами рынка: институты управления трансакциями в сложном мире [Текст] // Вопросы экономики, 2010, № 1.
8. Официальный сайт «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» – http://ivf.tatarstan.ru [Электронный ресурс]

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:17